Posted 20 февраля 2019, 14:35
Published 20 февраля 2019, 14:35
Modified 16 октября 2022, 18:07
Updated 16 октября 2022, 18:07
Ранее бизнесмен был владельцем множества компаний, но по иску кредитора, долг перед которым составил 600 миллионов рублей, он был признал несостоятельным. Кредитором оказалась компания "Экспател", теперь начался процесс реализации имущества бывшего олигарха.
Перед тем, как Забарского суд признал банкротом, предпринимателя постигла еще одна неприятность — в связи с неисполнением решения судебных приставов ему был ограничен выезд за границу на срок 6 месяцев.
Предвидя закат своей карьеры, Забарский, по данным СМИ, стал активно принимать меры по сокрытию части своего имущества, полученные им в рамках исполнения многомиллионных госконтрактов.
Не так давно предприниматель переоформил на родственника особняк в Хорватии. По информации СМИ, дом был куплен в 2015 году, его стоимость составляла на тот момент составляла несколько миллионов евро. Речь идет о кадастровой стоимости, рыночная значительно дороже. Примечательно, что покупка состоялась в тот момент, когда одна из его организаций получила госзаказ на возведение крупного моста в Сибири.
Перед текущим решением суда была целая серия банкротств компаний из бизнес-империи Забарского, к ним относятся - «Тюменстальмост», «Мостостроя-12», «Строительного управления-1». Год назад это коснулось и головной компании — СП «Фоника», организацию признали несостоятельной.
За каждым активом числятся многомиллиардные долги и многочисленные судебные тяжбы между бизнесменом и кредиторами. Последние выдвигают обвинения, что предприниматель является мошенником, злоупотребляет доверием и выводит имущество из разорившихся компаний.
При этом ситуация была совсем другой еще несколько лет назад, когда Забарский являлся владельцем нескольких процветающих организации. Стоит отметить, что их кредитовали государственные финансовые учреждения. Так, предприятие «Тюменьстальмост» считалось одним из самых крупных в регионе. С завода поставляли металлоконструкции как по России, так и в другие государства. Одной из ведущих компаний в своей отрасли стал "Мостострой-12", он принимал участие в крупных федеральных проектах. В течение нескольких лет Забарский развалил эти и другие свои организации.
Кредиторы уверены, что жадность бизнесмена привела к его краху, именно она влияла на постоянные махинации. Первая проблема появилась еще в 2013 году, тогда "Мостострой-12" отстранили от возведения моста через реку Надым. Оказалось, что не соблюдаются сроки стройработ, также перед сотрудниками появлялись долги по зарплате. В результате работы продолжила другая компания, а "Мостострой-12" и "Корпорация развития" все еще судятся из-за денежных вопросов.
Потеря этого контракта стала болезненным ударом по бизнесу Забарского, но он остался на плаву. Дело в том, что "Мостострой-12" имел и другие контракты на несколько миллиардов, в том числе на возведение мостового перехода через Каму и Буй. Кроме того, существовали проекты и в Удмуртии. Сроки завершения строительства моста несколько раз откладывали, после чего в 2017 году арестовали главу региона Александра Соловьева. Он стал фигурантом дела по подозрению в получении взятки. Правоохранители заявляли, что с 2014 года в течение двух лет политик получил 139 миллионов рублей от Забарского и его помощников. Говорилось, что за указанную сумму компаниям бизнесмена сразу оплатили выполняемые работы, также они получили разрешения на использование участка недр. Следствие уверено, что было обеспечено общее покровительство и попустительство по службе. Соловьев сознался в случившемся, сейчас устанавливаются другие участники преступной деятельности.
Эта ситуация привела к тому, что Забарский потерял поддержку высокопоставленного госслужащего и доверие кредиторов. На фоне этого начался процесс разрушения бизнеса, только перед этим предприниматель взял кредиты в банках на 10 миллиардов рублей, в том числе в Сбербанке и ВТБ. Вот только отдавать средства он не торопился.
Первым начал действовать Сбербанк, долг перед которым составил 1,8 миллиарда рублей. В 2017 году он суде потребовал банкротства "Тюменстальмоста", СП "Фоники" и "Мостостроя-12". Далее подключились и другие кредиторы, налоговики обвинили СП "Фоника" в организации схем, позволивших уклониться от выплаты налогов. От бизнесмена потребовали почти 2 миллиарда рублей. Бизнесмен предпринимал меры, что затянуть суды и в это время выводил активы с баланса организаций.
Стало известно, что "Строительное управление-1" получило кредит в Сбербанке на 1 миллиард рублей под залог ТЦ "Монпасье", который располагается в северной столице. Когда начались проблемы, Забарский переоформил здание ТЦ на новое юрлицо — ООО "Монпансье". Единственным акционером этой организации была гендиректор СУ-1 Людмила Добровольская (издание «Век» называло ее любовницей Забарского). В результате Сбербанку не вернули деньги, также финансовая компания не смогла себе торговый центр за долги.
Кроме того, Забарский смог получить кредит в банке «Пересвет» и отдал в залог все тоже здание. Сумма долга составила 500 миллионов рублей (ранее «Мостострой-12» и «Тюменьстальмост» Забарского уже одолжили в банке по 3 миллиарда рублей каждый). Кредит выплачиваться перестал, а банк не смог забрать себе ТЦ, после чего пришлось разбираться в суде с Добровольской.
В результате действия Забарского привели к тому, что фактически был убит банк. В капитале организации появилась "дыры", что стало причиной его санации.
Также из собственности "Мостостроя-12", по данным СМИ, вывели единственный ликвидный актив. Это два здания в историческом центре Москвы по улице Верхняя Радищевская. Их передали компании «Фоника Авиа», принадлежащей зятю Забарского.
Уже после введения процедуры банкротства СП «Фоника» Забарский вывел из актива предприятия дорогостоящую строительную технику путём передачи ее в аренду аффилированным с ним компаниям. В частности, 145 единиц дорогостоящей тяжелой строительной техники были переданы в аренду «Спецмонтажстрой» всего за 1 млн. руб. в месяц (т.е. по 7 тыс рублей за ед.). Часть кранов, бульдозеров, буровых установок и другой техники с помощью фиктивных договоров была перерегистрирована на ТОО «Мостострой-12», зарегистрированной в Казахстане.
До последнего времени Забарскому удавалось избежать личной ответственности, лихо перебрасывая активы и пряча концы в воду путем банкротства множества юридических лиц, опустошенных перед ликвидацией. Однако не зря говорят: сколько веревочке не виться, а конец будет. И для бывшего олигарха, вокруг которого сужается кольцо разъяренных кредиторов и светит статья «Дача взятки» по делу экс-главы Удмуртии, финал едва ли будет радостным.