Posted 27 октября 2018, 06:23

Published 27 октября 2018, 06:23

Modified 16 октября 2022, 18:02

Updated 16 октября 2022, 18:02

Казаки против казаков: чем закончится передел границ на Северном Кавказе

27 октября 2018, 06:23
После скандала с проведением границы между Чечней и Ингушетией, ставропольские казаки заявили претензии на два района ЧР, ранее входивших в Ставропольский край. Что даст передел границы казачеству и как разделились казаки в этом вопросе – разбирался NewsTracker.

На днях казаки Кавказской казачьей линии (ККЛ) обратились к губернатору Ставропольского края Владимиру Владимирову и спикеру регионального парламента Геннадию Ягубову с требованием инициировать возвращение в состав Ставрополья Шелковского и Наурского районов, ныне входящих в состав Чечни. Атаман ККЛ, государственный советник РФ II класса Сергей Попов сообщил, что поводом для обращения стало скандальное установление границы Чечни с Ингушетией, которое ингуши восприняли как несправедливое. По его словам, передел границ на Кавказе начал глава Чечни Рамзан Кадыров, и это может привести к серьезным последствиям.

Как ставропольские казачьи районы отдали Чечне

Населенные пункты в Наурском и Шелковском районах Чеченской республики ранее входили в состав Терской области, Терской губернии, Терского края и других крупных образований, существовавших на территории Северного Кавказа. Согласно данным переписей, как времен Российской империи, так и времен СССР, население здесь было преимущественно казачьим, а населенные пункты до сих пор называются станицами.

В 1937 году Наурский район, а в 1938 году Шелковской вошли в состав Ставропольского (тогда Орджоникидзевского) края. В 1944 году Чечено-Ингушская АССР была ликвидирована, население депортировано, а на ее основе была создана Грозненская область, к которой добавили территории, ранее не входившие в состав ЧИАССР, но Пригородный район, входивший в состав ЧИАССР, остался в составе Северной Осетии.

«Утвердить представление ... об образовании Грозненской области с центром в городе Грозном и ликвидации в связи с этим Грозненского и Кизлярского округов Ставропольского края. В состав Грозненской области включить город Грозный и районы бывшего Грозненского округа – Атагинский, Ачхой-Мартановский, Гананчожский, Галашкинский, Грозненский, Гудермесский, Надтеречный, Старо-Юртовский, Сунженский, Урус-Мартановский, Шалинский и Шатоевский, город Кизляр и районы бывшего Кизлярского округа – Ачикулакский, Караноганйский, Каясулинский, Кизлярский и Шелковский, а также Наурский район, выделив его из состава Ставропольского края», – указано в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 22 марта 1944 года.

В 1957 году ЧИАССР была восстановлена Указом Президиума Верховного Совета РСФСР, но в ином виде: Пригородный район остался в составе Северной Осетии, а Шелковской и Наурский не вернулись в Ставропольский край по указанию Хрущева. В 1991 году они стали частью Чеченской Республики.

В обращении к Владимирову и Ягубову казаки приложили письмо 1957 года жителей Шелковского и Наурского района президенту РФ Борису Ельцину, в котором рассказывается о ситуации, сложившейся в районах после прихода к власти Джохара Дудаева.

«Выгнано, выжито из родных домов 50 процентов населения русских. Отмените единоличное решение Хрущева о передаче этих районов Чечне. От имени 50 тысяч живущих в этих районах, от имени 50 тысяч человек, вынужденных бежать отсюда в глубь России, просим – верните нас в Ставропольский край», – написали жители.

Атаман ККЛ Попов считает, что сейчас на Кавказе складывается опасная ситуация.

«История с чечено-ингушской границей запустит «принцип домино» к переделу границ во всем СКФО, а это опасно, свои обращением мы хотим это показать. А еще в Москве есть идея укрупнить регион, создав один субъект РФ из СКФО. Командовать в таком случае этим гипотетическим субъектом будут «кадыровы» со всеми вытекающими последствиями. То есть Ставропольский край повторит судьбу Шелковского и Наурского районов: защищать нас не будет никто, кроме нас», – уверен Попов.

Распри между атаманами

Казаки в Ставропольском крае давно делятся на реестровых и нереестровых представителей. Первые - получают субсидии из бюджета и пользуются привилегиями, вторые - живут самостоятельно. После зявления нереестровых казаков о возвращении районов атаман Терского войскового казачьего войска (ТВКО) Александр Журавский на идею ККЛ отреагировал отрицательно.

«Открытое обращение не было вынесено на обсуждение и не утверждалось нашим кругом, согласно традициям. По всей видимости, это заявление является ничем иным, как провокацией, рассчитанной на привлечение внимания СМИ к данной организации», – сообщил Журавский. С его точки зрения, причиной данного заявления является борьба за власть внутри ККЛ между Поповым и недавно вышедшим из мест лишения свободы Юрием Чурековым. Чуреков отбывал наказание за контрабанду оружия.

Журавского поддержал и атаман Ставропольского окружного казачьего общества (СОКО) ТВКО Сергей Пальчиков. По словам Пальчикова, обращение ККЛ к губернатору не было согласовано с ТВКО и является провокацией, которая может пошатнуть мир на Кавказе. При этом Пальчиков не прокомментировал скандальное установление границы Чечни и Ингушетии и не поделился мнением, может ли оно «пошатнуть мир на Кавказе».

К заявлениям руководства реестра Попов отнесся скептически.

«Полностью зависимые от власти Журавский и Пальчиков хотя бы могли промолчать многозначительно, но нет: они полезли называть провокацией то, что мы сделали. Чья была идея их обращений – не знаю: сами ли Журавский и Пальчиков придумали, или им Владимиров или Скворцов, зам по безопасности, курирующий казачество, приказали реагировать, но лучше было бы немножко язык прикусить, не позорить казаков. А насчет собственного пиара, какой смысл мне пиарить себя? Просто люди не привыкли, что кто-то может озвучить проблему со всей серьезностью», – заявил атаман.

Общественно-политический деятель Виктор Шатерников уверен, что высказывание атамана ТВКО сами являются личным пиаром.

«Журавский в очередной раз пытается пропиариться на удобной теме, при этом извлекая для себя определенную выгоду. В данной ситуации он показывает свою личную преданность перед губернатором и в то же время плюет на мнение казаков. Его «критика» позиции ККЛ – это громкие слова, которые повлекут за собой ряд обстоятельств, включая разлад среди казаков», – поделился мнением Шатерников.

С его точки зрения, благодаря действиям атамана ТВКО, казачество стало инструментом в интригах.

«Не так давно в Изобильненском округе реестровые казаки объявили ультиматум всему руководству. Они утверждали, что когда-то независимая казачья демократия вдруг стала манипулироваться местной властью. Журавский превратил казачество в политический инструмент, благодаря которому будут лоббироваться личные интересы, нежели решаться дальнейшая судьба всего казачества. Я уверен, что не все казачьи общества поддерживают позицию Журавского и прежде чем открыть свой рот, ему следует хорошенько подумать, а не дискредитирует ли он ТВКО, не плюет ли на традиции, а самое главное, не позорит ли своим высказыванием честь и достоинство казачьего мундира и казачьих погон», – сообщил собеседник.

Глава Красногвардейского хуторского казачьего общества (КХКО) Виталий Меленяко поделился информацией о том, как восприняли обычные казаки на местах обращение ККЛ и реакцию на него атамана ТВКО. По его словам, атаман ККЛ поднял серьезный и глубокий вопрос, важный с политической точки зрения, так как в нем есть и казачья, и русская составляющая.

«На местах все, конечно, обсуждают резонансное обращение ККЛ, и у каждого казака свое мнение, причем многие противоречат с мнением атамана ТВКО. Лично я не хочу комментировать ни Попова, ни Журавского, но отмечу, что удивили слова Журавского, что Попов не согласовывал с нами, реестровыми казаками, свою инициативу. А сам Журавский согласовывает с Поповым и его казаками свои инициативы? По факту же у казаков на местах есть другие проблемы: власть не понимает бед народа, она не слышит нас, а брызгать слюной на ветер – бесполезная трата времени», – сообщил Меленяко.

Более резко высказался реестровый казак с одного из восточных районов края, пожелавший остаться анонимным.

«Последнее заявление по обращению ККЛ о возвращении казачьих районов окончательно дискредитировало Журавского и Пальчикова в глазах рядовых казаков. Шелковской и Наурский районы – это казачья земля: там до сих пор населенные пункты станицами называются с казачьими названиями. Журавский и Пальчиков посмели разбрасываться казачьими землями, получается так?», – задался вопросом казак.

При таком подходе, по его словам, странными кажутся слова Журавского о том, что войску не хватает средств.

«Пусть тогда не плачет, что денег нет в войске: нужно брать аренду за казачьи земли, а не разбазаривать их. При этом людей, которые хотят их вернуть, Журавский и Пальчиков называют провокаторами. Кто тогда они задумайтесь сами. Губернатор Владимиров тоже хорош: сам казак, но казакам помогать не думает», – сообщил собеседник.

Комментировать инициативу ККЛ отказался и атаман Казачьего общества «Станица Казанская» Борис Пронин. По его словам, было созвано правление Станицы Казанской и выслушано мнение совета стариков.

«У атамана может быть свое мнение, но я обязан советоваться с казаками, тем более, со стариками, так как вопрос поднят очень серьезный. Мы приняли решение дабы не подливать масла в огонь, воздержаться от каких-то комментариев по данному вопросу. Причина этому – необходимость тщательного анализа текущей ситуации и исторического прошлого», – рассказал атаман.

По его словам, во времена правления Советов было принято большое количество неправильных земельных решений.

«Мы видим, чем это все обернулось спустя 60 лет, например, передача Крыма Украине. Донбасс также был передан Украине в 1920 году росчерком пера и из-за многих этих переданных территорий до сих пор льется кровь. Сегодня передел границ в таком взрывоопасном регионе как Северный Кавказ, это открытие «ящика Пандоры» с возможными необратимыми последствиями, в такой сложный санкционный период развития нашей страны, когда народ еще не отошел от шока пенсионной реформы, повышения НДС, роста цен на топливо, тарифов ЖКХ», – поделился мнением Пронин.

С его точки зрения, на ошибках предшественников нынешняя власть учиться не хочет.

«Яркий пример – образование СКФО: непонятным образом Ставропольский край оказался в нем, а не в ЮФО. Что будет со Ставропольем через уже ближайшие 20-30 лет при нынешнем оттоке русскоязычного населения из восточных районов края, никто предсказать не может. А вот в новых паспортах уже появилась надпись выдано ОУФМС по Ставропольскому краю и почему-то Карачаево-Черкесской Республике. Мы конечно очень надеемся, что это ничего не значит, но возникает вопрос: ведь свежа память, когда Карачаево-Черкессия входила в состав Ставропольского края», – рассказал атаман.

По словам Пронина, при передаче земель, переделе границ, нужно делать все, чтобы избежать конфликтов, как, например, случилось в Ингушетии: все должно проходить путем референдума, учитывая волю народа. Он уверен, что если бы Хрущев свои решения принимал не единолично, то таких вопросов сегодня бы и не возникало.

«Ни чеченский, ни ингушский народы, ни казаки, ни народ Украины в этих конфликтах не виноваты. Они стали заложниками единоличных глупых необдуманных и необоснованных решений бывших руководителей нашего государства», – поделился мнением атаман.

У казачества нет целей существования

Реестровый казак из восточных районов края отметил, что казаки не видят цели существования.

«Главная проблема казаков – мы не видим, куда идем: ни войсковое руководство, ни власти не в состоянии дать ответ, для чего мы существуем. То ли мы общественная организация, то ли мы военная организация, то ли что-то другое. Сейчас казаки занимаются танцами да показухой вместо реальных дел, это проще, на это дают гранты. Развития нет, цели существования никто не озвучивает, складывается впечатление, что мы нужны для танцев, патрулирования «для вида» с полицией и больше ни для чего», – сообщил собеседник.

По его словам, из-за этого происходит катастрофическое сокращение войска.

«В 1990 году терское войско насчитывало около 35 тысяч. Сейчас по всему Ставропольскому краю наберется 6 тысяч, если всех вместе с семьями записывать, со всеми чадами и домочадцами. Да и отношение у людей поменялось к официозным структурам. Например, когда в Изобильном отмечали 25-летие Ставропольского округа с участием губернатора, ни один серьезный, солидный атаман не приехал», – рассказал казак.

Есть и другие проблемы.

«Очень много, откровенно много тупости, начиная с верхушки реестра, которая по факту не руководит, а выполняет указания власти. В свое время Попов писал правильно, что атаман войска не может быть ничьим замом: он по статусу равен главе субъекта РФ и с ним должны считаться. А при Журавском сплошной позор: если Бондарев мог решать вопросы на уровне Совета Безопасности, то этот не может ничего. Атаман не будет шевелиться, пока его зарплата зависит от властей, а не от казаков», – поделился мнением собеседник.

С мнением об отсутствии у большинства казаков вектора развития солидарен Сергей Попов.

«Общие проблемы – отсутствие какого-либо вектора развития, в том числе идеологического и экономического тоже. Все стремятся получить прибыль, но не у всех получается. Журавский, например, когда «Закон жирных котов» начали продвигать, решил сделать казачий агрохолдинг. Тогда реестровые казаки Степновского района, поддержали нас, против закона выступили, но Журавский он молчал и одобрительно кивал», – рассказал атаман ККЛ.

Из-за стремления к заработку, по словам собеседника, зачастую возникают неприятные ситуации.

«Они же ездили к полпреду президента в СКФО Александру Матовникову, просили землю, а он проверку им прислал и вскрылось множество нарушений. Атаманы взяли землю, отдали в аренду, деньги берут, рядовым казакам ничего не достается. В Изобильненском районе атаман всю землю подмял и жалобы на него написал его родной дядя, в Бурукшуне казаки участвовали в попытке рейдерского захвата колхоза, в Ставрополе пытаются «отжать» площадку на Кулакова у законного хозяина», – сообщил Попов.

По его словам, конфликтные ситуация на местах между казаками разных обществ случаются, но далеко не постоянно, и объединение казачества возможно.

«Объединение казаков, в принципе, возможно, но, думаю, не с Журавским как атаманом ТВКО и не с Владимировым как губернатором Ставропольского края», – поделился мнением атаман.

Виталий Меленяко считает, что здравого баланса между экономикой, политикой и общественной деятельностью в ТВКО нет.

«Для реестра первостепенной задачей было поставлено не влезать в политику, быть дружинниками, понятыми, заниматься детьми, культурой и так далее. И быть попрошайками: ходить по кабинетам с протянутой рукой, потому что если общества будут развивать собственную экономику и крепнуть, то чиновники потеряют контроль над казаками. В связи с этим продолжает быть актуальной проблема земель для казаков. Нужен здравый баланс политики, экономики и общественной жизни, но этого нет», – сообщил атаман КХКО.

С его точки зрения, руководство войска и округа не уделяет должного внимания насущным проблемам края и страны.

«Верхушка не понимает, что политика так же затрагивает казаков, как и остальные слои населения. Антинародные правительственные реформы, которые были приняты в последнее время, не были прокомментированы атаманом ТВКО, который промолчал. Получается, ему не интересно или его и его родственников не коснулся этот вопрос», – рассказал Меленяко.

Комментируя возможность объединения казаков, он отметил, что на местах они находят взаимопонимание, так как казак казака всегда поймет.

Скептически к перспективе объединения казачества относится и Борис Пронин.

«Объединение казачества на данный момент нереально, его не было, нет и не будет. Возникнет слишком мощная организованная сила, с мнением которой придется считаться, власть предержащим это не нужно. Можно много говорить об объединении, но от одних слов казаки не объединятся, надо еще что-то и делать. А реальных действий по объединению я пока не видел, хотя положительные тенденции с новым атаманом СОКО наметились», – сообщил атаман «Станицы Казанской».

Подпишитесь