Posted 16 июля 2018, 13:46
Published 16 июля 2018, 13:46
Modified 16 октября 2022, 17:56
Updated 16 октября 2022, 17:56
Следует ли думать, что это был «пробный шар» от ДУМ Ингушетии в сторону ингушского лидера в связи с предстоящими выборами главы региона в сентябре текущего года, разбирался NewsTracker.
Шах королю?
Муфтият Ингушетии в конце мая текущего года объявил об отлучении от мусульманской общины главы Ингушетии Юнус-Бека Евкурова. В современной России такой итог противостояния светской власти и духовенства произошел едва ли не впервые. Подобный демарш со стороны ингушского муфтията, с одной стороны, вызвал недоумение в целом, а с другой – был воспринят, как один из возможных исходов в затянувшейся междоусобице Евкурова и Хамхоева.
Оглашение решения об отлучении Евкурова произошло на совещании имамов и сельских старшин Ингушетии. Хамхоев выставил целый ряд претензий к республиканской власти в лице Евкурова, касающихся вмешательства в религиозную жизнь республики.
Одним из главных «грехов» Евкурова, по мнению Хамхоева, является давление на представителей Муфтията. Муфтий привел пример мартовской операции республиканских силовиков в селе Долаково. Они оцепили школу хафизов и устроили тотальную проверку образовательного учреждения. Как считает Хамхоев, это было сделано беспричинно и показательно грубо в целях устрашения.
Перед этим руководство Республики лишило республиканский Муфтият возможности заниматься организацией хаджа, передав эти полномочия республиканскому комитету по хаджу, что стало серьезным ударом по престижу и финансовым вливаниям Муфтията.
«Это в перспективе приведет к нивелированию стереотипа о том, что в организации хаджа применяются разные коррупционные схемы. Тем самым мы огородим муфтият от подобных наговоров», - комментировал это решение Юнус-Бек Евкуров.
Буквально перед своим резонансным собранием республиканский муфтият, согласно судебному решению, остался без земельного участка, выданного ранее под строительство соборной мечети в столице республики Магасе. Сбор денег под строительство мечети проводило республиканское руководство. Сумма составляет более 100 миллионов рублей. Их часть уже была потрачена на возведение фундамента.
Кроме того, в прошлом году в Ингушетии закрыли радио «Ангушт», принадлежавшее Муфтияту.
«Радио «Ангушт» продолжит свою работу, но уже на базе Национальной телерадиокомпании «Ингушетия», - сказал тогда по этому поводу глава Ингушетии.
На это последовал и ответ муфтия.
«Чиновники не имеют право вторгаться в наши дела, так как религия отделена от государства, а на тех, кто вопреки закону будет пытаться это делать, мы найдем управу»,— пообещал Хамхоев.
Он напомнил, что в мусульманской практике есть меры воздействия на тех, кто совершает проступки, согласно шариатскому праву. То есть муфтий, фактически, пригрозил шариатским судом.
Следует отметить, что отношения Хамхоева и Евкурова раньше вполне были приемлемыми, несмотря на «темные пятна» в биографии муфтия. И Хамхоев не считал вмешательством представителя светской власти в духовную жизнь республики, когда в 2014-м году в совете алимов муфтията проходило голосование по избранию муфтия. Тогда Евкуров лично присутствовал на мероприятии и недвусмысленно, но без прямого указания, дал понять собравшимся имамам, за кого стоит им голосовать.
Глава Ингушетии выступил в поддержку повторного избрания Хамхоева на должность муфтия. И это даже несмотря на то, что люди, хорошо знакомые с Хамхоевым, говорят, что в противовес данным из открытых источников о его богословском образовании, Иса-хаджи имеет серьезные пробелы и знает не больше студента медресе. Свои нынешние познания о религии он получал уже в зрелом возрасте, чтобы хоть как-то оправдывать свою духовную должность.
Даже после ссоры в Евкурова и Хамхоева 2015-м между ними были эпизоды взаимопонимания и примирения. Этим объясняется то, что Хамхоев проигнорировал митинг протеста в Чечне против насилия в Мьянме над мусульманами рохинья. Как пояснил наш источник в правоохранительных органах из Ингушетии, Хамхоев не поехал в Грозный на митинг по просьбе Евкурова.
Религиозная карьера Хамхоева
Что же произошло на самом деле? Почему Хамхоев пошел ва-банк против руководителя региона?
Прежде всего, необходимо уяснить, что религиозная карьера для Хамхоева, в первую очередь, карьера.
Впервые свои властные амбиции он проявил еще в далеком 1994-м, когда с группой вооруженных людей захватил здание администрации села Насыр-Корт (ныне один из административных районов Назрани). Этим он добился официального назначения на должность помощника муфтия. Позднее бывший президент Ингушетии Руслан Аушев в личных разговорах сожалел, что не арестовал тогда Хамхоева как бандита, сообщал тогда ГолосИслама.RU.
Муфтием Хамхоев стал в 2004-м году. Это был крайне нестабильный год для Ингушетии. Тогда произошло нападение Басаева на Назрань, и шел отстрел муфтиятовских имамов и полицейских. В это время действующий муфтий Ингушетии Магомед-хаджи Албогачиев успел выехать за пределы республики, а через месяц подал в отставку. В такой непростой обстановке многие имамы Ингушетии боялись претендовать на должность муфтия, чтобы не оказаться под прицелом боевиков. Эти обстоятельства и стали благоприятной почвой для кандидатуры Хамхоева.
Спустя 11 лет после рейда Басаева в Ингушетии много чего изменилось. Теракты в Ингушетии стали большой редкостью. Серьезные изменения произошли и в религиозной жизни Ингушетии. Республика стала уникальным местом по меркам СКФО, где салафиты (люди, которые считают, что идут по пути этих предков - тех, кто жил во времена пророка Мухаммеда) не только являются значительной частью населения, но и не подвергаются гонениям.
Наряду с такими религиозными авторитетами суфийского толка кадирийского тариката (одно из самых распространенных направлений, в частности, в Ингушетии, в суфизме – религиозном течении ислама) как Магомед Албогачиев и Хизир Цолоев в Ингушетии имеют авторитет и популярность салафитские имамы Иса Цечоев и Хамзат Чумаков. При этом двух последних радикалы неоднократно обвиняли в призывах к миру и отговариванию молодежи от присоединения к вооруженной борьбе. Однако, это не оберегало их от нападок со стороны Муфтията Ингушетии за салафитские взгляды вплоть до угроз расправы.
Но в Ингушетии нет религиозной монополии. В республике действуют немало мечетей, не подчиненных Муфтияту. Кроме накшбандийских есть еще около 13 салафитских. Муфтияту не подчинены мечети в Джейрахском районе - на родине Юнус-Бека Евкурова, несмотря на их принадлежность к кадирийскому тарикату.
Однако, после переназначения на должность муфтия в 2014-м году Хамхоев максимально подмял муфтият под себя. По информации источника близкого к Муфтияту, все имамы Муфтията назначались, по сути, с личного указания Хамхоева. За это, в свою очередь, они уже стали лично обязаны муфтию. Серьезные изменения произошли и в кадровой политике Муфтията Ингушетии. Так, представители накшбандийского тариката были лишены возможности занимать должности в муфтияте. Таким образом, Хамхоев создал монополию кадирийского тариката в рамках Муфтията. Собственно, ненасытное стремление Хамхоева к абсолютной власти любой ценой и стало основой конфликта муфтия Ингушетии и главы региона.
Хамхоев & Евкуров
Активная фаза конфликта между Евкуровым и Хамхоевым началась летом 2015-го года. «Обратный отсчет» пошел после безуспешной попытки Хамхоева провести силовой захват Насыр-кортской мечети во время пятничной проповеди. Имам этой мечети – один из не подчиненных республиканскому муфтияту салафитский проповедник Хамзат Чумаков.
Для силового захвата мечети Хамхоеву удалось собрать лишь тридцать последователей. Остальных он не смог убедить. Однако, несмотря на организационный провал акции и явное меньшинство, Хамхоев рискнул войти в мечеть и потребовать от Чумакова покинуть должность имама. Как известно, эта попытка закончилась для Хамхоева позорным выдворением из мечети. В этот же день обе стороны конфликта открывали стрельбу, но все обошлось без жертв.
Методы Хамхоева вызвали непонимание со стороны Евкурова. Глава региона подверг острой критике действия республиканского муфтия. Да, Евкуров имел желание объединить мусульман Ингушетии в рамках одной религиозной организации, но недооценил «рвение» Хамхоева.
В ходе встречи Юнус-Бека Евкурова с имамами населенных пунктов республики и другими религиозными деятелями, на которой обсуждались вопросы внутри конфессиональных отношений, глава региона подчеркнул:
«Мы должны общаться и работать со всеми верующими, только в таком случае можно говорить о согласии в уме и о стабильности в ингушском обществе. Я призываю вас, глав мусульманских общин и просто ученых-алимов, трудиться над единением и сплочением всей общины. Только так мы сохраним республику в мире и благополучии. Никому нельзя необоснованно вешать ярлыки на других только из-за того, что они не разделяют их точку зрения и их подход к отправлению религиозных обрядов», - заявил глава субъекта.
В завершение встречи с духовенством Юнус-Бек Евкуров высказал пожелание муфтияту и имамам мечетей населенных пунктов принять отставку муфтия Исы Хамхоева и совместно с помощником-советником Главы республики заняться подготовкой выборов нового муфтия.
Тогда же Хамхоев и затаил обиду на Евкурова. С этого момента начинается неприкрытый конфликт между духовным и светским лидерами Ингушетии и Евкуров начинает искать альтернативный способ по объединению мусульман.
Страсти накаляются
Евкуров, в ходе проведения круглых столов, в которых приняли участие представители всех мусульманских общин республики, показал, что он готов вести мирный диалог с салафитской стороной Ингушетии. Это же продемонстрировали и представители накшбандийского тариката, наладившие приятельские отношения с лидерами салафитов на основе мусульманского единства. Тогда, по окончанию общих собраний алимов, которые проигнорировал Хамхоев, был найден компромиссный вариант - включение имамов накшбандийского тариката и салафитов в состав Муфтията.
Такой выход из ситуации категорически не устраивал Хамхоева, чем муфтий еще больше настроил против себя главу Ингушетии. С этого же времени начинается сближение Хамхоева с муфтием и главой Чечни, для которых он становится другом и желанным гостем.
«Резко негативную оценку в Ингушетии получила поездка Хамхоева за поддержкой в Чечню. На собрании представителей традиционных течений Чечни и Ингушетии он заявил, что в Ингушетии сейчас ущемляют права тарикатов. Он призвал остановить так называемых салафито-ваххабитов любым путем. Также Хамхоев сказал, что это дело не только ингушей, но и чеченцев, которые должны принять самое активное участие в подавлении всяких течений, отличных от традиционных тарикатов”, - пишет Рамзан Магомедов на сайте «Правозащита».
В Ингушетии в один голос осудили провокационные действия муфтия Хамхоева, который фактически попытался сформировать на стороне коалицию против властей собственной республики и части ее народа, а значит и против ингушской государственности в принципе. И главное, призвал к интервенции в Ингушетию и «борьбе любыми путями».
Таким образом, предпринята попытка столкнуть лбами недавно примиренное руководство двух братских, исповедующих прямо противоположные подходы в работе с религиозными общинами, такие же разные, как недавнее прошлое и настоящее двух республик.
Одному предлагается вмешательство во внутренние дела другого, в том числе силовое. Любой призывающий к этому не может не понимать того, к каким необратимым последствиям это может привести».
А Евкуров продолжал планомерное наступление на позиции Хамхоева. По инициативе главы региона и Управления по делам религии, в Ингушетии, в 2016-м году был создан Совет алимов, в числе которых оказались представители мусульманских общин, не входящих в состав Муфтията Хамхоева.
Позднее, в судебном порядке был запущен процесс по ликвидации Муфтията. Разбирательство, правда, закончилось победой Муфтията, однако, фактическая власть Хамхоева над духовной жизнью Ингушетии стала таять на глазах.
Объявляя «анафему» Евкурову, Хамхоев, очевидно, пытался пошатнуть позиции Евкурова перед выборами главы Ингушетии, которые должны состояться в сентябре 2018-го года. Но и этот бой тактически уже проигран Хамхоевым. В собрании Муфтията не принял участие представитель кадирийского тариката, имам соборной мечети Назрани Хизир Цолоев, имеющий хорошие отношения с Евкуровым и, по словам источников из Ингушетии, имеющий не меньший авторитет среди ингушских суфиев, чем Хамхоев. Также поступил и бывший муфтий Ингушетии Магомед Албогачиев, поддерживающий связи с Евкуровым.
Через два дня после вердикта Муфтията об отлучении во дворе дома Евкурова был проведен ифтар с участием имамов и старейшин, собравший несколько десятков участников. В итоге вместо превращения Евкурова в изгоя Хамхоев на самом деле обнажил преувеличенность своего авторитета в Ингушетии. Кроме этого, 31 мая Юнус-Бек Евкуров продемонстрировал свои миролюбивые намерения, заявив, что прощает Хамхоева в честь священного месяца и пригласил муфтия на ифтар.
Пока что, и тактически, и стратегически Евкуров побеждает Хамхоева. Однако, вероятно глава Ингушетии берет паузу, пока не станет ясно, удастся ли ему остаться на третий срок. В случае же, если Евкуров станет главой Ингушетии и в третий раз, у Хамхоева останется только два варианта: либо пойти на уступки, либо окончательно потерять все что он заимел, руководя Муфтиятом.