Posted 27 июня 2018, 14:41
Published 27 июня 2018, 14:41
Modified 20 августа, 17:30
Updated 20 августа, 17:30
В интервью «Интерфаксу» руководитель железнодорожного холдинга «РТК» Константин Засов рассказал о росте экспорта зерна, изменениях в перевозке лесных грузов и беспрецедентном обновлении подвижного состава железной дороги.
В сезоне 2017-2018 года перевозки зерна железнодорожным транспортом на экспорт выросли на 64%. Константин Засов считает, что такой небывалый рост обусловлен несколькими факторами – рекордным урожаем, большими переходящими остатками в зернохранилищах и государственной поддержкой железнодорожных перевозок из внутренних регионов страны.
«Третий фактор – рост экспортных цен на российскую пшеницу, которая с февраля 2018 года торгуется дороже $200 за тонну, впервые за три года. В итоге большое количества зерна, удачная ценовая конъюнктура и своевременные меры поддержки привели к тому, что в этом сезоне ставился рекорд за рекордом», - говорит Засов.
По словам эксперта, рекордных объемов железнодорожных перевозок было бы трудно достичь без должной готовности инфраструктуры. Сейчас из России вывозят до 5 миллионов тонн зерна в месяц. Это стало возможным благодаря построенным за последние 10 лет терминалам и обновлению вагонного парка.
«Хотел бы напомнить, что 10 лет назад, когда наша компания вышла на рынок, на нем не было серьезных инвесторов в подвижной состав. Игроки не хотели инвестировать в инфраструктуру, парк старел... Теперь же, к примеру, наша компания является крупнейшим на сети собственником новых вагонов зерновозов», - сказал глава «РТК».
Сезон 2017-2018 годов Засов назвал «стресс-тестом» для всей системы железнодорожных перевозок зерна. Рекордные объемы, сложные логистические условия и предельные нагрузки на портовые терминалы позволили продемонстрировать возможности обновленной инфраструктуры.
«Россия будет и дальше наращивать производство и экспорт зерна. У нас есть для этого все возможности: пашни, вода, люди готовые и любящие работать на своей земле, а с внедрением новых технологий наш рынок, может продолжать расти теми же темпами еще много десятков лет», - говорит Константин Засов.
По прогнозам аналитического центра АО «Русагротранс», в 2018 году валовой урожай по стране достигнет 120 миллионов тонн. Это несколько ниже прошлогоднего, но все же очень много. По словам главы «РТК», для обеспечения своевременной транспортировки зерна можно использовать технологические ресурсы. Например, перевести документооборот на электронную основу, и вообще обращать больше внимания на цифровизацию железнодорожных перевозок.
«Очень большие резервы лежат в области улучшения технологии. Вагоны не могут проехать в два слоя по железной дороге. И задача номер один, увеличить рост оборачиваемости вагонов. К примеру, внедрение системы электронного документооборота между структурами ОАО "РЖД" и органами Россельхознадзора и ФТС привело бы к радикальному сокращению времени на оформление сопроводительных документов», - сказал Засов.
Также «РТК» намерена развивать технологию маршрутизации вагонов
«С 2008 года нам удалось продвинуться в направлении развития этой технологии. Но рынку зерна в отличие от угля или руды необходимы технологические преференции, ведь груз концентрируется не в одном месте добычи, а на сотнях станций», - сказал руководитель холдинга.
Глава «РТК» также рассказал о перспективах роста лесоперевозок. Эта отрасль сейчас переживает бум, становится более прозрачной и ждет новых крупных инвесторов. Входящая в «РТК» компания «Транслес» как раз находится в активной инвестиционной фазе.
«За последние годы приобретено более 2,5 тысяч платформ. Мы понимаем, что важнейший фактор, позволяющий улучшить логистику – долгосрочные договоры с грузоотправителями, когда происходит совместное планирование, прорабатывается логистика перевозок, организуются групповые и маршрутные отправки. В общем, мы идем по пути рынка, на котором логистика – это понятная и эффективная услуга», - сказал Засов.
Эксперт прогнозирует умеренный рост объема перевозок леса на экспорт. Этот рост будет идти параллельно с развитием всей лесной отрасли. В настоящее время вклад лесного хозяйства в национальную экономику минимален и не сравним с другими странами, но потенциал развития большой.
«Потенциал развития лесного комплекса России очень большой. Правительство Российской Федерации ведет работу по развитию лесного комплекса и планирует существенное увеличение производства продукции глубокой переработки древесины», - заявил Засов.
Одно из направлений развития – обновление подвижного состава для перевозки леса. В 2019 году «Транслес» планирует закупить 200 новых вагонов-платформ с повышенной грузоподъемностью и грузовым объемом.
Константин Засов считает также, что западные санкции только положительно повлияли на российских экспортеров зерна и леса.
«Для ряда отраслей санкции дали серьезный толчок развития внутреннего производства. На продовольственном рынке, полагаю это заметили все. Одновременно с этим курс рубля был главным драйвером роста экспортных перевозок зерна и леса, так что полагаю, мой ответ "не повлияли" не соответствовал бы действительности», - сказал глава «РТК».
р2