Дефицит вагонов-зерновозов в России приведет к удорожанию перевозок зерна

30 марта 2018, 20:33
Перевозка зерна железнодорожным транспортом в России может подорожать на 25% в ближайшие три года, сообщает «Коммерсантъ».

Зернопроизводители обеспокоены ожидаемым сокращением парка вагонов-зерновозов в России. В 2019-2020 годах планируется списать до четверти всего парка. Согласно данным, которые были озвучены на совещании в Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, в 2018 году спишут 722 зерновоза, в 2019-2020 года – еще свыше 10 тысяч. Сегодня таких вагонов в России насчитывается 40,8 тысяч единиц. По информации РЖД, дефицит вагонов-зерновозов в 2019 году составит уже 1,2 тысячи штук, а в 2020 году – 6,2 тысячи.

Существующих мощностей вагоностроения для замещения выбывающих единиц не хватит, считают эксперты. Президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский сообщил, что объединение зернопроизводителей не раз обращалось в правительство с просьбой синхронизировать списание вагонов с выпуском новых.

«Мы не успеваем выпускать вагоны», - констатировал Злочевский.

В российском Объединении вагоностроителей, тем не менее, утверждают, что заводы способны выпускать до 14 тысяч новых зерновозов в год. А по информации источника в правительстве, российские мощности позволяют выпускать более 10 тысяч зерновозов. В 2018 году планируется закупить 5,5 тысяч таких вагонов.

В министерстве сельского хозяйства РФ не считают, что списание вагонов негативно отразиться на темпах и стоимости перевозки зерна. При мощности производства 5 тысяч вагонов в год нынешний объем парка сохранится, считают в ведомстве. При этом в Минсельхозе признают, что трудности могут возникнуть в отдельных регионах – Курганской и Саратовской областях. В министерстве транспорта РФ также не ожидают дефицита вагонов.

Ранее сообщалось, что многие российские регионы не смогли вывезти рекордный урожай 2017 года именно из-за нехватки вагонов для перевозки зерна. Острее всего проблема стояла в регионах, отдаленных от морских портов – в Кургане, Алтае, на Поволжье. Зерно приходилось оставлять в элеваторах, где оно быстро теряло в цене.

В ОАО «РЖД» предложили повышать эффективность перевозок, например, сокращая время разгрузки и погрузки. По информации компании, до 40% времени зерновозы простаивают на погрузочных терминалах. В РЖД также считают, что грузоотправителям нужно начать работать по выходным, чтобы ускорить перевозки.

Участники рынка сходятся в одном: быстрое обновление парка вагонов-зерновозов приведет к повышению стоимости перевозки. Так, ставка аренды зерновоза с февраля 2017 года по февраль 2018 года выросла с 1,2 тысячи рублей до 1,67 тысячи. В 2017 году стоимость нового хоппера-зерновоза выросла на 15,8%. Рост цены вагона ожидается и в 2018 году. К 2020 году лизинговые платежи за один вагон вырастут с 1,3 тысячи рублей до 1,7 тысячи в сутки. Минсельхоз признает возможность подорожания перевозок зерна и уже предложил вариант субсидирования этой статьи расходов аграриев.

На опасения аграриев отреагировали в правительстве РФ. Так, вице-премьер Аркадий Дворкович опроверг возможность дефицита вагонов-зерновозов в России.

«Публикаций очень много. Я вот сегодня «Коммерсант» читал про зерновозы. Бред какой-то абсолютно. Какой дефицит зерновозов, откуда это взяли? У нас мощностей в разы больше, чем годовая потребность в закупках», - приводит «Прайм» слова Дворковича.

При этом вице-премьер не сказал, как отразится на зернопроизводителях повышение цен, связанное с необходимостью обновить парк. Эксперты Российского зернового союза ожидают повышения цен на 15-20%. Фактически производители зерна проспонсируют вагоностроительные компании, считают в союзе. При этом технической необходимости списывать данный парк не существует, так как вагоны находятся в хорошем техническом состоянии и опыт их продления есть в странах Таможенного союза, говорят эксперты отрасли.

р2

#Новости #Экономика #Наиль Байназаров
Подпишитесь