Posted 13 ноября 2017, 15:02
Published 13 ноября 2017, 15:02
Modified 16 октября 2022, 17:42
Updated 16 октября 2022, 17:42
По данным Росфинмониторинга за прошлый год в 1,6 раза увеличилось число сообщений о подозрительных операциях в кредитно-финансовой сфере. Имеющие сомнительное происхождение суммы, заблокированные на счетах, превысили 300 миллиардов рублей.
Предпринимателям «подмочили» репутацию
Банки сами стали заложниками ситуации с массовой блокировкой счетов, считает председатель Ставропольского краевого отделения «ОПОРА РОССИИ» Николай Сасин.
«С начала этого года коммерческие банки массово стали отказывать в проведении операций и заблокировали расчетные счета уже около полумиллиона предпринимателей по всей стране, что послужило причиной даже соответствующего обращения федерального бизнес-омбудсмена Бориса Титова к руководству Банка России», - сообщил Сасин.
Причиной ситуации, заложниками которой стали сами банки, эксперт видит в постоянно растущих «черных списках» и рекомендаций, которые Банк России разослал кредитным организациям.
«Раньше банки были избирательны, принимался во внимание человеческий и бизнес фактор. Теперь после поручения «сверху» никто не хочет брать на себя ответственность в случае выявления «сомнительных» операций - счет просто блокируется», - прокомментировал Сасин.
По словам собеседника, как правило, деятельность предприятий в такой ситуации останавливается, ведь их собственники или руководители вынуждены оправдываться перед банкирами за себя и всех своих контрагентов. При этом далеко не факт, уверен Сасин, что даже если представленные документы будут в порядке – вам сразу разблокируют счет.
Как рассказывает Сасин, около недели назад в Банке России состоялось совещание по данному вопросу, на котором обсуждались массовые жалобы предпринимателей на отказы в банковском обслуживании. Тогда президент «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Калинин сообщил, что до 80—85% отказов имеют существенные основания, а случаи попадания в базу отказов добросовестных клиентов связаны преимущественно с тем, что банки не учитывают отраслевую специфику предприятий или особенности применяемого ими режима налогообложения.
Ставрополье не стало исключением из правил, информация о случаях блокировки счетов у предпринимателей регулярно поступает в адрес краевого отделения «ОПОРЫ РОССИИ».
«К нам обращаются с жалобами, звонят и консультируются, со своей стороны, мы оказываем всевозможное содействие. В ряде случаев можно открыть счет в другом банке и перевести средства с заблокированного. Вот только с одной стороны не все банки готовы обслуживать предпринимателей с «подмоченной» репутацией, а с другой – последние сами не готовы мириться с этим фактом», - пояснил председатель организации.
По словам собеседника, вопрос реабилитации безосновательно попавших в «черный список» предпринимателей остается открытым. Если в ближайшее время не разработают единый и хорошо отлаженный механизм по исключению сведений из базы данных об отказах, то проблемы добросовестных предпринимателей продолжатся, что, безусловно, по мнению Сасина, отрицательно скажется и на экономике в целом.
«Обнальщики», фантомы и однодневки
Банки проверяют все операции из-за большинства появившихся компаний фантомов, «обнальщиков» и фирм-однодневок, которые незаконно переводят миллиардные суммы, сообщили в пресс-службе Сбербанка.
«В каждом банке есть служба финансового мониторинга: здесь автоматически фиксируются сомнительные операции по счетам. В Сбербанке все, что попало под подозрение, передается сотрудникам — экспертам, которые анализируют каждую ситуацию индивидуально. В каждом случае банк обязательно предупреждает клиента и запрашивает информацию, необходимую для проверки. Если подозрения не рассеялись, то деньги останутся на счету, но воспользоваться ими будет непросто - придется согласовывать каждую операцию в отделении банка», - сообщили в пресс-службе.
По сообщению пресс-службы, критерии сомнительных операций устанавливает Центробанк. В первую очередь рискуют так называемые «обнальщики» - люди, которые за определенный процент проводят через свои счета безналичные деньги и превращают их в наличные.
Интерес банка вызовут те, кто пытается незаконно спрятать полученные деньги за рубежом. Так, компании-однодневки предоплачивают поставку оборудования, которое никогда не привезут. Также существуют компании-фантомы, созданные исключительно для ухода от налогов. По их счетам могут проходить многомиллиардные обороты.
Внимание банка гарантировано и тем компаниям, которые уплачивают незначительный налог. Если у предпринимателя на налоги и взносы уходит меньше определенного процента от дебетового оборота, то мониторинг сочтет это подозрительным. Для каждой сферы деятельности применяется свое пороговое значение, обычно 0,5-0,9%.
Иногда случается, что под подозрение попадает вполне добросовестный клиент. Это решается довольно просто: достаточно объяснить банку, откуда взялись деньги, и доступ к счету восстанавливается.
«Если банк прислал вам СМС или письмо с просьбой объяснить, откуда у вас деньги, то внимательно прочитайте все вопросы и подготовьте нужные документы. Например, вы получили оплату по договору — тогда у вас должен быть сам договор и платежки. Если все в порядке, вы снова сможете свободно пользоваться счетом», - сообщили в Сбербанке.
«По 115 ФЗ банком не блокируются счета предпринимателей, а блокируются только интернет-банк и карты в случае, если клиентом не предоставлены документы по запросу Банка либо если у Банка возникают подозрения, что целью проведения операций является отмывание (легализация) доходов, полученных преступным путем», - сообщает пресс-служба «Альфа-банка».
По сообщению пресс-службы, предприниматель в этом случае продолжает распоряжаться денежными средствами на счете, но только путем предоставления платежных поручений на бумаге или путем заполнения чека для снятия наличных, при этом каждое платежное поручение и чек проверяется Банком, и Банк может отказать в проведении операции, если ее целью является отмывание (легализация) доходов, полученных преступным путем.
При этом, как сообщает «Альфа-банк», блокировка интернет-банка только частичная: предприниматель может просматривать информацию по счетам, заказывать и получать выписку в электронном виде, направлять в банк документы и заявления, а также может удаленно закрыть счет с переводом остатка в другой банк. Также банк не имеет право отказать в проведении налоговых платежей и выплате заработной платы на счета физических лиц. Срок блокировки связан с вызвавшей ее причиной блокировки, и снятие блокировки происходит при устранении причин. Чаще всего блокировку провоцирует непредоставление документов по запросу банка.
С риском внезапной блокировки счетов может столкнуться любая недавно открывшаяся компания, особенно если ее деятельность связана с большим количеством наличности, например, из сферы торговли, туризма, бытовых услуг, считает директор «БКС Премьер» в Ставрополе Станислав Григорьев.
«Чтобы снизить риски, компаниям следует тщательно проверять контрагентов, подробно описывать все переводы, а также своевременно реагировать на запросы банковской службы финмониторинга», - сообщил Григорьев.
Молчать не намерены
В ситуации, связанной с блокировкой всех карт, оказался предприниматель из Ставрополя Андрей Петлицын. В конце сентября один из банков заблокировал две его карты на основании выполнения требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
«Я попытался расплатиться картой в аптеке и не смог, так как она оказалась заблокирована. Позвонил на горячую линию банка, спросил в чем дело. Мне ответили, что карты заблокированы на основании ФЗ-115. Я спросил, почему банк блокирует карту и не уведомляет предварительно о своих намерениях. В банке сказали писать запрос», - рассказал Петлицын.
По словам собеседника, он надиктовал запрос просьбой обосновать блокировку и прислать официальное уведомление. На следующий день предпринимателю пришло уведомление в виде смс сообщения. В нем сообщалось, что банк заблокировал карты по ФЗ и просил предоставить документы, на основании которых на карту приходят деньги с расчетного счета организации, учредителем которой он является.
«Они запросили документы за полгода. В этот период я переводил с расчетного счета организации на свою карту возврат займа учредителю. Предоставил в банк весь пакет документов, чтобы было понятно, на основании чего деньги появились», - добавил предприниматель.
По словам Петлицына, в этот же день ему пришло уведомление, что блокировка сохраняется. Уведомление пришло на электронную почту с подписью, что оно сформировано автоматически.
«Раз оно было сформировано автоматически, я вообще сомневаюсь, что мои бумажки кто-то рассматривал. Получается, что независимо от того, что будешь рассказывать, тебе все равно карты не разблокируют», - прокомментировал собеседник.
По словам Петлицына, у него была еще третья карточка, которая была привязана к карте супруги. Уведомления о ее блокировке не было, однако снять с нее деньги также было нельзя. Предприниматель пытался получить деньги, оставшиеся на картах, в банке, однако после того, как Петлицын три дня подряд посещал отделение банка и написал около 10 обращений в Москву, ему разрешили снять деньги, если он закроет карты.
«Я предложил им разорвать со мной финансовые отношения, если считают меня нарушителем и бандитом. Однако в банке заявили, что я должен закрыть счет сам», - сообщил Петлицын.
По словам предпринимателя, он снова отправил запрос в Москву. В ответе на него значилось, что они выдадут средства, если он закроет сам расчетный счет.
«Согласно закону, на который ссылается банк, меня могут заблокировать только если я внесен в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности. Однако меня не было в этом списке. Банк нарушил мои права, лишил возможности оперировать моими же денежными средствами. Банки работаю не по правилам, ссылаясь на закон и не понимая, на что они ссылаются. На каком основании они применяют закон, не соблюдая всех процедур, мне до сих пор непонятно», - добавил собеседник.
В Центробанке на заявление предпринимателя ответили, что не имеют права по закону вмешиваться в спорные моменты в банках и решить такие вопросы можно только через суд.