Posted 10 ноября 2017, 15:20
Published 10 ноября 2017, 15:20
Modified 20 августа, 17:36
Updated 20 августа, 17:36
На днях в нескольких телеграм-каналах и СМИ появилась информация об усиливающемся силовом лобби сенатора от КЧР Рауфа Арашукова. В появившихся новостях сообщалось, что Арашуковы стали «газовыми королями» благодаря связям в генеральной прокуратуре и удачной попытке пролоббировать своего человека в Центр противодействия экстремизму при МВД по КЧР.
За последнее время, по информации СМИ, клан Арашуковых способствовал возбуждению нескольких уголовных дел: на сына экс-сенатора Эдуарда Дерева, а также на министра образования Инну Кравченко.
Могущество клана - не гарант власти
Влияние клана Арашуковых растет, однако это не означает рост полного контроля, считает директор института региональных проблем Дмитрий Журавлев.
«Влияние клана, похоже, действительно, растет. Отсутствие явного лидера очевидно, а в этих условиях богатство и спаянность это все», - считает Журавлев.
По мнению эксперта, Дерев опасен своими московскими связями, и это самое главное.
Сегодня, по словам собеседника, лидером республики будет не самый сильный человек в республике, а тот, которого пришлет Москва. Поэтому могущество клана не гарантирует власть.
«Влияние растет, а полного контроля не возникает. Поэтому и пытаются (Арашуковы, прим. ред.) взять под контроль все, что можно.
Весомая фигура
Арашуков-младший стал абсолютно уже весомой политической фигурой в республике, у него серьезный вес прежде всего в районах, где велика доля черкесов (Хабезский и Адыге-Хабльский), считает политолог Антон Чаблин.
По словам политолога, противостояние у Арашукова идет с Темрезовым, у которого, считает Чаблин, никогда с черкесами плавно отношения не строились.
«Вспомните хотя бы его напряженность с сенатором Деревым, а сейчас – попытку реанимировать старое уголовное дело в отношении Дерева-младшего, который возглавил Адыге-Хабльский район. Это противостояние элит», - комментирует политолог.
По словам Чаблина, Арашуков просто фигура, которая претендует на лидерство (причем открыто и публично, он же выступил на съезде черкесского народа в Хабезе) в республике.
«А Темрезов последовательно такие фигуры устраняет: убрал Батдыева (с последними представителями его окружения), Казанокова, не самые простые отношения у него сейчас даже с Каитовыми, как ни странно. В общем - это такой тренд», - сообщил эксперт.
Игра на разных площадках
Противостояние Дерева и Арашукова имеют далекие корни, считает руководитель филиала Фонда развития гражданского общества Геннадий Косов.
«Одни точкой отсчета берут выборы 2008 года в Адыге-Хабльском, Хабезском и Абазинском районах КЧР, другие интервью Дерева в феврале 2012 года, в котором он дал оценку коррупции в регионе», - сообщил Косов.
По словам эксперта, можно предположить, что желание «потягаться» с главой республики привело в 2015 году ко временному тактическому перемирию. В 2016 году был достигнут компромисс между Темрезовым, Арашуковым и Деревым, считает собеседник.
«Закручивание гаек» в отношении госслужащих ставит под удар их бизнес-проекты. Этим можно объяснить достаточно спокойный уход Дерева с поста сенатора. Бизнес для него стал более важен, чем политические амбиции. Чего не скажешь об Арашукове, стремящимся играть одновременно на разных площадках. Благодаря главному своему «лоббисту» - отцу, он остается потенциальным конкурентом главе республики», - добавил Косов.
По мнению эксперта, этот политический пасьянс вызывает постоянные волны напряжения в политической, этнополитической сферах и порождает слив компромата и не только в телеграм-каналах.