Posted 30 мая 2017, 15:50
Published 30 мая 2017, 15:50
Modified 20 августа, 16:49
Updated 20 августа, 16:49
Хроника бедствия
Обильные дожди привели к подтоплению домов в 20 населенных пунктах Ставрополья. За 10 дней, по данным синоптиков, в отдельных районах края выпала трехмесячная норма осадков. Однако даже отсутствие дождей не помогло властям справиться со стихией.
Проливные дожди поначалу провоцировали локальные оползни. Первый из них произошел 22 мая в селе Донская Балка, где были повреждены 2 домовладения. Но угроза оползня сохранилась, поэтому уже на следующий день из опасной зоны эвакуировали 17 человек. На территории всего села был объявлен режим чрезвычайной ситуации. Оползни затронули также Апанасенковский район и Минераловодский городской округ. Но это было только начало более серьезных проблем.
Власти Ставрополья долго не замечали проблемы. Из-за обильных дождей уровень воды в реках начал подниматься. За два дня паводком подтопило сразу 20 населенных пунктов в 10 районах края. В зоне затопления оказались порядка 3 тысяч частных и многоквартирных домов, в которых проживали 8,5 тысячи человек. Тем не менее только 24 мая на Ставрополье ввели режим чрезвычайной ситуации, которому позже присвоили статус федерального. С этого дня МЧС и краевые власти начали ежедневно отчитываться о ситуации с наводнением.
Несмотря на экстренное положение, губернатор не отложил свое ежегодное послание и выступил, как и планировалось, перед краевыми депутатами с положительным докладом о своей работе и работе правительства. Хотя уже накануне в Минводах был объявлен режим ЧС в связи с угрозой паводка.
В день послания губернатора произошел самый мощный выход паводковых вод. Река Кума затопила большую часть села Левокумское, затопленными оказались 250 домовладений, где проживали 625 человек, по данным краевого МЧС. Были подтоплены также 720 многоквартирных домов. В общей сложности в паводковой зоне оказались около 2,4 тысячи местных жителей. Всего же за пару дней в зоне потоплений на Ставрополье оказались около 8,5 тысячи человек, по данным краевого МЧС.
Вина властей
Немало людей пострадали по вине местных властей. Так, прокуратура выявила неисправность ливневок в Железноводске, где из-за обильных дождей подтопило несколько частных домов, 3 многоэтажки и детский сад.
Всего за последние дни из-за неисправных ливневых канализаций на Ставрополье пострадали свыше 1 тысячи человек, отмечает МЧС. Локальные подтопления из-за ливневок произошли в Шпаковском районе и в Невинномысске. Самое сильное наводнение из-за переполненных ливневок произошло в станице Суворовской Предгорного района. Там подтопленными оказались 1,2 тысячи многоквартирных домов и еще 30 частных домовладений. В зоне затопления проживали более 700 человек, но на эвакуацию согласились всего 59 из них, по данным МЧС Ставрополья.
Первые жертвы
На борьбу с наводнением брошены в основном силы федерального управления МЧС России. Спасатели помогают эвакуировать жителей паводковых зон, откачивают воду, участвуют в укреплении дамб и строительстве обводнительных каналов.
Для пострадавших на территории края открыли пункты временного размещения, рассчитанные на прием 1,5 тысячи человек. Но популярность их невелика, там остаются всего около 200 человек. Другие уезжают к родственникам или остаются в своих домах, опасаясь мародеров. Такое самопожертвование уже привело к гибели двух человек. Жители садового товарищества «Автомобилист» вблизи Минвод в одном из домов нашли тела пожилых супругов. По версии местных властей, погибшие решили остаться в затопленном доме, чтобы присматривать за подсобным хозяйством, поэтому отказались от эвакуации.
Белые воротнички
Тем не менее действия краевых властей осудил глава МЧС России Владимир Пучков. На одном из совещаний он отчитал местных чиновников за то, что в зоне затопления они работают в белых рубашках. В своем выступлении Пучков буквально потребовал от чиновников начать активно работать, чтобы помочь жителям затопляемых территорий.
«Безобразие, что до сих пор ходите в касках и в белых рубашках. Засучите все рукава и идите к людям, доводите всю необходимую информацию, прогноз погоды, те решения, которые приняты президентом РФ, правительственной комиссией», — заявил Пучков.
Министр также остался недоволен работой в зоне ЧС бригад медиков и представителей социальных служб. По словам министра, с момента прибытия в регион 26 мая он не встретил за день ни одного пункта медицинской помощи и соцслужб.
Паника вокруг Отказненского водохранилища
Новый очаг проблем для краевых властей возник уже после прекращения проливных дождей. Еще на первом экстренном совещании 24 мая губернатору доложили о проблемах с Отказненским водохранилищем, где недостроенная дамба может не выдержать напора воды после затяжных ливней. Однако официально власти Ставрополья занялись этой проблемой только через 3 дня, когда возникла опасность разрушения дамбы.
Дамбу реконструируют уже третий год и планировали сдать только в 2020 году. Сообщалось, что водохранилище заполнено на 2/3, а вода все время прибывает, и в случае превышения критической отметки дамбу могло прорвать. Воды, по официальной информации, в таком случае хватило бы, чтобы затопить два близлежащих района — Советский и Буденновский.
Напуганные этой новостью, 40 тысяч местных жителей уже 3 дня живут в страхе. Сначала пресс-служба губернатора Владимирова сообщила о неминуемой опасности и срочной эвакуации людей из опасной зоны. К вечеру губернатор взял паузу, отложив эвакуацию на крайний случай. Весь следующий день власти Ставрополья успокаивали население заявлениями о том, что ситуацию наконец взяли под контроль. Но уже к вечеру власти края снова поменяли свое решение и объявили немедленную эвакуацию. Из зоны возможного затопления должны были вывезти жителей 7 населенных пунктов. Однако до сих эвакуированы только жители самого близкого к водохранилищу села Отказное, в остальных поселениях эвакуацию снова отложили.
Можно было предвидеть
Официально о расследовании причин наводнения пока ничего не известно, но специалисты считают, что паводок можно было предсказать и даже принять оперативные меры.
Река Кума, которая затопила Левокумку и угрожает наводнением в районе Отказненского водохранилища, по оценкам экспертов, действительно получила в этом году слишком много воды за счет таяния ледников в районе ее истока на Скалистом хребте в Карачаево-Черкесии и обильных осадков на территории Ставропольского края. Тем не менее ученые могли бы предсказать паводок, если бы они консультировали руководителей региона, отметил в комментарии NewsTracker профессор СКФУ Борис Галай.
По его словам, чиновники не допускают ученых к работе над крупными объектами в крае, потому что скрывают коррупционные схемы. «Понятно, что Кума получила большой запас воды после ливня и таяния в верховьях. Но я уверен, что все природные процессы поддаются научному прогнозу. Каждый аварийный объект — это, в том числе, и объект для отмывки денег. Я нисколько не искажаю факты. Тут каждый преследует свои интересы. Меня, например, звали на аварийные объекты, я в 10-50 раз снижал стоимость и стал невыгоден», — отметил Галай.
Краевых денег не хватит
С оценкой ущерба краевые власти медлят. Только в Минводах подсчитали, что сумма ущерба составит 188 миллионов рублей. Других официальных данных по этому поводу пока нет. По информации пресс-службы губернатора, подсчеты начались только три дня назад. Между тем, вопрос оценки ущерба обсуждался на первом же экстренном совещании краевого комитета по чрезвычайным ситуациям, где звучали ориентировочные цифры от 500 миллионов до 1,5 миллиарда рублей.
Очевидно, что краевые власти такую сумму найти не смогут. Весь резервный фонд краевого бюджета составляет всего 58 миллионов рублей. А при условии недавнего экстренного повышения выплат жертвам ЧС только минимальные платежи всем пострадавшим обойдутся не меньше чем в 15 миллионов рублей. Еще по 100 тысяч рублей получат те, чьи дома стали непригодными для проживания. И это далеко не все выплаты, которые предстоят краевым властям в счет понесенного ущерба.
Федеральную поддержку на возмещение ущерба от наводнения власти Ставрополья получат. Об этом заявил глава МЧС России Владимир Пучков. Но чтобы деньги выделили, он потребовал от краевых властей оперативно подсчитывать убытки, чтобы изменения успели внести в федеральный бюджет.