Posted 15 мая 2017, 14:58
Published 15 мая 2017, 14:58
Modified 20 августа, 17:26
Updated 20 августа, 17:26
Царица полей
Каждый год ставропольский агропром расходует порядка 500 тысяч тонн семян зерновых и зернобобовых культур, по данным Минсельхоза края. Это такие культуры как пшеница, ячмень, овес, горох, фасоль, кукуруза. Но настоящей царицей ставропольских полей может считаться именно пшеница, которая, по оценкам специалистов, занимает в крае 59% посевной площади. На остальных полях выращивают подсолнечник (9%), ячмень (7%), кукурузу (7%), сахарную свеклу (1%). На посевы овса, просо и прочих культур приходится меньше чем по 1% площадей.
Ориентация на выращивание пшеницы позволяет ставропольским аграриям ежегодно устанавливать новые рекорды по объему собранного урожая. Результат прошлого года — 9,6 миллиона тонн. Синоптики связывают рекорды со смягчением климата. Но не менее важен стабильный интерес ставропольских аграриев к выращиванию пшеницы. Он сохраняется благодаря высокой рентабельности и прибыльности пшеницы по сравнению с другими культурами.
«На каждый вложенный рубль почти столько же возвращается. Но в условиях рынка все относительно — смотря какой год, какая урожайность, какая цена», — отметил управляющий производственной базой одного из ставропольских хозяйств Александр Еремин. По его словам, пшеница приносит более стабильный доход. «Если пшеницу можно через год сажать, то свеклу можно посадить через 5-6 лет, чтобы был хороший результат», — пояснил Еремин.
Чтобы экономить и не закупать новый семенной материал, часть урожая пшеницы сельхозпроизводители откладывают на будущий посев. Однако, по словам Еремина, далеко не все хозяйства в погоне за экономией останавливаются на первой или даже второй репродукции. «Все зависит от хозяина. В основном нормальные хозяйства через год обновляют семенной материал. Иначе идет разложение сорта, и урожай уже не тот», — рассказал Еремин.
Избыток пшеницы
На этом фоне эксперты отмечают избыточное производство семян пшеницы. Обеспеченность региона собственными семенами, по некоторым оценкам, достигает 200%. Излишки расходятся по европейской части России, Западной Сибири и Средней Азии. По регионам распространения ставропольские сорта пшеницы уступают только краснодарской селекции, отмечает заведующий отделом семеноводства Ставропольского НИИ сельского хозяйства Виктор Дридигер. Но в целом, перепроизводство создает проблемы, сильно занижая рыночную стоимость семян.
«Семена производят все, кому не лень. Часть их отправляется в другие регионы, часть сеют на своих полях. Достаточно много семян просто превращается в фуражное зерно. Поэтому на рынке много фальсифицированных семян, которые к тому же снижают урожайность. В связи с перепроизводством элитные семена стоят очень дешево и не дают прибыли, которая должна быть», — считает Дридигер.
Но даже несмотря на избыток местные аграрии пользуются семенами краснодарской и ростовской селекции. Это противоречие объясняется климатом и почвой, которые в пограничных районах больше похожи на условия Краснодарского края.
«На территориях ближе к Краснодару условия Краснодарского края. Естественно, там краснодарские семена идут лучше. А если взять Нефтекумский, Андроповский и другие засушливые районы, там наши сорта идут лучше. Поэтому ставропольские, краснодарские и ростовские сорта дополняют друг друга в каждых конкретных почвенных условиях», — рассказал Дридигер.
Засилье импорта
Провал импортных сортов пшеницы на Ставрополье эксперты объясняют тем, что они хуже справляются с местным климатом. Зато импортные овощи, кукуруза и подсолнечник оказались более эффективными. «Эффективных для нашей зоны сортов пшеницы, ячменя у нас достаточно своих. А иностранные сорта проходят испытания, но не выдерживают или по зимостойкости, или по каким-то другим показателям. По гибридам кукурузы, подсолнечника, овощным культурам иностранные сорта показывают результат, поэтому их ввозят в больших количествах», — рассказал Дридигер. По его словам, отечественные семена на уровне генетики не уступают импортным, но качество самих семян оставляет желать лучше.
Больше всех от импорта зависят ставропольские производители сахарной свеклы, которые все семена вынуждены закупать за границей. Среди наиболее привязанных к импорту культур отмечают также подсолнечник и кукурузу, которые на 80% выращивают из иностранных семян.
Господдержка семеноводства
Для выравнивания ситуации, по мнению экспертов, необходимо государственное регулирование, которое пока обозначено только некоторыми подзаконными актами и отдельными законами. «Все эти сложности связаны с тем, что не принят закон о семеноводстве. Десяток лет без закона живем. Там тысяча вопросов, которые не решаются», — заявил Дридигер. По его словам, такой закон давно и пока безуспешно разрабатывается в федеральном собрании.
Местные власти тем не менее проблемы на законодательном уровне не видят. Все необходимые законодательные меры по стимулированию семеноводства уже приняты, отмечает депутат краевой думы Анатолий Жданов. И действительно в нынешнем году Минсельхоз края выделил 64 миллиона рублей на субсидирование закупки элитных семян. Еще 63 миллиона рублей заложено на оказание несвязанной поддержки для производителей семян овощей открытого грунта.
Однако на деле эти меры скорее заградительные, чем стимулирующие, потому что практически лишают поддержки аграриев, которые привозят качественные семена из-за границы. «У нас практически не субсидируются хозяйства, которые покупают импортные семена. Если мы покупаем только российские семена, то получаем поддержку. Вот это основная стимуляция, которая давно уже принята. То же с техникой. Если мы берем российскую технику, то на нее выделяются субсидии», — пояснил Жданов.
Всероссийская проблема
Зарубежным производителям семян принадлежит как минимум треть российского рынка — 25 миллиардов рублей из общего объема российского рынка семян 86 миллиардов рублей. По данным Торгово-промышленной палаты РФ, по всей России наибольшая зависимость от импорта сохраняется в производстве сахарной свеклы, кукурузы и картофеля.
Причем картофель производится уже в избытке, а экспорт пока не налажен. Из 31 миллиона тонн картофеля прошлогоднего урожая экспортировано всего 213 тысяч тонн, по данным Минсельхоза РФ. Причина в том, что, по данным ТПП РФ, 40% клубней для выращивания картофеля привозят из-за границы.
«Это, вообще, стратегия крупных зарубежных компаний, которые занимаются производством семян, — подсаживать те или иные рынки на свой продукт», — считает председатель Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин.
Кроме господдержки, по словам Катырина, семеноводам нужна доступная система банковского кредитования. «Естественно, всем хотелось бы рассчитывать не только на деньги государственной поддержки по различным программам, но и рассчитывать на банковский сектор, как принято во всем мире. Это значит, что должна быть адекватная процентная ставка, которую способны переварить сельхозпроизводители», — отметил Катырин.
Пример Китая
Главной проблемой отечественного семеноводства, по мнению экспертов, стало технологическое отставание России от мировых тенденций. «Сложность заключается в большом технологическом отставании. В нашей стране с 90-х проводилось крайне мало исследований, в то же время другие страны сделали качественный рывок», — считает ведущий аналитик ООО «Аналитик-Сервис» Антон Быков.
Примером для России считается Китай, который тоже долгое время отставал в модернизации сельского хозяйства. Для решения проблемы в стране сначала запустили масштабную госпрограмму развития агропрома. Но в результате деньги решили потратить на покупку регионального представительства одного из мировых лидеров по производству семян.
Похожим образом действуют и российские власти. «Россия не может позволить себе, так же как Китай, купить многомиллиардную корпорацию ради технологий. Однако ведутся переговоры о размещении предприятий по производству семян на территории нашей страны», — пояснил Быков. По его словам, на это и рассчитана новая федеральная программа Минсельхоза, которая нацелена на создание новых сортов и технологий семеноводства.