Posted 7 октября 2016, 07:09
Published 7 октября 2016, 07:09
Modified 20 августа, 16:03
Updated 20 августа, 16:03
Первый зампред комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Елена Мизулина представила проект закона, который вводит ответственность за создание бэби-боксов (устройство для анонимного отказа от ребенка). В Интернете появилась петиция против этой инициативы, которая уже собрала свыше 230 тысяч подписей. Бэби-боксы успешно функционируют в ряде регионов России.
Церковь не за, не против
«Сам по себе запрет бэби-боксов не решает проблемы оставления детей матерями, необходимо развивать государственную и общественную систему помощи матерям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации», – сообщил NewsTracker представитель Ставропольской и Невинномысской епархии.
Но при этом, по мнению представителей православия, сама идея возможности анонимного оставления детей помогает таким матерям снять с себя чувство вины и стыда за свой поступок. Это, отмечают представители церкви, может приблизить такую форму отказа от детей к норме. В епархии обеспокоены тем, что использование бэби-боксов, снимая стыд за оставление детей, может привести к существенному росту числа детей-«отказников» в России.
При этом муфтий Ставропольского края Мухаммад Рахимов не поддерживает идею запрета.
«Мне кажется, что ребенка лучше отдать на попечительство государства, чем мать выбросит ребенка в мусорный ящик. Сейчас их не надо закрывать. Может, со временем, когда наше общество будет совершенно другим, в нем будут главенствовать совершенно другие ценности», – подчеркнул глава мусульман Ставрополья.
По его мнению, одним из ключевых способов решения проблемы отказа матери от ребенка станет укрепление института семьи в обществе, когда ответственность за новорожденного будет ложиться не только на мать, но и на отца, и когда дети будут рождаться после заключения брака.
Нереальная проблема
Некоторые депутаты думы Ставропольского края были более резки в своих высказываниях по поводу данного законопроекта. В частности, Николай Новопашин рассказал, что подобные инициативы все чаще и чаще приводят к тому, что предприниматели отказываются выделять средства на благотворительность.
«Один бэби-бокс стоит 600 тысяч рублей. Их установили 3 на территории края. Деньги дали предприниматели. То есть из бюджета не потрачено ни копейки. Что они такие глупые люди, что взяли и выкинули на это 1,8 миллиона рублей? Я не могу понять, почему такая дискуссия? У нас сегодня масса реальных проблем, над которыми нужно задумываться, в том числе Мизулиной», – сказал Новопашин.
Как подчеркнул депутат, в тех населенных пунктах края, где нет бэби-боксов, некоторые матери выбрасывают своих детей в мусорки, заворачивая их в пакеты, или кидают в выгребные ямы во дворах. Поэтому, по его словам, в первую очередь необходимо уделять внимание поддержке населения, в том числе материальной.
«Зарплату Мизулиной надо передать многодетным семьям в Труновском районе. Там очень много многодетных, они потеряли работу, у них отключили свет, газ. Надо ее зарплатой закрыть долги у этих семей. Это будет реально ее работа», – сказал Новопашин.
Мнение о том, что отказ от системы анонимных окон для отказа от младенцев не решит проблему, высказали представитель КПРФ Виктор Лозовой и ЛДПР Александр Сысоев. Как сказал представитель коммунистов, если женщина решила что-то сделать, то она это сделает, но бэби-бокс поможет сохранить жизнь ребенку.
Спасенные жизни
Заместитель министра здравоохранения Ставропольского края Наталья Козлова сообщила, что с момента открытия таких окон в крае удалось спасти 4 младенцев – трех в 2015 году и одного в 2016 году. По ее словам, никаких решений по закрытию бэби-боксов в регионе пока не принималось. Все они функционируют в обычном режиме.
«Я понимаю, что этот вопрос можно рассматривать с разных позиций. Но если жизни спасены, значит, бэби-боксы нужны и действуют. Убрать и демонтировать можно всегда», – сказала Козлова.
Получить мнение детского омбудсмена Ставрополья по данному вопросу не удалось. В аппарате уполномоченного по правам ребенка на территории края Светланы Адаменко от комментариев отказались.