"Ставрополь мог объединить Европу и Азию"

30 сентября 2015, 10:09
Ставропольский писатель Иван Любенко стал знаменит благодаря серии исторических детективных романов о приключениях присяжного поверенного Клима Ардашева в Ставрополе. Сегодня произведения Любенко о Ставрополе издаются и переиздаются многотысячными тиражами. Корреспонденту NewsTracker автор рассказал о том, что ждет главного героя его романов в новых книгах и о планах выпустить современный роман с личными воспоминаниями о непростых 90-х.

Ставропольский писатель Иван Любенко стал знаменит благодаря серии исторических детективных романов о приключениях присяжного поверенного Клима Ардашева в Ставрополе. Сегодня произведения Любенко о Ставрополе издаются и переиздаются многотысячными тиражами. Корреспонденту NewsTracker автор рассказал о том, что ждет главного героя его романов в новых книгах и о планах выпустить современный роман с личными воспоминаниями о непростых 90-х.

—  Расскажите, почему Вы решили писать книги о Ставрополе начала XX века?

—  До 2007 года я  писал только свои выступления на судебных прениях, поскольку работаю адвокатом. А в 2007 году случился период тревожного ожидания очень важных для меня событий. На такой случай есть одно очень хорошее средство — нужно занять себя чем-то таким, чем никогда раньше не занимался, и я попробовал писать. Получилось несколько современных рассказов о моих сверстниках, моих друзьях, которые очень скоро напечатали в двух местных газетах. 

Потом я решил написать несколько коротких детективных рассказов о дореволюционном Ставрополе. Выбор жанра и места действия понятны - я адвокат, то есть с криминальной тематикой знаком, по первому образованию — историк, ставропольчанин и с 1982 года занимаюсь краеведением. 

DSCN0284 (1).JPG

Сначала мои рассказы напечатали в газете «Ставропольский бизнес»,  а потом — московской газете «Совершенно секретно». Позже меня заметил местный издатель, который выпустил мой первый сборник рассказов. Честно говоря, я был очень рад и не верил во все происходящее. В конце концов, я начал работать с издательством «Эксмо» и работаю до сих пор. Всего за это время написано 11 книг: 9 романов и 2 сборника рассказов. Все они многократно переизданы. В ноябре «Эксмо» выпустит новый сборник детективных рассказов о Ставрополе «Поцелуй анаконды».  В январе следующего года выйдет роман «Киевский лабиринт».

—  Как дальше будет развиваться судьба главного героя Вашей криминальной саги?

—  Я пишу роман, действие которого происходит в Ставрополе в 1917-1918 годах. Мой герой Клим Пантелеевич Ардашев, вероятнее всего, будет возглавлять контрразведку Антона Ивановича Деникина в Ставрополе. Хотя я могу и передумать…

В следующих книгах он эмигрирует в Константинополь, где откроет детективное агентство. Чтобы написать этот роман, я специально ездил в Стамбул, мои турецкие друзья помогли мне собрать нужный материал о русской эмиграции в Константинополе.

Потом он окажется в Праге, в Париже. Что будет дальше, пока не знаю, но где-то там, в Европе, я и планирую закончить серию о нем. 

DSC_0191.jpg

—  Помимо Ардашева, будут другие книжные серии?

—  В планах у меня еще современный роман, который уже на треть написан, но мне пока не хватает времени его закончить. Это книга о моем поколении, о Ставрополе девяностых годов. Правда, в книге он будет называться не Ставрополь, а Ставрогорск. К сожалению или к счастью, все ждут продолжения Ардашева, а мне хочется немножко остановиться, написать то, что я очень хорошо знаю, что я видел своими глазами. Замечу, что исторический детектив писать намного сложнее, чем такого рода прозу, потому что нужно придумать так называемый gimmick (секрет фокуса). Говоря откровенно, то, что многие авторы называют детективами, на самом деле детективом не является, а представляет собой приключенческие уголовные романы. У меня же классический английский детектив: сначала я должен придумать, что произойдет и как это будет разгадано. С читателем я играю по-настоящему. Выражаясь картежным языком, я ему сдаю столько козырей, сколько есть у сыщика. И он вместе с сыщиком расследует преступление. И расследует не столько по следу или отпечаткам пальцев — это просто —   а находит логическое решение, приводящее его к раскрытию преступления.

057.jpg

—  Почему решили участвовать в конкурсе социальных проектов «Что я сделал для Ставрополя»?

—  Я случайно узнал об этом конкурсе, а поскольку так получается, что я  популяризирую Ставрополь в своих книгах, решил подать заявку. В моих произведениях вы не только можете пройтись по Вильяминовской улице или  Николаевскому проспекту. Вы встретитесь с начальником сыскного отделения Гелиным (он у меня Поляничко), с полицейским надзирателем Донцовым (у меня он не очень приятный Антон Каширин). Писатель Сургучев у меня выступает как писатель Кургучев. В романах появляются Меснянкин, Алафузов, Прозрителев. То есть на страницах моих романов можно встретить реальных людей, которые здесь раньше жили. Я описываю исторические факты, когда пишу об известных людях и встраиваю их в сюжет. 

—  Что Вам удалось выяснить о Ставрополе вековой давности за время писательской работы?

—  О, об этом можно очень долго рассказывать. К примеру, на проспекте Октябрьской Революции рядом со зданием прокуратуры есть красивая каменная калитка, построенная в 1910 году. В то время в Ставрополе была газонефтяная лихорадка — искали нефть, но находили газ. Месторождений газа находили много и на том месте тоже нашли газ. Тогда там располагался пивной завод Салиса. Когда хозяин увидел, что у него бьёт газовый фонтан, он вогнал туда огромную трубу, а немецкие инженеры поставили горелки, подвесили котел, в котором варилось пиво. Столики поставили так, чтобы посетители портерной видели, как варится пиво. Для украшения входа в пивную и выложили из камня красивую калитку. Вокруг этого места, кстати, разворачиваются события моего романа «Лик над пропастью». 

Но это только одно место, таких еще много. Например, на улице Авиационной, когда мой товарищ строил дом, выкопали кусок мрамора с надписью «Фридрихов Владимир Карлович». Меня это очень удивило, потому что Фридрихов — прототип жандармского ротмистра Клейна у Ильи Сургучева в романе «Губернатор». Фридрихов являлся помощником начальника Терского жандармского управления, руководил политическим сыском в нашем городе, необычайно деятельный был человек. После этого случая Фридрихов появился у меня в романах как жандармский ротмистр Фаворский.

Выяснилось, что Фридрихов был похоронен в 1911 году в ограде Андреевской церкви, а кладбище находилось там, где сейчас был исторический факультет СГПИ (СКФУ). Большевики снесли это кладбище. Часть надгробий пошла на фундамент здания НКВД и милиции, что довольно символично, согласитесь, остальное просто бросили в яр. Естественно, я написал статью в «Вечерний Ставрополь» об этой находке. Меня услышали, и теперь, если вы зайдете в Андреевскую церковь, справа на кладбище стоит вот этот самый памятный камень.

—  Чем, по-Вашему, Ставрополь отличается от других российских городов?

—  Географический минус Ставрополя в том, что здесь нет большой реки, то есть город находится на отшибе от всех транспортных артерий. В одном из своих рассказов, кстати, я повествую о том, как в Ставрополе до революции мечтали создать «Дивенское пароходное акционерное общество» для строительства в районе села Дивного канала, связывающего Каспийское и Азовское моря. Если бы это случилось, Ставрополь тогда стал бы точкой, объединяющей Азию с Европой. Хлопок и каспийскую нефть мы смогли бы поставлять через Чёрное море по всему миру.  

Но отчаиваться не стоит. Мы знаем кучу примеров небольших городков в Европе, где примерно такая же ситуация, и они не жалуются, а, наоборот, ценят, что город компактный, небольшой, и  все друг друга знают.

Мне нравится, как нынешняя администрация руководит городом. Она пытается сделать город удобным для горожан: велодорожки, вот эти праздники, конкурсы, чтобы подтянуть молодежь к активному участию в жизни города, спасибо им за это.

#Денис Объедкин #Интервью
Подпишитесь