Posted 28 января 2019,, 16:07

Published 28 января 2019,, 16:07

Modified 16 октября 2022,, 17:37

Updated 16 октября 2022,, 17:37

«Мы только начали понимать, сколько мусора производим» – МинЖКХ Ставрополья

28 января 2019, 16:07
С началом «мусорной реформы» на Ставрополье складывается цивилизованный рынок обращения с отходами, сообщил в интервью NewsTracker начальник отдела краевого министерства ЖКХ Игорь Падалка.

С задачами первого, экспериментального года «мусорной реформы» на Ставрополье справились и власти, и региональные операторы, считает начальник отдела по проведению государственной политики в области обращения с отходами министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края Игорь Падалка. По словам чиновника, некоторые проблемы выявлялись и устранялись уже по мере перехода на новую систему обращения с отходами. Но многое еще предстоит сделать, чтобы рынок утилизации мусора стал по-настоящему цивилизованным.

В интервью NewsTracker Игорь Падалка подвел основные итоги первого года реформы.

Как вы оцениваете итоги первого года реализации «мусорной реформы» в крае? Какие задачи министерство ставило год назад и насколько ни сейчас выполнены?

Основные задачи, которые стояли год назад, это провести отбор региональных операторов и организовать начало их деятельности. Эти цели были выполнены. В дальнейшем осуществлялась корректировка действий региональных операторов и корректировка нормативной базы уже под существующие реалии.

В этом году реформа запускается по всей стране. На Ставрополье сегодня действуют четыре региональных оператора, один из которых самый опытный, а другие приступили к обязанностям сравнительно недавно. Какие задачи в этой связи поставлены на 2019 год?

Основные задачи на сегодня – это передать опыт ранее действующих региональных операторов вновь начавшим работать и минимизировать количество жалоб населения на качество услуг. Одновременно нам надо в процессе устранять те проблемы, которые мешают работать региональным операторам.

Когда в 2018 году в регионе начал работать первый регоператор «Эко-Сити», это был немного сложный период. Возникали разные вопросы. И одной из задач было сформировать правильную логистику движения мусора в отдельно взятой зоне. Как вы считаете, «Эко-Сити» удалось это сделать?

Однозначно, удалось. В любом случае нужно понимать, что оптимизация, скажем, транспортных расходов еще продолжается. У нас в цепочке обращения с отходами в перспективе должен появиться еще ряд объектов, за счет которых также будет меняться логистика.

Это какие объекты?

Это мусороперегрузочные станции, сортировочные линии и другие. За счет этих новых объектов будет постепенно меняться цепочка. Если раньше региональный оператор нес значительные издержки из-за перевозки отходов из дальних точек большетоннажными машинами, то теперь будут появляться такие объекты, которые позволяют минимизировать издержки.

А эти объекты регоператор формирует совместно с министерством?

Конечно. Все объекты предусмотрены территориальной схемой обращения с отходами.

И это все влияет на тарифы?

Однозначно, это влияет на тариф. Все новые издержки включены в тариф и предусмотрены на начальном этапе. То есть где-то идет уменьшение расходов за счет внедрения новых технологий, где-то увеличение – но в целом эти затраты уже включены в тариф.

Мы в течение года внимательно следили за реализацией «мусорной реформы» в крае. И вот один наш материал был посвящен так называемому «мусорному пиратству». Мы обнаружили, что в законодательстве есть лазейка, которая позволяет компаниям не учитывать весь мусор, а скрытые отходы утилизировать по разным серым схемам. Что делается для того, чтобы закрыть эту лазейку?

Во-первых, министерство ЖКХ, правительство края и губернатор выдвигают определенные инициативы. Наверное, многие знают, что именно Ставропольский край был одним из инициаторов уменьшения платы организаций за негативное воздействие на окружающую среду. Правительство РФ поддержало эту инициативу, плата была уменьшена. После принятия этого решения Региональная тарифная комиссия Ставропольского края смогла снизить тарифы для всех региональных операторов.

Что касается пиратства, то это зона ответственности надзорных органов. Мы знаем об этой проблеме и сообщаем о ней в надзорные органы, передаем им все известные нам факты. Соответственно, дальнейшие действия – это их уровень компетенции.

Как вы в целом охарактеризуете нынешнее состояние рынка обращения с отходами в крае? Он уже цивилизованный или пока только формируется?

Нужно сказать, что мы сейчас переходим к цивилизованному рынку в этой сфере. Он стал полностью подконтрольным, поднадзорным. В том числе в смысле внесения плат в федеральный бюджет в виде налогов. Сейчас этот рынок находится под пристальным надзором всех ветвей власти.

Вот мы выбрали всех региональных операторов, которые приступают к своим обязанностям с 1 января 2019 года. Какие это компании и какие задачи перед ними стоят?

Прежде всего это победители конкурсных отборов. Поэтому они должны обладать опытом работы в этой сфере и быть готовыми обеспечивать функционирование всей системы. По сути это своего рода управляющие компании, которые заключают соглашения с органами исполнительной власти Ставропольского края, нанимают транспортные компании и указывают им, куда транспортировать отходы, заключают договоры с полигонами на обращение с твердыми коммунальными отходами. То есть их роль – организовать вывоз отходов от населения и взимать плату с целью распределения между всеми участниками этого процесса.

Потенциал у них достаточный? Справятся они со своими задачами?

Естественно. Если мы на сегодня не расторгли ни с кем соглашения, это говорит о том, что все компании могут работать. Понятно, что процесс довольно сложный. Сложный он в том, что у региональных операторов возникает довольно серьезная дебиторская задолженность от населения. В зависимости от того, как они организуют работу по взысканию этой задолженности, во многом и будет зависеть их функционирование на этом рынке.

А какова стратегическая, отдаленная цель всей этой реформы? Ожидаем ли мы, что россияне в конце концов научатся раздельно собирать мусор, у нас появится полноценный рециклинг отходов?

Здесь нужно отметить, что региональные операторы – это одна из частей реформы. Но реформа не ограничивается лишь созданием региональных операторов. На федеральном уровне, например, есть такие механизмы, которые должны поддержать раздельный сбор мусора и вторичную переработку отходов. А региональные операторы – это инструмент, который поможет воспитать культуру сбора и утилизации отходов. Регоператоры сегодня передают отходы именно тем компаниям, которые обеспечивают правильное обращение с ними. Это в свою очередь позволило прекратить деятельность всех несанкционированных свалок в Ставропольском крае.

Ну это задача-минимум. А что дальше? Появятся у нас новые технологии переработки мусора, например?

Здесь нужно отметить, что у нас в Ставропольском крае уже в предыдущие годы была создана достаточно мощная инфраструктура по сортировке отходов. У нас стояла задача прекратить вывоз мусора на свалки и начать вывозить их на полигоны. Нам в этом отношении было проще, чем другим регионам. Эти существующие мощности по обращению с ТКО нужно только модернизировать. Разумеется, есть инвестиционные планы, рассчитанные на долгосрочную перспективу. И, как я уже говорил, есть объекты, которые запланированы в территориальной схеме обращения с отходами. Все вместе это позволит сократить транспортные издержки и создать современную и эффективную систему обращения с отходами.

Мы только сейчас начинаем понимать, сколько у нас в крае образуется твердых бытовых отходов. Раньше мы оперировали только какими-то расчетными значениями. И когда у нас будет более или менее полная картина, мы сможем начать перенастройку системы и пересмотр тарифов.

Прошлый год в России был Годом добровольца. В Ставрополе и других городах волонтерские организации проводили субботники, на которые выходили сотни и тысячи граждан. Они самостоятельно наводили порядок там, где живут и работают. Планирует ли министерство использовать этот общественный ресурс и сотрудничать с добровольческими организациями, с общественными движениями?

Естественно. Мы всегда на связи с этими организациями. При проведении этих акций мы также находились с ними во взаимодействии. Региональные операторы также оказывали содействие в проведении этих акций, информировали население. В дальнейшем мы также будем на связи и готовы оказывать всяческое содействие.

А есть понимание того, как реформа реализуется в других регионах?

Да, мы стараемся всегда быть на связи с коллегами из других регионов. Буквально недавно к нам приезжала делегация из Томской области. Мы обрисовали им ситуацию и рассказали о проблемных моментах, которые могут возникать при переходе на новую систему. Соответственно, и мы обращаемся в другие субъекты с просьбой поделиться опытом, озвучить свое мнение и так далее. У нас даже есть чаты в мессенджерах, созданные федеральным министерством, где мы с другими регионами обсуждаем текущие вопросы, оперативно задаем вопросы, получаем ответы, делимся опытом, консультируемся.

Если оценивать в общем работу Ставропольского края как пилотной площадки для «мусорной реформы», то как мы справились?

Ну, мне трудно сейчас оценивать наши усилия. Но в федеральных СМИ выходили данные, в которых Ставропольский край в том числе был назван одним из лидеров по переходу на новую систему обращения с отходами. Нужно понимать, что в целом по стране переход на новую систему состоялся лишь 1 января 2019 года. Поэтому более обобщенную оценку на федеральном уровне можно будет ожидать позднее.

"