Posted 22 октября 2015,, 06:48

Published 22 октября 2015,, 06:48

Modified 16 октября 2022,, 16:19

Updated 16 октября 2022,, 16:19

"Последствия кризиса в полной мере еще предстоит ощутить"

22 октября 2015, 06:48
Торгово-промышленная палата Ставропольского края вошла в число лучших в стране и продолжает активно развиваться, расширяя число участников и перечень услуг. О грядущих последствиях кризиса для жителей региона, проблемах и запросах бизнеса в интервью NewsTracker рассказал президент ТПП Ставрополья Борис Оболенец.

Торгово-промышленная палата Ставропольского края вошла в число лучших в стране и продолжает активно развиваться, расширяя число участников и перечень услуг. О грядущих последствиях кризиса для жителей региона, проблемах и запросах бизнеса в интервью NewsTracker рассказал президент ТПП Ставрополья Борис Оболенец.

—  В чем преимущества членства в ТПП?

—  Торгово-промышленная палата объединяет представителей бизнеса для защиты и лоббирования их интересов во всех структурах власти. Как можно понять из названия, в своей деятельности палата охватывает все отрасли предпринимательства, которые только возможно представить. 

Но это не исключительно российская практика. Торгово-промышленные палаты существуют во всех цивилизованных странах. Правда, за рубежом к ним несколько иное отношение. Например, в Германии и Австрии, несмотря на всю их демократичность, бизнесмены обязаны оформлять членство в торгово-промышленной палате, потому что все понимают, что объединение помогает решать существующие проблемы. 

Если говорить о конкретных услугах, палата оказывает образовательные услуги для бизнесменов, услуги по оценке условий труда, проводит консультации по составлению бизнес-планов и процедурам получения субсидий. Бизнесмен может обратиться к нам за информацией обо всех видах поддержки, которые существуют в крае, выяснить, на какие виды услуг он имеет право и какие документы для этого нужно подготовить. 

Немалую часть нашей работы составляют услуги государственной экспертизы продукции на экспорт. Могу сказать, что 99% компаний, которые работают на экспорт, являются членами палаты, потому что сертификаты происхождения продукции выдает только Торгово-промышленная палата.

В целом, сегодня мы оказываем все виды услуг, необходимых бизнесу. Но я считаю, что в своё время в деятельности ТПП произошло смещение в сторону оказания услуг, а функция защиты интересов бизнеса отошла на второй план. По-моему, здесь необходим баланс, потому что оба эти направления одинаково важны. 

y_ec44b872.jpg

—  Есть ли услуги которые не пользуются спросом? 

—  Мы работаем в сфере бизнеса, поэтому от непопулярных услуг, как правило, отказываемся. Однако услугой энергоаудита мы занимаемся, несмотря на низкий спрос. Это подразделение мы создали в 2012 году, когда вышло правительственное постановление о проведении энергоаудита во всех компаниях. Мы выполнили эту задачу, предложили способы экономии. К примеру, совершенно безвозмездно выполнили энергоаудит для министерства соцзащиты в краевом геронтологическом центре. По итогам проверки мы рекомендовали перезаключить договоры с энергоснабжающими компаниями, которые злоупотребляли своим положением. В итоге удалось сэкономить свыше 100 тысяч рублей только на одном объекте. 

Казалось, что у руководителей компаний, наконец, появился повод задуматься над вопросами энергоэффективности. Однако по истечении срока действия постановления спрос на услуги энергоаудита резко снизился. От них отказались даже бюджетные организации, которым поставлена задача ежегодно экономить 15% на энергопотреблении. Непонятно, как они экономят, ведь энергоаудит они больше не проводят. Тем не менее вопрос энергоэффективности актуален, поэтому мы не планируем отказываться от этого направления. 

—  Насколько развита сеть участников Торгово-промышленной палаты Ставропольского края?

—  Сейчас в палате зарегистрированы 557 компаний всех видов деятельности и всех форм собственности: аграрии, промышленники, перерабатывающие и торговые предприятия. В их числе все самые крупные компании, такие как «Азот», «Арнест», «Энергомера», завод «Сигнал». По сути, у нас представлена вся структура бизнеса в Ставропольском крае. Но даже на уровне регионов России мы далеки от лидерства. Для такого региона, как Ставропольский край, в составе ТПП должно быть около тысячи компаний. 

Чтобы расширить состав участников ТПП, нужно доказать бизнесменам, что быть членом нашей организации выгодно. По этому пути развития мы идем. Бизнесмен должен понимать, что ТПП — это организация, которая может его защитить, которая может донести его проблемы до сведения губернатора, до сведения министерств. 

Например, бизнесмены сейчас жалуются на частые проверки. Чтобы обеспечить их законность в Ставрополе, мы ввели такую услугу как «Скорая помощь», которая гарантирует компаниям-участникам ТПП присутствие нашего представителя или бизнес-омбудсмена на этих проверках. Таким образом, решается вопрос несанкционированных проверок — проверяющий еще должен доказать законность своих действий.

13806_21_01.jpg

—  Какие дополнительные меры поддержки бизнеса могут быть полезны в Ставропольском крае? 

—  Очень важно сохранять четкие правила ведения бизнеса. Такой же позиции придерживается и федеральное правительство. Поэтому в прошлом году президент запретил поднимать налоги, так как бизнес сейчас находится в сложной ситуации. В то же время в краевом правительстве сейчас обсуждают повышение налога на торговые площади до 1,5% от кадастровой стоимости участка и называют это послаблением, потому что Федерация установила лимит повышения ставки до 2%. В действительности предлагается увеличить ставку налога с 0,9% в прошлом году до 1,5%, то есть почти вдвое. Получается, что правительство ежегодно меняет правила игры. Так вот, чтобы помочь бизнесу, нужно перестать менять правила игры. 

—  Расскажите о разработке знака «Ставропольское качество». Как будет происходить отбор лучших производителей?

—  Уже давно вынашивается эта идея. Знак качества послужит, во-первых, стимулом для производителей к улучшению качества продукции, во-вторых, повысит доверие потребителей к местной продукции. Важно только, чтобы это не превратилось в профанацию, чтобы знак не выдавали всем подряд. 

Мы надеемся сохранить идею добровольного оформления заявок на получение знака качества. То есть производитель, желающий получить знак качества, должен будет обратиться в ТПП, откуда придет комиссия с проверкой сертификатов, соблюдения технологии. Также при оценке заявки будет учтен потребительский спрос. При положительном результате проверки мы будем присваивать продукции предприятия знак качества на определенный период, например, на год. А по истечении этого срока предприятие снова должно будет пройти аттестацию, если захочет продлить действие знака качества. 

e0b4408a4cc02d3d7e7f0a735a1a903b.jpg

Я слышал, что в Великобритании уже 70 лет похожий знак качества действует, и потребители ему доверяют. Важно строго отслеживать, чтобы знак не присваивали всем подряд, как получилось со знаком качества СССР, который в конце концов ставили уже на любой продукции, независимо от качества. 

Уверен, если этот знак будут выдавать по итогам честных проверок, то он заработает в полную силу. Мы планируем начинать с продовольственных товаров, которых в регионе большинство. Но хотим распространить его на всё, что произведено в Ставропольском крае. 

—  Есть ли в крае проблема нехватки кадров? И какие профессии наиболее востребованы?

—  Основной запрос на рабочие профессии. Для его решения мы начинаем заниматься выстраиванием связей между бизнесом и системой образования. Ведь нехватка рабочих кадров в основном обусловлена тем, что колледжи готовят по большей части не тех специалистов, которые нужны предприятиям. Связь образования и бизнеса должна выглядеть примерно так: предприятия сообщают, какие работники им нужны, а колледжи будут их обучать. 

Еще предстоит обновление системы подготовки специалистов. Речь идет о введении так называемой программы «дуального образования», в которой примерно 30% учебного времени уделяется теории и 70% — практическим занятиям. Сейчас соотношение практики и теории в училищах прямо противоположное, а это говорит о недостаточной подготовке выпускников. 

NEV-2.jpg

—  Как вы оцениваете влияние кризиса на ставропольские предприятия?

—  Мне хочется, чтобы все понимали, что мы еще не почувствовали последствия кризиса в полной мере. Экономическая ситуация еще будет ухудшаться. Ведь вся экономика построена на потребительском спросе, а потребление в связи с инфляцией снижается. В первую очередь, это отразится на малом и среднем бизнесе, особенно на торговле, потому что снизится покупательская способность существующей денежной массы. 

На Ставрополье это менее выражено из-за сельскохозяйственной направленности региона, потому что спрос на продукты питания сильно сократиться не может. Могут измениться предпочтения, и вместо дорогих продуктов более востребованными станут дешевые. 

Хотя промышленная отрасль тоже находится в выгодном положении за счет таких крупных производителей как «Арнест», «Азот», «Сигнал», Будённовский завод пластмасс, «Монокристалл», которым теперь намного выгоднее экспортировать свою продукцию. 

В наиболее тяжелых условиях оказывается малое и среднее предпринимательство, которое (власти – NT) собираются наращивать. Но увеличение налогового бремени к росту привести не может. 

"