Posted 22 января 2016,, 08:23

Published 22 января 2016,, 08:23

Modified 16 октября 2022,, 16:11

Updated 16 октября 2022,, 16:11

"Бюджет Ставрополя стрессоустойчив"

22 января 2016, 08:23
Глава администрации Ставрополя Андрей Джатдоев в интервью NewsTracker рассказал о последствиях кризиса, обманутых дольщиках, а также о планах заменить ветхие здания в центре города современными кварталами.

Глава администрации Ставрополя Андрей Джатдоев в интервью NewsTracker рассказал о последствиях кризиса, обманутых дольщиках, а также о планах заменить ветхие здания в центре города современными кварталами.

– Как можете охарактеризовать итоги 2015 года для города?

– Прошлый год, конечно, был непростым, но я пока далек от апокалиптических настроений, которые сейчас, можно сказать, входят в моду. 

Ставрополь занял третье место в рейтинге самых быстрорастущих городов по оценке аналитиков мультимедийного холдинга «РосБизнесКонсалтинг» (РБК), город получил награду Торгово-промышленной палаты РФ «Абсолютная прозрачность» за обеспечение порядка в проведении муниципальных закупок и сопутствующих процедур.

Довольно много удалось сделать по благоустройству и озеленению территории. Проведена реконструкция на проспекте Октябрьской Революции (от улицы Ленина до улицы Дзержинского), завершился ремонт площадки перед Дворцом культуры и спорта по улице Ленина. Открыт новый сквер по улице Пирогова, причем он расположен рядом с домом, где проживает много ветеранов Великой Отечественной войны. В сфере озеленения администрация города поставила перед собой задачу по ежегодной высадке как минимум 20 тысяч деревьев. Речь идет о посадке деревьев в лесных массивах и на территории городских кварталов. В общем, список успехов в сфере благоустройства получится очень длинный.

1306079_original.jpg

В социальной сфере проблем, конечно, больше. Так, мы обязаны обеспечить детям возможность посещать детский сад и школу неподалеку от места их жительства, в нынешних условиях это непросто. По статистике, за последние пять лет в Ставрополе ежегодно вводят в эксплуатацию в среднем около 500 тысяч квадратных метров жилья, а это порядка 46 многоквартирных домов. При таких объемах застройки каждый год в городе должны открываться 2 школы и 4 детских сада, а эти темпы на протяжении нескольких последних десятилетий не выполнялись. За последние два года мы сделали серьезный шаг в решении этого острого вопроса.

За прошедший год мы построили в наиболее проблемном в данном вопросе Юго-Западном районе детский сад и школу в 204-м квартале. Два здания под размещение детских садов мы купили. Новые образовательные учреждения уже сейчас набирают персонал.

Подходит к завершению строительство большой школы в 530-м квартале.

Это важно еще и потому, что новые школы и детские сады, расположенные рядом с домом, не только помогут минимизировать проблему утренних пробок, но и обеспечить более безопасный путь детям в образовательные учреждения.

Разумеется, созданные объекты не решают полностью всей проблемы. Однако при поддержке краевого правительства и губернатора мы рассчитываем на дальнейшее строительство необходимых городу школ и детских садов.

spravka5.png

Нельзя не упомянуть о строительстве перинатального центра. Очень много усилий вложено в этот проект, который даст реальную возможность не просто нашим женщинам рожать в комфортных условиях, но спасет немало детских жизней. У нас хорошие врачи, и теперь мы выйдем на совершенно иной, высокотехнологичный уровень медицинской помощи. Кстати, будет решен и вопрос устройства парковки. Принято решение о строительстве у центра многоярусного паркинга, его проект уже сформирован.

Не менее значимый проект – строительство новой поликлиники в Юго-Западном районе, которая будет включать в себя не только взрослое и детское отделения, но и травматологический пункт, в котором остро нуждается юго-западная часть города.

– Как кризис отразился на экономике города?

– Безусловно, системные проблемы в экономике страны отразились и на городе.  Но тут несколько облегчает ситуацию то, что в Ставрополе нет градообразующих предприятий, это делает структуру наших бюджетных доходов более стрессоустойчивой. Конечно, снижается покупательская способность, на 13% упали объемы розничной торговли. Это серьезно, но не катастрофично, ведь это единственный показатель который у нас снизился по сравнению с прошлым годом. К примеру, безработица осталась на уровне 2014 года (0,9%), это один из самых низких показателей в стране. Объемы выпуска собственной продукции по сравнению с предыдущим годом выросли на 18 процентов (в сопоставимых ценах). Важный показатель – это увеличение числа субъектов малого и среднего предпринимательства по итогам года на 2 тысячи. Причем мы оказывали всецелую поддержку предпринимателям, в том числе финансовую, и, как мы заметили, активность жителей нашего города значительно выросла в последние годы, и сфера торговли уже не занимает лидерских позиций в перечне новых предприятий, люди понимают, что будущее за производством (пусть и небольшим) и сферой услуг.

2.jpg

Действующие предприятия города также понимают, что время кризиса – это еще и возможность для развития. Практически все крупные предприятия сейчас запустили инвестиционные программы, в том числе в связи с заключением оборонных заказов, увеличением объемов внутреннего потребления (импортозамещение), повышением доходов от экспорта из-за курсовой разницы.

Так что, в целом, год для города был довольно неплохой, если учитывать общую экономическую конъюнктуру.

– Бюджет Ставрополя на 2016 год может называться кризисным?

– Я бы так не сказал. В этом бюджете, как и раньше, выдержаны основные пропорции. На социальные вопросы выделено 70 процентов  расходов. Но наш бюджет и в прежние годы был социально направленным. Такого перечня мер социальной поддержки незащищенных слоев жителей как у нас, нет ни у кого в крае. Кроме того, мы увеличили расходы на питание детей в детских садах и школах на 15 процентов. Мы обязаны поддержать наших жителей в условиях кризиса.

При этом мы предусмотрели средства и на развитие города. Более детально прописаны направления работы по благоустройству. К примеру, планируется комплексное обустройство целого ряда территорий города, в том числе 530-го квартала. Мы обязаны оптимизировать работу общественного транспорта, обустроить парковки и остановочные пункты. Расходы на содержание дорог мы сократили, поскольку их нынешнее состояние потребует меньших затрат для приведения в норму после зимы, чем прошлой весной. В этом году повышенное внимание мы уделим строительству и ремонту тротуаров, внутриквартальных территорий, асфальтированию территорий школ и детских садов. Расходы на данные цели увеличились практически в два раза.

То есть бюджет сбалансированный, хотя и дефицитный.

1326889_original.jpg

– Как изменилась ситуация с обманутыми дольщиками в Ставрополе?

– Три года назад, когда я приступил к работе в должности главы администрации города в Ставрополе было 30 объектов с обманутыми дольщиками. Сейчас таких объектов осталось два-три. Постепенно мы решаем эту проблему. Но в кризис ситуация может усложниться из-за падения потребительского спроса. Напомню, что ситуация с обманутыми дольщиками в последний раз обострилась как раз в разгар кризиса 2007-2008 годов. Это происходит потому, что снижается рентабельность строительства, жилье остается невостребованным. Сейчас мы сопровождаем строительство ряда объектов буквально в ручном режиме совместно с прокуратурой и полицией.

– Очевидно, что Ставрополь и расположенные рядом с ним населенные пункты стали довольно динамично растущей агломерацией. Городская инфраструктура сейчас готова к тому, чтобы стать городом-полумиллионником?

- Город нуждается в расширении границ, ведь в муниципальной собственности сейчас вообще нет земли.

Вы только задумайтесь – за последние десять лет численность населения города выросла на 20 процентов! Сегодня в городе проживает более 428 тысяч человек, а территория города осталась прежней.

По этой причине отсутствует перспектива для развития производства, поскольку нет свободных площадок. Каждый инвестор, рассматривающий возможность реализации проекта на территории города, в первую очередь, сталкивается с проблемой отсутствия свободного земельного участка необходимой площади и соответствующего назначения. А местные строительные компании из-за отсутствия новых проектов через 2-3 года либо перейдут в соседние регионы, либо вообще свернутся.

Не будем также забывать, что мы должны выполнять наши обязательства в соответствии с указами президента, федеральными и краевыми законами о предоставлении земельного участка отдельным категориям граждан. В Ставрополе на учете стоит 1,11 тысячи многодетных семей и около 800 участников боевых действий, которые имеют право на получение земельных участков. Но дать им сейчас нечего. Мы решили вопрос примерно 300 многодетных семей и участников боевых действий. Для этого, правда, отобрали земли, которые были выделены незаконным способом (на улице Берёзовая, на юго-западе Ставрополя), но больше свободных земель нет.

3.jpg

Старый жилищный фонд – это отдельная тема.

Сегодня более 10 процентов жилья в городе – 327 многоквартирных домов — подходят к своему предельному сроку эксплуатации. Особенно это касается панельных домов, построенных в 1960-1970-е годы. Под эту категорию попадают не отдельные дома, а целые кварталы и микрорайоны. Можно их до бесконечности ремонтировать, но с каждым годом состояние будет ухудшаться.

Поэтому сегодня как никогда актуальна тема разработки программы комплексного освоения застроенных территорий. И, в первую очередь, она должна быть направлена на улучшение жилищных условий горожан с максимальным учетом их интересов. 

По-моему, есть только один путь, по которому идет весь мир, —  расселение жителей старого фонда в новые современные дома при финансовом участии компаний-застройщиков в целях дальнейшей новой застройки освобожденных территорий, одновременной заменой коммуникаций и созданием соответствующей полноценной инфраструктуры.

Готовы ли строительные компании в силу своих экономических возможностей участвовать в подобных программах? Должны быть очень серьёзные инвесторы.

А пока для решения текущих проблем необходимо расширять границы муниципалитета — либо простым увеличением площади в обход занятых земель, либо путем создания городского округа, в который могут войти близлежащие поселения и сельсоветы. Тем более, что жители окрестных поселений уже сейчас по факту работают преимущественно в Ставрополе, а их дети ходят в детские сады, школы, спортивные и культурные учреждения города. Это, конечно, огромная работа – разработать грамотный план такого расширения. Урбанистика – это сейчас настоящая наука, нужно привлечение серьезных специалистов и оценка десятков факторов – экономических, социальных, демографических и так далее. Так что спешить с этим вопросом нельзя, но и игнорировать очевидные тенденции роста города – тоже.

4.jpg

В столицах соседних субъектов - Краснодар (829,7 тысячи человек), Астрахань (532,7 тысячи), Махачкала (583,2 тысячи) пошли по пути присоединения близлежащих населенных пунктов. Во всех этих городах в определенный период времени отмечается скачкообразное увеличение численности населения и территории.

Как показал анализ, перспектива увеличения численности города Ставрополя до показателя «свыше 500 тысяч» за счет присоединения близлежащих территорий отражается во многих федеральных статистических и ведомственных докладах.

От нас уже давно ждут шагов в данном направлении, в том числе на федеральном уровне. Ведь не секрет, что именно города с численностью населения свыше 500 тысяч человек федеральные структуры рассматривают как площадки для проведения федеральных спортивных, культурных, экономических и политических мероприятий с обеспечением финансирования из федерального бюджета, в том числе строительства крупных инфраструктурных объектов. Мы же пока в перечень таких городов не попадаем. Думаю, пришло время для принятия кардинальных решений, которые позволят выйти на новый уровень не только городу Ставрополю, но и Ставропольскому краю в целом.

– В прошлом году на всю страну прогремела история с оставленным бабушкой ребенком в бэби-боксе и общественное мнение по этому поводу, можно сказать, раскололось. Считаете ли Вы, что идея себя оправдала?

– Все, что идет на пользу обществу, сохраняет хоть одну человеческую жизнь, мне кажется, оправдано. Надо использовать все возможные методы. Возможно, этот ребенок — будущий президент или выдающийся учёный. Как правило, из детей, которые начинают жизнь с очень непростых ситуаций, потом и получается что-то путное. Так что в целом, считаю, эта система себя оправдала.

– Времена сейчас неспокойные, а на Северном Кавказе – тем более. Есть ли в планах городских властей какие-то специальные меры по усилению антитеррористических мер?

– В Ставрополе реализуется программа «Безопасный город», по которой установлено несколько тысяч видеокамер. Монтаж и централизацию видеосистемы мы завершили еще в 2014 году и теперь получаем сведения по всем учреждениям образования, культуры и прочим местам общественного значения в единый ситуационный центр. Еще мы ввели правило для застройщиков об обязательной установке системы видеонаблюдения перед сдачей нового объекта. С 2014 года мы предъявляем высокие требования к качеству видеосистем, потому что бессмысленно иметь видеокамеру, которая пишет некие смутные образы. Все это существенно облегчает работу правоохранительных органов.

Месяц назад мы были вынуждены пойти на беспрецедентные меры и запретить взрослым приходить в школы. На самом деле, это мы тогда думали, что эта мера беспрецедентная, но выяснилось, что ряд школ давно работает в таком режиме, например, лицей №35. Тем не менее, для руководителей большинства школ города мы проводили обучение по антитеррористической безопасности. К сожалению, научить не удалось — три муляжа взрывных устройств в ходе проверок в школы пронесли. После этого мы полностью закрыли городские школы для взрослых. Кроме того, возвращаясь к бюджету – финансирование охраны образовательных учреждений увеличено на 15 процентов.

6.jpg

– Состояние архитектурного облика города - тема острая, по ней всегда сколько людей, столько мнений. Как Вы оцениваете нынешнее положение дел?

– Если говорить об архитектуре в целом, то это ведь не только состояние фасадов, это инфраструктура города, на которую нанизывается некий архитектурный силуэт улиц. И по большому счёту, о проблемах архитектуры надо было думать лет 25 назад. Но нам удалось практически полностью справиться, например, с проблемой незаконных строек. О ней уже практически никто не вспоминает — может, только во время выборов, чтобы избирателей пугать. Сейчас мы просто не допускаем таких прецедентов.

Если говорить о центре города, то это еще более сложный вопрос. Конечно, мы обязаны сохранить исторический облик. Но что мы подразумеваем под историческим обликом? Например, есть несколько исторических памятников, которые включены в государственный реестр и очень серьезно охраняются. А еще в центре Ставрополя есть улочки, где, простите меня за прямоту, стоят жалкие лачуги, в которых живут более 5 тысяч горожан. Пусть эти дома были построены в прошлом веке, но туалет там на улице. Понимаете, говоря о великих делах, мы должны задумываться о вопросах жизнеобеспечения людей, они должны жить в комфортных условиях. Нам нужно приближаться к образу современного города. А для этого, как я уже говорил, необходима комплексная городская программа.

В целом Ставрополь сейчас – это динамично развивающийся город, в котором, на мой взгляд, удается сочетать сохранение уникального исторического облика и создание современной инфраструктуры. Это, конечно, в нынешних условиях непросто, так нам никто и не обещал, что будет легко.

"