Posted 12 апреля 2017, 10:56
Published 12 апреля 2017, 10:56
Modified 20 августа, 16:56
Updated 20 августа, 16:56
Кризис отразился на заработках космонавтов, на российских космических проектах?
К сожалению, отразился. Количество людей на борту сейчас сокращается. Раньше было три человека, сейчас на борту только двое. От этого, к сожалению, страдают и наши еще не летавшие космонавты, и увеличивается объем работы на борту. Все это не очень хорошо.
Как давно сложилась такая ситуация?
Сокращение экипажа началось в этом году. Скоро в первый раз будет стартовать экипаж только с одним россиянином. Это решение принято Роскосмосом, исходя из текущей ситуации. Так что за всеми комментариями по этому поводу лучше к ним.
Сколько зарабатывает космонавт?
Не помню.
Как происходит развитие космонавтики в нашей стране и стоит ли ждать заметных прорывов?
Конечно, у нас сейчас проводятся какие-то работы. У нас был старт модернизированного корабля. Сдана очередная модернизация корабля «Союз-МС», он недавно начал летать. Кстати, планировалось, что наш экипаж отправится на этом корабле первым. Но, к сожалению, дата его запуска была перенесена, поэтому мы стартовали на последнем корабле серии ТМА-М, а вот Анатолий Иванишин полетел уже на корабле «Союз ММ». Проводится также дальнейшая работа по улучшению скафандров, их модернизируют. Готовится модернизация нашего скафандра «Орлан» (модель МКС — NT). Но, чтобы сделать что-то принципиально новое, конечно, нужно постараться, чтобы оставаться на одном уровне с нашими партнерами.
Станция "Мир" работала на орбите не больше 15 лет. МКС остается там уже 19 лет. Когда она исчерпает свой ресурс?
Насколько я знаю, текущие планы были до 2024 года. Что будет дальше, этот вопрос, опять же, к нашему руководству.
Какие вы видите перспективы коммерческих полетов и космического туризма в России?
Думаю, что это хорошая идея. Конечно, это неизбежно — люди хотят полететь. Наверное, нужно этому как-то способствовать. Но это дело должно быть грамотно организовано, чтобы выполнялось не в ущерб профессиональной работе и выполнению работ на борту, а наоборот помогало нашей космонавтике двигаться дальше.
Возможно ли в России на существующей технологической базе организовать коммерческие полеты? Почему в России этим никто не занимается?
В принципе, думаю, что это все возможно и реально. Но это вопрос не моего уровня.
Насколько, по-вашему, правдоподобны планы голландской компании Mars One по отправке человека на Марс?
Думаю, это крайне маловероятно. Это серьезный затратный проект. Кстати, у нас подобный проект существует давно. Еще академик Королев начинал разрабатывать экспедицию на Марс и тяжелый межпланетный корабль. Позже он неоднократно модернизировался, переделывался. У нас существует свой проект, он требует около 15 лет на реализацию — от начала работ по строительству корабля и до завершения экспедиции.
Космонавты, по-видимому, работают на пересечении законов разных стран. Сталкивались ли вы со сложностями на законодательном уровне?
На борту мы стараемся не касаться вопросов политики или экономики. Все-таки мы стараемся сохранять между собой хорошие профессиональные отношения в любой ситуации. Если говорить о сложностях с законами, то бывали такие, может, смешные, а иногда и не очень смешные ситуации, когда еще летали «Спейс шаттлы». Бывало, что наш корабль доставлял груз на станцию, а на землю его возвращали американским кораблем. И тут возникал вопрос — как он попал на территорию США. Формально это, получается, контрабанда. Смех смехом, но вот такие вопросы решались. Бывают такие случаи. Наши официальные лица с этим потом разбираются.
О личных взаимоотношениях на борту космонавты часто рассказывают, что психологически сложно долгое время общаться с одними и теми же людьми. Как вас учат справляться с такими трудностями?
Мы все проходим специальные тренировки. Например, сурдокамера — это довольно суровое испытание для каждого из нас. По текущей циклограмме, несколько суток испытуемый проводит в одиночной камере. Все эти дни и ночи без сна и отдыха человек должен работать и показать все, на что он способен. Он должен сохранить работоспособность и человеческое лицо, в том числе. Разумеется, все наши тренировки, вся подготовка находится под наблюдением специалистов, в том числе, психологов. На основании этой и многих других тренировок делаются выводы о том или ином человеке. Соответственно, появляются рекомендации по составу экипажей — кто с кем лучше работает. Но, конечно, чаще всего наше руководство принимает волевое решение, и мы работаем с тем, кого нам назначили. Но все мы люди взрослые. У нас есть одна задача. Мы понимаем, что, несмотря на наши личные симпатии и антипатии, есть задачи, которые нам нужно выполнить. Поэтому летим и выполняем. Когда возвращаемся, снова появляются симпатии или антипатии, друзья и недруги.
Полететь в космос в детстве мечтают многие, но какие люди становятся космонавтами?
Одна из базовых черт характера — это упорство, упрямство. Человек должен быть таким, который идет к своей цели, старается добиться своего, несмотря ни на что. К сожалению, у нас в стране тоже были сложности. Я начинал учиться в институте в одной стране, а закончил в другой стране. Ситуация была не очень хорошая. Вопросы всегда есть — конъюнктура меняется, все меняется. Если человек разменяется на что-то другое, то уйдет. Может, добьется чего-то в другой области. А те, кто сохраняет в себе этот стержень, они добиваются своего именно в сфере космонавтики. Лично у меня была программа минимум и программа максимум. Минимум — мне было просто интересно это делать, поэтому я хотел закончить институт (на ракетчика) и дальше в этой отрасли работать, создавать технику, испытывать ее, к этому прибавлялась романтика жизни на космодроме, такие вещи. Это минимум, которого я стремился достичь. По программе максимум, конечно, хотелось попробовать самому полететь в космос.
Есть ли проблема с кадрами в России и как меняется ситуация?
В период 90-х годов много ценных кадров было упущено. Конечно, многие не от хорошей жизни были вынуждены сменить место работы, чтобы просто выжить, прокормить свои семьи. Но некоторые потом вернулись на свое прежнее место работы. Но сейчас я сам часто бываю в МГТУ имени Баумана, который я в свое время заканчивал. Сейчас радует, что в последние годы, как говорят, очень здорово вырос конкурс на технические специальности, а на ключевые специальности конкурс доходит до 20 человек на место и больше. То есть интерес существует, и это внушает оптимизм на будущее.
Как долго может продолжаться карьера космонавта? Чем обычно занимаются бывшие космонавты?
Думаю, это все индивидуально. При отборе есть требования по максимальному возрасту не более 35 лет. Подготовка занимает длительный период, и нужно, чтобы человек не один раз слетал, чтобы на него можно было рассчитывать в будущем. Поэтому такой есть возрастной критерий. О предельном возрасте, честно говоря, не задумывался. Люди работают, пока позволяет здоровье, пока они востребованы.
Какой самый возрастной космонавт?
Я летом встречал на борту Павла Владимировича Виноградова, ему 65 лет (на самом деле 63 года — NT). Пока это единственный случай.
Сами чем планируете заняться после завершения карьеры?
Знаете, в нашей жизни так далеко загадывать сложно. В ближайших планах пока подготовка к третьему полету. Сейчас я прохожу медкомиссию. Обычно через полгода после посадки человек проходит медицинскую комиссию, которая определяет его годность к дальнейшей работе. Надеюсь, благополучно все пройти, и дальше уже будут планы по третьему полету. Что будет после него, давайте посмотрим. Если позволит здоровье и будет возможность, буду работать дальше.
Дата предстоящего полета уже известна?
Сейчас есть предварительные планы, но мы не любим о них говорить, потому что в нашей жизни, как показывает практика, бывает всякое.
Как отражаются полеты в космос на вашем здоровье и здоровье ваших коллег?
Понимаете, человек существует в специфических условиях: невесомость, повышенная радиация, искусственная атмосфера, искусственная среда обитания. Конечно, эти факторы не влияют положительно на здоровье человека. Происходит вымывание кальция из костей, меняется система кровообращения, система дыхания, деградируют мышцы. После полетов все это ощущается. Есть даже специальная программа по изучению долговременных последствий космических полетов, которая изучает наших нынешних пенсионеров. Все это нацелено на то, чтобы минимизировать негативные последствия, понять, что и как влияет, чтобы улучшить нашу подготовку на борту, чтобы мы могли нормально работать, возвращаться и снова работать.
С какими типичными проблемами сталкиваются космонавты, в том числе пенсионеры?
Про пенсионеров сложно сказать. После полетов вымывается кальций, то есть ослабевает скелет, мышцы ослабевают, очень хорошо видно, как уменьшаются в объеме мышцы ног. Потом постепенно это приходит в норму, примерно через полгода, через год.
Есть ли возможность подготовки к полетам у жителей Ставропольского края?
Знаете, за два дня в Ставропольском крае мы побывали в разных школах, учебных заведениях. Воспитательная, патриотическая подготовка на очень хорошем уровне. Это радует. Когда человек вырастает, он понимает, что он хочет сделать для себя и для своей страны. Ребята очень любознательные. Много интересных вопросов, которые даже озадачивали, что приходилось задумываться, что бы такого умного и интересного сказать в ответ. Потенциал хороший.
Сегодня говорил с одной из учениц, которая ответственно и очень серьезно говорит, что хочет стать космонавтом.
Эта школьница может в Ставропольском крае пройти какие-то тесты или нужно куда-то выезжать?
Есть официальная процедура. Кстати, недавно Роскосмос официально объявил об отборе в отряд космонавтов. Все базовые требования к участникам есть на сайте Роскосмоса и на сайте ЦПК (центра подготовки космонавтов). Думаю, что для ребят, для этой девочки, главное, сохранить свое стремление, сохранить свое здоровье и получить хорошее образование. Вот три основных критерия.
Какой все-таки ее следующий шаг после обучения в школе?
Похвально, конечно, если она сохранит это увлечение. Когда вырастет, по процедуре, она должна будет написать заявление на имя генерального директора Роскосмоса и пройти все комиссии по отбору. Для этого здесь есть специальные аккредитованные органы.
Почему, кстати, среди космонавтов женщин гораздо меньше, чем мужчин? Мешают ли работе взаимоотношения с женщинами?
Сложно сказать. Существуют культурные и национальные различия. Скажем, среди астронавтов много девушек. Мы там общаемся в профессиональном плане, в первую и в последнюю очередь. Какие-то различия выискиваем уже на земле.