Posted 5 мая 2016,, 13:04

Published 5 мая 2016,, 13:04

Modified 16 октября 2022,, 16:04

Updated 16 октября 2022,, 16:04

Мечтаем жить в Германии, работать в Испании, платить налоги на Кипре

5 мая 2016, 13:04
Директор ставропольского ООО «Сладкие технологии» Валерий Черницов рассказал в интервью корреспонденту NewsTracker Дарье Куличенко о своей истории успеха, причинах появления в регионе червивых конфет, влиянии санкций на конфетный бизнес, а также поделился универсальной формулой богатства.

Директор ставропольского ООО "Сладкие технологии" Валерий Черницов рассказал в интервью корреспонденту NewsTracker Дарье Куличенко о своей истории успеха, причинах появления в регионе червивых конфет, влиянии санкций на конфетный бизнес, а также поделился универсальной формулой богатства. 

С чего начался ваш бизнес, как пришла идея заняться конфетным бизнесом? С какими трудностями вы столкнулись?

Начал я свою карьеру в 1992 году, тогда работал вулканизаторщиком на одной станции. Потом случилось так, что в этом же году получил инвалидность 2 группы. Но мне надо было кормить маму и брата, который еще учился. Оставил прежнюю работу и занялся торговлей. В 1993 году на костылях я стоял на трассе и торговал. Этим и зарабатывал. А потом занимался фермерством. Со знакомыми подращивали утят, цыплят, возили их по Кочубеевскому району и реализовывали. Затем занимался какое-то время покосом сена. Через некоторое время ушел из фермерства снова в торговлю. Сам сварил пару ларьков, ездил, закупал продукты. Один раз попал на кондитерскую фабрику, увидел, как делаются конфеты, и мне эта идея очень понравилась. Я бросил торговлю и ушел в производство.

Когда вы занялись производством конфет?

В 1998 году. Тогда бросил торговлю. Продал все ларьки, магазинчики, вложил все средства в производство. В самом начале это был цех по производству кондитерской продукции. Мы выпускали карамель и ириски, пытались развиваться все больше и больше, и теперь у нас очень широкий ассортимент продукции, которую мы производим. У нас был лозунг: «Чтобы лучше жить, надо больше работать». 

Получается, что становление вашего бизнеса пришлось на 90-е – 2000-е годы. Это были сложные времена. Сталкивались с бандитами или с коррупцией? Как решали проблемы?

Проблемы, конечно, были. А решали все путем переговоров.

А сейчас сильно страдаете от коррупции?

Это провокационный вопрос. Тем не менее сейчас коррупции практически нет. Но сейчас проблема другая – очень мало поддержки производителям и переработчикам, а основная поддержка переработчикам – это доступ в сети (сетевые магазины «Магнит», «Пятерочка», «Лента» и т.д.). Вы зайдите в сети. Там в основном продукция не Ставропольского края, а других регионов и стран. Очень много зарубежной продукции. И цены баснословные, но они все равно поставляются. Ведь сетевой ритейл берет там, где ему проще, выгоднее. 

У нас сейчас очень мощная поддержка сельхозтоваропроизводителям, но, тем не менее, у нас чистую же пшеницу никто не ест. Ее сначала выращивают. Затем перерабатывают. Пшеницу превращают в муку. Потом идет вторичная переработка – делаются хлебобулочные изделия. И только потом она попадает на полки. Поэтому, чтобы наша продукция попадала на полки, а не вывозилась из края, как сырье для дальнейшей переработки, нужно поддерживать местных переработчиков и первичных, и вторичных. В первую очередь давать доступ нашим товаропроизводителям в сетевой ритейл, на полку. Тогда и поддерживать не надо, оно само все разовьется. Будут продажи – будет развитие, не будет доступа к полкам, где покупатель голосует рублем за тот или иной продукт, не будет и развития. Все просто.

Сейчас на каком рынке реализуете свою продукцию? Какие существуют проблемы ведения бизнеса в России и на Ставрополье?

Продаем и по Ставропольскому краю, и по России, и за пределами. Это и ближнее зарубежье, и Монголия, и Китай. Сейчас основная проблема, как я сказал, – это доступ на полки. Я с «Магнитом» веду переговоры уже 5 лет. Простой пример: наша цена конфет в «Магните» на полке около 250 рублей за килограмм, а ближайшие аналоги, например, конфеты кондитерского концерна «Бабаевский» «Белочка» –  порядка 179 рублей за 250 граммов. Это получается 716 рублей за килограмм. Сравните сами, есть разница для покупателя? Наш товар социально ориентирован. Но тем не менее нас под любыми предлогами не пускают на полку. 

Вообще сейчас есть несколько очень важных вопросов - на какое время введены санкции, когда их отменят, и что произойдет с нашим рынком. А второй - доступ к покупателям. У сетевых магазинов наценка от 50% до 150% на товар, а у производителя всего 5-10%. Кто будет развиваться в таких условиях?

По вашему мнению, насколько быстро может быть налажено импортозамещение на территории Ставропольского края, во всех отраслях, которые заявлены, и насколько эффективна линия, которую ведет правительство?

Линия эффективна и нужна, потому что, если бы этого не было, то можно поднять руки и пойти сдаться. Сами посудите, где логика: продать нефть, получить доллары и пойти потратить эти доллары на помидоры или огурцы? Если бы не начали налаживать эту отрасль, то нас даже можно не завоевывать. Просто пришли, захватили и ушли.

В прошлом году дума Ставропольского края приняла закон о налогах на торговые площади больше 250 квадратных метров. Насколько, по вашему мнению, это верное решение?

Я считаю, что торговля должна платить налоги. Чтобы у нас было такое же социально ориентированное государство, как Германия. Там налоги 45% на прибыль, а налог на зарплату выше, чем в России – 38% платит предприятие и 30% платит работник. А у нас хоть где-нибудь есть такие налоги? Даже близко нет.

То есть налоги нужно ужесточать или все-таки давать послабление на начальном этапе развития бизнеса?

На сегодня, к сожалению, не самое главное произвести, самое главное - продать. Когда ты умеешь продавать то, что ты произвел, ты «в шоколаде», если нет, то ты – банкрот. Я считаю, что поддерживать надо производство и переработку. Для них должно быть послабление. Потому что все как кинулись в 90-е в перепродажу, так до сих пор и живут, потому что там более упрощенная система налогообложения. Сравните, для мини-предпринимателей у нас есть 20 видов разных налогов, а для предприятий, которые работают на массовость, есть только один вид налогов – общая система налогообложения. Ее, конечно, надо смягчить. Кто будет развивать переработку и производство в таких условиях? Все пойдут в торговлю, что мы и видим. Одни торговые комплексы строятся. У всех такое мнение, что он сейчас построит торговый комплекс, сдаст в аренду и сам уедет на Канарские острова, будет жить на то, что будет получать доходы с аренды. Если все так будут подходить, то, естественно, мы не увидим светлого будущего. Нечего будет продавать. У нас вообще люди хотят жить как в Германии, чтобы была социальная поддержка, чтобы были шикарные дороги, работать, как в Испании с четырехчасовой сиестой и чтобы были преференции, а налоги чтобы платили, как на Кипре - в офшоре.

А что с кадастровой оценкой земли на Ставрополье? Как она, по вашему мнению, прошла?

Я бы поставил ей «неудовлетворительно». У нас кадастровая стоимость земли завышена. То, что налог на кадастровую стоимость должен быть, - да. Но получается, что на Ставрополье кадастровая стоимость в разы превышает рыночную стоимость. В некоторых местах она возросла в десятки раз после переоценки. И это неправильно. Если мы платим налоги, то должны платить от рыночной стоимости. Поэтому все, кто считает, что стоимость их участков завышена, они обязательно должны добиваться ее уменьшения. Нельзя проводить кадастровую оценку в Ставропольском крае сидя где-то в Москве. 

Что с санкциями, они как-то пошли на пользу? Как это сказалось на сырье для конфетной продукции?

Покупательная способность людей очень сильно упала, потому что цены выросли, а зарплата - нет. Спрос падает. Он упал почти на 20-30%, и мы это ощущаем, поэтому недопроизводим продукцию в сравнении с предыдущими периодами. Соответственно, и доходов получаем меньше. Что касается сырья - сахар и масло мы закупаем на Ставрополье. Все остальное – какао-бобы, фундук – за рубежом. И санкции очень сильно повлияли. Все это сырье продается за доллары и дорожает каждый день.

Планируете ли выходить на другие рынки? И какие основные помехи в работе на зарубежного потребителя?

На международный рынок выйти хотим. Пока планируем расширить поставку в Китай. Но нас больше нигде и не ждут. В Евросоюз даже прибалтийскую продукцию не пускают, думаете нас пустят? У них заградительные меры работают четче, чем у нас, к сожалению. А  при этом свое они к нам сливают. Нам надо больше смотреть на них и брать пример, как развивать своих производителей.

А как обстоят дела с качеством конфетной продукции в России и на Ставрополье? Уже 2 раза в Ставрополе обнаружили батончики «РотФронт» с червями. С чем это может быть связано?

Давайте начнем с того, что это не черви, а личинки насекомого огневка амбарная, в простонародье – обычная моль. Моль очень любит крупы, разное пшено, особенно кукурузное, любит кукурузные хлопья, и особенно любит шоколад, орехи, сухофрукты и т.д. Вообще у нее спектр предпочтений очень большой. Где мы встречаем эту огневку - на складах, в магазинах, дома. Насекомое довольно распространено. При этом жизненный цикл огневки от вылупления личинки до того, как она отложит яйца и погибнет, составляет 30 дней при благоприятных условиях. Это значит, что развитие самой личинки, занимает от 7 до 10 дней. После этого она превращается в бабочку, откладывает яйца и погибает. Так что это надо еще, чтобы вам повезло попасть на этот период. Теперь, в первую очередь, надо посмотреть, когда были произведены конфеты. Но зачастую бывает, что от того момента, как их изготовили, до того, как конфеты попали на стол к потребителю, проходит в среднем 60-70 дней. Получается, что моль могла отложить личинки не на фабрике, а в магазине.  Проверку надо проводить там. И выходит, что это не проблема производителя. Просто не соблюдались условия хранения. 

Вообще проблема качества конфет на территории России и Ставропольского края насколько актуальна?

Это проблема есть всегда, но решается она тем, что выбирает покупатель. А покупатель всегда голосует рублем. Поэтому, чем он больше выбирает качественную продукцию, тем больше ее будет на полках. 

Может покупателей обманывают, может это были плохие конфеты?

Вот вы же, наверняка, кушали дома яблоки. Вам попадались червивые. А как вы думаете, какие яблоки выбирают черви? Правильно - хорошие, не обработанные химией. Судя по тому, что огневка отметила эти конфеты, они натуральные. Потому что один из методов борьбы с молью - химикаты, к которым они очень чувствительны. 

Насколько нам известно, покупатели не стали никуда обращаться после этих случаев, просто выложили фото в соцсети. Правильная ли это позиция? Как вести себя в таком случае?

Надо обязательно обратиться в Роспотребнадзор, чтобы провели проверку. И не только производителя, но и самого магазина.

Помимо конфетного бизнеса, вы еще проводите различные мероприятия на Ставрополье, например, «АвтоШОК-26», где выставляются редкие и самые креативные машины края. Вам близка эта тема, вы сами что-нибудь собираете? Будут ли какие-то изменения в поведении «АвтоШОК-26» в этом году?

Я сам собираю коллекцию игрушечных автомобилей. Самые интересные модели в этой коллекции грузовики и ретроавтомобили. Например, есть Mersedes К-540. По поводу «АвтоШОК-26», мы собираемся проводить его в этом году 20-21 августа там же - в Невинномысске.

Чтобы вы могли посоветовать молодым предпринимателям в современных экономических условиях?

Чтобы лучше жить, надо больше работать, читать, развиваться, двигаться. Пределов совершенству нет. Знаете такую притчу-анекдот: «Брат с Севера приехал, денег привез. А что продал? Навоз». Вот навоз продавать - это выгодно или нет? Сколько стоит КамАЗ этого сырья? По-моему, 10 тысяч рублей. А в магазине, если его расфасовать, один пакет стоит 200 рублей. Если все правильно посчитать, то продажа расфасованного сырья дает 120 тысяч рублей. Понятно, что нужно еще найти, где это все расфасовать, и магазины, конечно, делают свою наценку, но заработать можно даже на этом. Главное хоть что-то делать.


"