Posted 4 августа 2016, 13:01
Published 4 августа 2016, 13:01
Modified 20 августа, 15:59
Updated 20 августа, 15:59
После объединения бюджет округа стал суммарным, более экономным, но не вырос. Откуда же берутся дополнительные средства на решение различных проблем?
Источниками дополнительного дохода для этого являются увеличение собираемости налогов, в основном за счет должников, а также наведение порядка в неналоговых поступлениях, например, от аренды земли.
Для второго необходимо, чтобы в земельной сфере было четкое понимание наличия ресурсов. Как обстоят дела в этой области?
Раньше оказывалось, что разница между проинвентаризированными землями и общим наделом составляла около 30 тысяч гектаров. И никого это не интересовало, углубиться и понять, кто ей управляет, никто не пробовал. За 7 месяцев, которые мы работаем, уже был вычленен и детализирован список земельных участков, статус и принадлежность которых нам, прямо скажем, не всегда понятны. Это чуть больше 9 тысяч гектаров.
Что это за земли?
В основном - сельхозназначения. Но есть и земли промышленности. Там у нас была разница между проинвентаризированными землями и общим наделом порядка 700 гектаров земли. Это по меркам Минераловодского городского округа огромный надел. Однако мы сделали ревизию всех ранее заключенных договоров по аренде земли. Только на сегодняшний день у нас имеется 106 миллионов долгов по землепользованию. Сейчас мы ведем работу по их взысканию через суд. Кто-то уже платит в досудебном порядке, кто-то возвращает нам землю и выплачивает долги. В целом это может стать серьезной статьей дохода в бюджет.
Возникали ли трудности в связи с тем, что долгое время подобные земельные вопросы не решались?
Да, долгое время фактически невозможно было реализовывать закон о предоставлении земельных участков многодетным семьям. Это было невозможно физически, так как на 2015 год свободных земель на территории округа просто не существовало. В свое время, когда мы разговаривали с губернатором, я сказал, что, слава богу, в Минводах не успели еще дороги продать, не нашли механизма для этого. А так, все земельные участки находились и во многом сейчас находятся в пользовании тех или иных третьих лиц. С 2015 года мы занимаемся возвратом. Уже более 300 гектаров вернули, с августа мы начинаем предоставлять участки многодетным семьям. Часть земель мы нашли в городе Минеральные Воды, часть - в сельских поселениях. У нас очередь сформирована из 600 заявителей. На 359 земельных участках уже проводятся кадастровые инженерные работы.
Как в целом вы оцениваете архитектурный облик города?
Крайне негативно. Это если оставаться в рамках деловой лексики. С учетом разрозненности позиций, у нас было два управления архитектуры: районное и городское. Иногда возникали казусы, когда человек получал разрешение в администрации города, а потом приходил в администрацию района, и ему говорили: «Мысль у тебя хорошая, но она не отвечает нашим требованиям». В такой ситуации нельзя было говорить о едином концептуальном подходе к формированию облика города. Когда мы пришли в 2015 году новой командой, то, во-первых, внесли изменения в правила застройки, исключив точечные застройки, во-вторых, стали увеличивать информированность населения и, в-третьих, определили единые правила строительства для всех. Что и где можно строить. Кроме того, на сегодняшний день у нас мораторий на застройку. Большая часть из разрешений на строительство, которые сейчас выдаются, - это индивидуальная и жилая застройка. Что касается коммерческой застройки, сейчас мы сделали паузу. Управление архитектуры и градсовет разрабатывают концепцию единого облика города.
Есть ли незаконные постройки, которые будут сноситься?
Только сейчас служба судебных приставов взяла под контроль 11 объектов капитального строительства, которые подлежат сносу, у нас есть решения судов. Плюс закон дает нам возможность административным способом сносить незаконные объекты без суда, их у нас сейчас 106.
Что это за объекты?
По большей части это торговые павильоны. Город заполнен ими и напоминает большой торговый центр. Раньше схема была простая: кто-то договаривался с властями на разных уровнях и в разной степени "неофициально", кто-то решал самостоятельно торговать там, где вздумалось. Кроме того, договор аренды мог быть на один срок, но прошло уже 15 лет, а объект до сих пор стоит. Сейчас изменения законодательства дали нам возможность, не тратя время в судебных инстанциях, где до года можно судиться, сносить такие объекты. Финансовая нагрузка сноса ложится на самого должника или на администрацию, но с последующим взысканием этих средств.
Что будет с закрытыми автосалонами на въезде в город?
Они закрыты уже с 2012-2013 года. С учетом спада потребительского спроса, каждый ведет бизнес по-своему. Знаю, что на сегодняшний день вопрос их реанимации и перезапуска рассматривается теми или иными брендами. Это частные проекты. То, что эстетически это не красит город, понятно, но ведение бизнеса - сложная вещь.
То есть вопрос об их сносе не стоит?
Нет, сами строения можно по-разному использовать. Если к нам обратятся с предложениями или просьбами, мы готовы их рассматривать.
Планируется ли строительство объездной дороги вокруг Минеральных Вод?
Нет. В свое время население высказалось против этого проекта. Дорога проходила бы через государственный заказник. У нас достаточно активная общественность, которая сказала, что сначала необходимо сохранить природу и экологию, а потом уже думать про индустриализацию. Поэтому пока занимаемся реконструкцией того, что есть.
А есть ли в связи с этим проблема перегруженности?
Есть, в основном неудобство для пользователей представляет транзит. Также мы понимаем, что все загрязнение от выхлопов транзитных большегрузов оседает здесь. Поэтому мы в свое время обратились в дорожное управление, где сделали проект капитального ремонта с расширением полос, чтобы транзитный поток не сливался с местным трафиком. Пока же у нас ситуация «бутылочного горлышка», к сожалению. Это один из важнейших вопросов для администрации, он в приоритете.
По всей видимости, есть проблема подтопления внутренних дорог, которая сказывается на их качестве.
Насколько она острая и что с ней делать?
За последние 20 лет ливневой уличной системе внимание не уделялось вообще. С учетом изменения погодных условий, мы начинаем фактически жить уже в субтропиках - с мая по июнь весь месяц у нас лили дожди, а 17 июня выпала месячная норма осадков. Было подтоплено около 400 домовладений, в 150 из них вода зашла в дом. Естественно, система устарела и с этим не справляется. Сейчас мы провели ревизию предстоящих работ, определяем их этапность.
Помогали пострадавшим от подтоплений?
Да, я выезжал, сам разговаривал с людьми. Также доводим до всех список документов, которые необходимо предоставлять на компенсацию. Они смогут получить до 20 тысяч рублей.
Как обстоит ситуация с переселением из аварийного жилья в округе? Есть ли дома, которые нужно переселять?
Город Минеральные Воды не старый, но, с другой стороны, многое, особенно в районе ЖД-вокзала и центра, это дома, которые можно отнести если не к аварийному, то к ветхому жилью с процентом износа более 70%. У города была возможность участия в федеральной программе переселения, но для округа она уже закрыта в 2015 году, а в последующий этап мы не попали. Придется действовать своими силами, законодательство такую возможность нам даёт. У нас разработана «Программа поддержки развития застроенных территорий», в рамках которой механизм переселения совпадает с реализацией федеральной программы, только источник переселения - это частные инвестиции. У нас есть привлекательные земельные участки в центре города, где можно размещать около 5-6 домов. Сейчас готовится документация для проведения первого конкурса в рамках этой программы.
При таком подходе серьезно замедляется процесс переселения по сравнению с государственными программами?
Наоборот. У частного инвестора мотивация - чем быстрее он переселит людей с данной территории, тем быстрее он сможет получить свою прибыль.
Какие инвестпроекты реализуются сейчас и что планируется сделать?
Мы сейчас нарабатываем пакет инвестиционных предложений. Один - в области рекреации и туризма стоимостью 4,5 миллиарда рублей - на стадии переговоров и обсуждений. Есть проект в области сельского хозяйства, есть даже перспектива в области инноваций, мы зарезервировали территорию для размещения технопарка. Кроме того, имеется большой проект - агропромышленный парк, который уже частично реализуется в области переработки и хранения сельхозпродукции. Но хотелось бы побольше таких проектов, так как само расположение округа становится все более интересным. Особенно с учетом обсуждения закона о Кавказских Минеральных Водах, направленного на защиту территории и регулирующего нахождение здесь тех или иных предприятий. В этом смысле Минераловодский округ может получить толчок для развития.
Когда говорят о Минеральных Водах, в первую очередь приходит на ум отдых на курорте. Планируется ли развитие рекреационной зоны?
На самом деле, это стереотип, который нам предстоит преодолевать. Исторически у нас было четыре города-курорта: Кисловодск, Пятигорск, Железноводск и Ессентуки. И в свое время был индустриальный глобальный центр Ставропольского края - Минеральные Воды. Здесь находились все промышленные предприятия. Был завод гражданской авиации, где работало 3,5 тысячи человек, аэропорт «Минеральные Воды», железная дорога, которая сейчас, к сожалению, активно сокращает персонал. Их было порядка десяти. А санаторий на территории Минераловодского городского округа располагается всего один. Так что округ - это в первую очередь промышленность, агросектор и транспортный хаб, а не курорты.
Как реконструкция аэропорта повлияла на бизнес-климат? И следите ли вы сейчас за судебным процессом вокруг аэропорта?
Хороший аэропорт - это сильная брендовая составляющая. Сейчас не стыдно перед теми, кто сюда прилетает. Еще пять лет назад это был какой-то стыд, а сейчас - аэропорт международного уровня. Конечно, мы следим за ходом судебного процесса вокруг аэропорта. Наверняка эта неопределенность мешает инвестору развивать объект. Но мы видим, что у губернатора и правительства есть своя точка зрения, пусть суд решит. Но в то же время мы не участники процесса и просто надеемся, что он быстрее закончится.
Недавно были осуждены зачинщики драки в больнице Минеральных Вод. Как город воспринял эти новости? Были ли беспорядки?
Решение вынесено, за ситуацией мы продолжаем следить до сих пор. Слава богу, что все закончилось и виновные наказаны. Сегодня в городе спокойно. Главные выводы, которые были сделаны, - не повторять предыдущих ошибок, по возможности, работать публично и открыто в решении подобных вопросов.
Сохранился ли сейчас запрет на ночную работу заведений?
Запрета нет, есть только краевой закон, который предполагает ограничение продажи алкогольной продукции. Есть и рекомендации к руководителям заведений общепита в части их работы. Если ведется торговля алкогольной продукцией, то, наверное, до 12 часов - достаточно. Но подчеркну, что это не запрет, а рекомендация. И её, как правило, слышат.
Местная прокуратура систематически требует вашей отставки. Из-за чего это происходит?
Не могу говорить о требованиях, предложения были. Прокуратура работает, опираются на какие-либо свои полномочия, осуществляют надзор, указывают на недочеты. Возможно, не всегда объективно. Тогда мы ведем переговоры, а если не находим согласия - есть судебные инстанции, где все расставят по местам.