Posted 13 октября 2015,, 07:04

Published 13 октября 2015,, 07:04

Modified 16 октября 2022,, 17:00

Updated 16 октября 2022,, 17:00

"Паркур может появиться в вузах Ставрополья"

13 октября 2015, 07:04
Паркур-организация «Оффбитс» появилась в Ставрополе в 2011 году и всего за пять лет добилась открытия первых в городе воркаут-площадок, экстрим-парка и скейт-парка. Один из основателей клуба, трейсер (тот, кто занимается паркуром) с девятилетним стажем Валентин Работенко рассказал в интервью корреспонденту NewsTracker Юрию Слинько о проблемах развития уличных видов спорта и творческих культур и о планах по дальнейшей популяризации паркура.

Паркур-организация «Оффбитс» появилась в Ставрополе в 2011 году и всего за пять лет добилась открытия первых в городе воркаут-площадок, экстрим-парка и скейт-парка. Один из основателей клуба, трейсер (тот, кто занимается паркуром) с девятилетним стажем Валентин Работенко рассказал в интервью корреспонденту NewsTracker Юрию Слинько о проблемах развития уличных видов спорта и творческих культур и о планах по дальнейшей популяризации паркура.

—  Расскажите, с чего в 2011 году начинался клуб «Оффбитс»?

—  До этого я несколько лет развивался как спортивный атлет в дисциплине «паркур» (экстремальное искусство перемещения в городских условиях по перилам, стенам, крышам, парапетам). Я увидел, что в Ставрополе становится все меньше людей, меньше интересных идей. Тогда была просто группа подростков, которая иногда кое-как занималась, и никому не было до них дела.

Чтобы изменить это, в 2011 году я собрал трех самых близких друзей, которые стали первыми участниками клуба. Потом долго думали над названием, над символикой, потому что знали, что грамотный брэндинг нужен с самого начала.


Буквально через полгода мы зарегистрировали клуб как некоммерческую организацию. Теперь на свои занятия по паркуру, воркауту (акробатические упражнения на турниках) и прочим спортивным уличным культурам мы принимаем абсолютно всех желающих в возрасте от 16 лет. Сегодня у нас 80 юридически оформленных участников, а всех сторонников и тех, кто посещает наши тренировки, не сосчитать. Благо, есть кураторы, которые работают с новыми людьми.

Наша основная цель — раскрыть потенциал каждого участника организации, помочь ему развиваться до момента обретения профессиональных навыков. Для этого мы проводим тренировки по спортивным уличным культурам, беремся за некоторые социальные проекты, занимаемся обучением видео-операторов, фотографов и других специалистов медиа.

Так мы уводим детей, подростков, молодежь из подворотен, показываем им путь силы, творчества, развития.

—  Работаете только в Ставрополе?

—  Все участники нашей команды — жители Ставрополя, Михайловска, ближайших населенных пунктов. Это обязательное условие, потому что вступление в организацию предполагает какие-то права и обязанности. Поэтому мы ограничены пока такой географией.

Однако уже развивается идея перехода в статус всероссийской организации с филиалом в каждом субъекте нашей большой страны. Есть уже три филиала, которые пока работают в форме сообществ: в Ростове-на-Дону, Георгиевске и Пятигорске.


—  В Ставрополе достаточно площадок для тренировок?

—  Для интенсивного развития воркаута и паркура нужно не меньше пяти площадок, по одной в каждом районе города: в Ленинском, Октябрьском, две площадки на севере и на юге Промышленного района и одна в 204-м квартале. Остальные культуры, как трикинг (акробатическая дисциплина, в которой смешаны элементы гимнастики и боевых искусств), например, пока не будут востребованы, потому что в городе очень немного атлетов из таких направлений.

Ставрополь сейчас в топе южных городов, потому что есть 2 воркаут-площадки, скейт-парк и паркур-парк. Но в остальных территориях края мы сталкиваемся с огромной бюрократической машиной. Там нет никакой инфраструктуры для современных видов спорта и уличных культур и пока нет возможности для развития наших проектов.

—  На сколько увеличилась численность клуба с открытием новых площадок?

—  Сейчас эта динамика не так заметна, но в первые полтора года после открытия паркур-парка в нашей культуре был взрывной рост. Люди из других районов края специально приезжали, чтобы побывать на новой площадке. До открытия новых площадок в команде было около 70 активных участников, а через полтора года их стало около 200.

Любая новая площадка дает возможность проведения мероприятий, на которых побывают мамы и папы и приведут потом своих детей, побывают подростки и потом придут на наши занятия, взрослые люди увидят и захотят использовать эти тренировки как фитнес, — таких людей тоже достаточно.


Но люди приходят и уходят, и наша задача — сократить коэффициент выпадения из культуры, даже если они развиваются в других направлениях и становятся слесарями, инженерами, политиками, журналистами. Мы показываем, что уличные культуры могут оставаться их хобби.

Если мы откроем паркур-парк в «Перспективном», то спортсменов станет намного больше, потому что этот микрорайон плотно заселен и многих его жителей останавливает дорога в центр и обратно, особенно в часы пик. Так с любой секцией — выбираешь ту, которую тебе удобнее посещать.

—  Планируете открыть площадку в «Перспективном»?

—  Было бы здорово открыть такие парки в каждом районе города, но это очень дорогое удовольствие. К примеру, скейт парк и площадка для паркура в центральном парке стоили больше 2 миллионов рублей. Открытие новой площадки для воркаута стоит порядка 500 тысяч рублей.

Поэтому сейчас появилась другая идея — установить профессиональные турники для воркаута во дворах многоквартирных домов. В последние годы там устанавливают антивандальные тренажеры и турники, совершенно, на мой взгляд, бесполезные — узкие, сварка отваливается. Такие снаряды подходят детям до 14 лет, а практика показывает, что на турниках начинают заниматься уже после 14 лет, когда начинают за телом следить.

Мы хотим предложить администрации города заменить их на стационарные турниковые комплексы, которые будут стоить примерно столько же — не больше 30 тысяч рублей. Но в этом комплексе будут сочетаться и брусья, и турники с перекладинами нормального диаметра. В целом, это будут намного более качественные снаряды, которые переживут не одно поколение, как советские турники. Мы уже подготовили первые чертежи. Снаряды получаются около 5 метров в длину и 1 метра в ширину, то есть их можно монтировать практически где угодно.

—  Как тренируетесь в зимние месяцы?

—  В период межсезонья мы ведем секции в школьных залах по договоренности с директорами. Так, по паркуру мы уже три года подряд работаем в лицее №15, где нас заранее включают в план занятий, даже не приходится договариваться.

Но полноценных тренировок зимой нет. В Европе и в центральной России для этого есть специализированные залы. У нас тоже будет зал площадью 500 квадратных метров, когда мы его отремонтируем. Это помещение находится в районе пересечения улиц Серова и Достоевского в 204-м квартале. Оно в ужасном состоянии: там просто коробка стоит, у которой течет крыша, нет отопления, стены продуваются. Но ремонт уже ведется своими силами, и мы надеемся на скорое полноценное открытие. Сегодня же там могут заниматься только профессиональные атлеты. 


Год назад его нам предоставила администрация Ставрополя в безвозмездное пользование, и весь год мы занимаемся ремонтом. К сожалению, до сих пор мы не нашли ни одного спонсора. Возможно, сказался экономический кризис, политическая ситуация. Мы были уверены, что найдем финансовую поддержку, но в итоге все строительные компании нам отказали. Мы пошли другим путем, запустили краудфандинговый проект. Но и он не увенчался успехом, хотя 40 тысяч рублей все-таки удалось собрать. Эти деньги направили на ремонт крыши.

Сейчас из самых сложных этапов остается ремонт кровли, организация отопления и отделка фасада. Нужно еще около 300 тысяч рублей, чтобы сделать минимальный ремонт, если оставить обшарпанные стены в стиле андеграунд. На качественный ремонт по современным стандартам спортивных сооружений потребуется около 2,5 миллиона рублей.

—  Вы готовы к выступлениям на международных, всероссийских соревнованиях?

—  Мы готовы, но не хватает финансирования. На соревнования по паркуру внутри страны мы регулярно отправляем команду из 10-20 человек, которая стабильно оказывается в тройке лидеров. Сейчас даже не вспомню соревнования, с которых ставропольская делегация уехала бы без призовых мест.

Уверен, если бы мы выехали на международные соревнования, то заняли бы призовые места. Думаю, такая поездка могла бы обойтись в 300 тысяч рублей. Но паркур — не спорт, и вряд ли им станет в ближайшие годы, поэтому целевого финансирования из бюджета не будет. Нужно искать коммерческих спонсоров.


—  Кто занимается подготовкой атлетов?

—  Инструкторский блок. В нем 6 человек, включая меня. В него входят люди, у которых стаж занятий приближается к 10 годам, которые являются призерами, победителями соревнований, фестивалей от муниципального до международного уровня. Они проходили большое количество различных семинаров от разных вип-гостей, таких как основатели паркура, фрирана (экстремальное искусство перемещения в городских условиях по перилам, стенам, крышам, парапетам без определенного маршрута) Себастьян Фукан, Дэвид Бэлль.

Скоро для всех инструкторов мы оформим лицензии на преподавательскую деятельность, будет возможность преподавать не только в специализированных организациях вроде нашей, а еще при вузах и школах. Это практикуется в Англии, например. В Англии вообще паркур — это школьный предмет по выбору. Школьник выбирает — заниматься физической культурой, футболом, паркуром или другими видами спорта. Возможно, нечто подобное нам удастся реализовать в вузах, скорее всего, в коммерческих.

—  Как часто ваши спортсмены получают травмы?

—  С травмами мы на самом деле сталкиваемся очень редко. Травмы у нас происходят, по-моему, даже реже, чем в футболе или единоборствах. Но если происходят, то, как правило, только по собственной глупости: где-то переоценил собственные силы, либо на соревнованиях вошел в кураж и, опять же, переоценил свои возможности.

Чтобы избежать травм на тренировках, мы показываем упражнения для закачки, разогрева мышц, разминку, навыки оказания первой помощи. Поэтому на тренировках травм не бывает. Самое большее — растяжение голеностопа, но его можно растянуть, просто подвернув ногу, когда ты идешь. Зачастую так и бывает — ребята после тренировок идут и подворачивают ноги. Чаще всего, травмы — это царапины, немного подранные руки, ушибы, синяки и все.

"