Posted 30 сентября 2014,, 07:30

Published 30 сентября 2014,, 07:30

Modified 16 октября 2022,, 16:24

Updated 16 октября 2022,, 16:24

Интернет спасёт российских чиновников и поглотит телевидение

30 сентября 2014, 07:30
Насколько массовым стал доступ в интернет и о том каким станет телевидение в ближайшие 10 лет, а всемирная сеть сможет спасти чиновников, в преддверии празднования Дня интернета в России, который отмечается 30 сентября, в интервью корреспонденту NewsTracker рассказал коммерческий директор одного из самых популярных провайдеров региона ГК "Зеленая Точка" Андрей Репин.

Андрей, расскажите насколько интернет массовое явление в нашем обществе?

Около 60% населения России имеет дома доступ в Интернет, в Ставропольском крае эти цифры на уровне общероссийской статистики. Но в крупных городах, проникновение выше. Я думаю в Ставрополе это 70-75 процентов.

По вашему мнению, какие перспективы у интернета? Станет ли виртуальное общение более популярным, чем реальное? Увидим ли мы совершенно иные возможности интернета, которые сегодня еще не открыты?

Мы их видим уже. Просто быстро привыкаем. Нужно понимать, что рынок телекоммуникаций сейчас в стагнации: он рос семимильными шагами все двухтысячные и начало этого десятилетия, но сейчас упёрся в то, что рынок насытился. Интернет становится таким же атрибутом, как телевизор: по России к интернету подключены от 50 до 70 процентов домохозяйств. Если говорить о скорости, то уже сейчас почти все провайдеры дают тарифы  и доступ на скорости до 100 мегабит в секунду, но реальная скорость передачи данных в сети ниже. Интернет похож на дорогу: он состоит из множества узлов – перекрёстков, одни из которых – многополосные развязки, другие – узкие пересечения дорог, где-то долго горит светофор и создаётся пробка, так что теоретически мы можем ехать по городу со скоростью 60 километров в час, а едем в среднем 30. Так и здесь: на пути от контента, который вы скачиваете, к вам могут быть как современные устройства с высокой скоростью, так и старое оборудование. Сейчас мы можем предоставлять доступ на скорости до 1 гигабита в секунду, но не вся инфраструктура к готова к этому.

Что касается виртуальной реальности. Когда появился Интернет, это было нечто сакральное, там общались и работали «избранные». Как правило, это были люди продвинутые, высокоинтеллектуальные, верящие в то, что Интернет может изменить жизнь. Когда виртуальное общение стало очень популярным, мы увидели не только позитивные, но и негативные стороны, прежде всего Интернет превратился в средство массовой дезинформации. Просто каждый человек получил возможность публиковать все, что он хочет и не особо задумываться о последствиях. Поэтому, я считаю, что законодательное и общественное регулирование здесь необходимо просто. Интернет - это часть культуры. Где-то большая ее часть. Озабоченность родителей вызвало то, что детей не оторвешь от монитора и вся жизнь там. Но я бы не стал драматизировать. Сейчас уже те подростки, которые не так давно сидели перед компьютером целыми днями, чаще выходят на улицу. Ведь Интернет не дает ничего принципиально нового, это просто средство общения, средство получения информации. Потребности людей не меняются уже много тысячелетий. Меняются формы их удовлетворения. Насыщение уже пришло, и люди понимают, что жить только "в сети" невозможно, так что я не верю в этакую антиутопию с полностью виртуальным миром.

Самым перспективным и полезным я вижу использование Интернета в сфере государственного и муниципального управления: онлайн-сервисы помогут избавить чиновников и правоохранительные органы от кучи бумажек, создание единых баз – от ситуаций, когда какая-то справка может затеряться между ведомствами.

По вашей оценке, сколько на сегодняшний день людей пользуется интернетом в России, и в Ставрополье, от чего зависят эти показатели и будут ли они стремительно развиваться? Каковы ваши прогнозы?

Существуют открытые исследования, которые публикует, например, Яндекс. По его оценке 57% людей охвачено интернетом в России, в Москве это больше 75%, в Ставропольском крае около 60%. Не надо забывать, что это и частный сектор и село. Это практически потолок и такого быстрого роста проникновения проводного Интернета уже не будет, потому что это потребует очень больших инвестиций, в то время как уже существующий потребитель ждёт снижения цены. В основном это связано с тем, что проводным интернетом охвачены практически все районы многоэтажной застройки, а подключить дом с сотней квартир, в котором будет несколько десятков абонентов стоит примерно столько же, сколько подключить один частный дом, в котором потребитель будет один.

При этом будет расти рынок мобильного интернета. Это в первую очередь связано с распространением мобильных устройств, его поддерживающих, и большого числа дешёвых и бесплатных приложений, требующих подключение к сети. Конечно, мобильным операторам это тоже будет стоить больших инвестиций, но этот рынок всё равно более перспективен и динамичнее развивается. Я думаю, уже в ближайшие 5 лет лет повсеместно можно будет смотреть видео в HD-качестве на планшете или смартфоне.

Можно ли говорить об уходе потребителей информации от телевидения к интернету, если да, то каковы ваши прогнозы? Насколько этот процесс выражен на Ставрополье и в целом по России?

Я думаю, что неизбежно произойдёт сращивание интернета и телевидения. Ведь, по сути, для нас ничего не меняется, смотрим ли мы фильм или передачу на экране по телевизору или через интернет. Ещё один тренд – это OTT-технологии (Over The Top), такие как Vidimax, IVI, TVzavr, Megogo и тот же YouTube, когда распространение контента не ограничено сетью одного оператора кабельного телевидения, а доступно всем через Интернет. Другое дело, что возникают правовые вопросы, связанные с авторскими правами, так как контент оказывается в свободном доступе и нужно их регулировать. Так же как и создавать механизмы защиты от несанкционированного доступа.
Крупные СМИ, такие как Первый канал, «Россия", давно транслируют свою продукцию, в Интернете. Тут встаёт другой вопрос, что глобальная сеть воспринимается каналом просто как способ дистрибуции, а это не то, что от неё ждут. Телевидение будущего - это, условно говоря, что-то среднее между телевизором и компьютерной игрой, когда зритель сможет сам влиять на контент - сюжет сериала, ход телешоу или возможность самому попасть на экран. Но пока до этого далеко. Но уже сейчас есть элементы интерактивности - например метаданные, это что-то типа телетекста на ТВ. Можно получить дополнительную информацию к телекартинке – например, при просмотре футбольного матча кликнуть на игрока и получить сведения о том, кто это, за кого играет или какие актеры снимаются в фильме, почитать их биографию и т.д..

Наличие интернета становится новым критерием разрыва между городом и селом, как вы считаете, насколько серьёзные социальные проблемы это порождает? Когда сёла смогут получать интернет на конкурентных условиях и когда, в том числе и в нашем регионе, Ставрополье?

Я больше скажу, эта проблема актуальна не только для сёл, а для пригородов с частным сектором. Здесь есть несколько путей её решения – можно купить антенну, усиливающую сигнал сотовой сети и перевести его в Wi-Fi, можно подключить спутниковый Интернет, но он дорогой и медленный. Это может быть, как с телефонизацией, провести Интернет по социальной программе за бюджетные деньги, но тоже вопрос, будут ли они выделяться. Мы можем проложить GPON – пассивные оптические сети, они не имеют электрического оборудования и обходятся дешевле, но подключение всё равно будет стоить 5-15 тысяч рублей, либо потребуется долгосрочный контракт.

Либо бизнес должен увидеть там нишу, но что для мобильных операторов, что для проводных это не так выгодно. Проще брать деньги там, где они лежат – в городе Ставрополе до сих пор даже нет 80% покрытия, плюс есть конкуренция, и пока руки просто не доходят до частного сектора, он по остаточному принципу идёт. Тем не менее, я думаю, скоростной мобильный интернет придёт в сёла в течение 3-5 лет, и не у всех будет потребность в фиксированной связи с развитием мобильных технологий.

Разделяете ли вы мнение, популярное среди российских чиновников, что доступ в интернет не должен быть анонимным? Как быть с правом граждан на личную жизнь и тайной переписки?

Я считаю, что анонимное присутствие в интернете не должно быть и недопустимо, и это, прежде всего, вопрос безопасности. Люди по-разному на это смотрят, кто-то говорит, что это ФСБ хочет нас под колпаком держать, но я считаю, что человек, который с этим сталкивается, который более-менее думает, не будет выступать против анонимности. Что значит анонимность? Это означает, что любой неизвестный может совершать преступления, и при этом не нести никакой ответственности, при розыске выйдут только на то кафе, в котором находился этот человек. С другой стороны всегда есть диспропорция между нормами и возможностями. Законы, особенно в России, очень запаздывают за технологиями. Если бы они сейчас полностью ввели запретительные меры, это просто-напросто вызвало бы сильное социальное недовольство, люди-то уже привыкли - надо было раньше думать, когда это только зарождалось. А анонимность и тайна переписки - это две большие разницы. Никто не будет читать ваши письма, пока вы не будете нарушать закон.

Как применяется на практике принятый Госдумой закон, согласно которому запрещается анонимный доступ к интернету в общественных местах? И с какими сложностями предстоит столкнуться пользователям и компаниям?

На самом деле есть разъяснения, что это касается только пунктов коллективного доступа, а это вполне чёткая категория. В основном, они есть  у Ростелекома. Но принятие закона это знак, что готовьтесь, в ближайшее время будет только доступ с идентификацией пользователя.

Нужно ли в таком случае пользователям интернета бояться будущих перемен?

Перемен не нужно бояться, их нужно ждать. Я думаю, что наше общество состоит из нормальных, культурных и здравомыслящих людей. Прогресс всегда приносил как минусы, так и плюсы. Но задача нашего руководства, всех сознательных и небезразличных людей - помочь сделать этот период роста максимально безболезненным и полезным. Используйте Интернет в мирных целях и дарите друг другу радость. С праздником вас!

"