"Бороться с хамством водителей должно спецподразделение"

"Бороться с хамством водителей должно спецподразделение"
Интервью

4 марта 2016, 09:37
Количество погибших в ДТП на Ставрополье в минувшем году удалось сократить, однако обострилась другая проблема – пьяные водители, число которых с каждым годом растет. О причинах негативных тенденций, участившихся погонях за нарушителями, планируемых нововведениях в работе Госавтоинспекции и о том, почему полицейские не хотят отказываться от иномарок, рассказал в интервью NewsTracker руководитель управления ГИБДД по Ставропольскому краю Алексей Сафонов.

Количество погибших в ДТП на Ставрополье в минувшем году удалось сократить, однако обострилась другая проблема – пьяные водители, число которых с каждым годом растет. О причинах негативных тенденций, участившихся погонях за нарушителями, планируемых нововведениях в работе Госавтоинспекции и о том, почему полицейские не хотят отказываться от иномарок, рассказал в интервью NewsTracker руководитель управления ГИБДД по Ставропольскому краю Алексей Сафонов. 

Сколько было зафиксировано ДТП в 2015 году? Как изменилась эта цифра по сравнению с 2014 годом?

В крае за год было зафиксировано более 3 тысяч дорожно-транспортных происшествий, в которых получили ранения более 4 тысяч граждан. Погибли 480 человек. Число ДТП осталось на уровне прошлого года, также, как и число раненых. Вместе с этим в автоавариях погибли на 82 человека меньше. Это, конечно же, результат совместных усилий. Органы образования лучше обучали наших детей в школах, органы здравоохранения оказывали квалифицированную помощь, судебные приставы жестче работали.

Что касается причин, 80% всех дорожно-транспортных происшествий происходит по причине нарушения скоростного режима. А в городах и населенных пунктах до 50% ДТП происходит с участием пешеходов, как по их вине, так и по вине водителей, которые не предоставляют пешеходам преимущества на переходах.

Несмотря на жесткие меры по борьбе с пьянством за рулем, число дорожных происшествий по вине водителей в состоянии опьянения осталось на уровне прошлого года. И на сегодняшний день их удельный вес в общей массе составляет около 9% в общем количестве автоаварий – порядка 270 случаев.

bigstock-Car-stopped-for-pedestrian-42758428.jpg

На какой территории Ставрополья самое большое количество аварий?

Наибольшая тяжесть последствий ДТП связана не с каким-то районом, а с интенсивностью движения транспортных средств. На федеральных дорогах тяжесть последствий ДТП значительно выше. Так, на федеральной трассе «Кавказ» произошло всего лишь 160 ДТП, погибло практически 80 граждан. Это меньше, чем в 2014 году, но вместе с тем удельный вес и тяжесть последствий огромна.

Губернатор призвал охватить 100% трассы «Кавказ» пунктами скорой помощи. Как проходит эта работа?

Еще 2014 году наш край вошел в федеральную программу, были выделены целевые денежные средства, и в прошлом году мы уже получили результат. В 2014 году было обустроено 10 новых современных пунктов оказания первой медицинской помощи, плюс каждый такой пункт был оснащен современным реанимобилем. Таких комплексов у нас уже более 30, и они распределены по территории всего края, не только на федеральной трассе «Кавказ» - Нефтекумский, Изобильный район, Невинномысск,  Кавказские Минеральные воды. Все это в комплексе позволило нам добиться уменьшения смертности в ДТП.

Какие нововведения ГИБДД планирует внедрять в 2016 году?

Мы делаем акцент на адресной работе со злостными нарушителями. Так, 80% ДТП происходят из-за нарушения скоростного режима, а если еще глубже будем погружаться в анализ, то увидим, что практически все виновники ранее уже нарушали правила дорожного движения. И, как правило, половина из них не оплачивает штрафы. Поэтому законодатель пошел на встречу законопослушным участникам дорожного движения. Теперь, начиная с 2016 года, служба судебных приставов в отношении злостных неплательщиков штрафов с задолженностями от 10 тысяч рублей и выше может без решения суда временно ограничивать право использования водительского удостоверения.

Информация в режиме онлайн поступает в службу ГИБДД. Если водитель, лишенный права управлять транспортом, попадется на вождении, ему будет грозить уже реальное лишение прав на год. То есть злостный нарушитель уже не отделается повторным штрафом, не уйдет от ответственности. Мы будем адресно работать с категорией нарушителей, и в итоге будем видеть меньше фактов агрессивной езды на дорогах, фактов грубого нарушения скоростных режимов, выезда на полосу встречного движения и т.д.

shtraf_6.jpg

Еще одно направление работы ГИБДД связано с ростом гибели пешеходов. Практически 800 ДТП за год и порядка 180 человек погибло. При анализе мы выяснили, что большая часть смертельных аварий с пешеходами происходит в вечернее и ночное время. Поэтому в ГИБДД пропагандируют, убеждают в необходимости использования светоотражающих элементов. Начали штрафовать. Не хотелось этого делать, но нам приходится так жестко спасать самих же пешеходов. Буквально за сутки на Ставрополье наказано 150 пешеходов за то, что они передвигались вне населенных пунктов на неосвещенных участках без светоотражающих элементов.

Ваши дети носят светоотражающие элементы?

Дети носят. Стараемся верхнюю одежду приобретать, спрашивая у продавцов, есть ли светоотражающие элементы. Мы с себя и начинаем, показываем примером.

cf2a7b0c0d157e6e6d9cda5e0e48c09e.jpg

Как планируете бороться с вождением в нетрезвом виде, в том числе и с повторными случаями?

Недавно Ставрополь был ошарашен страшным ДТП. В утренние часы машина Mersedes допускает наезд на препятствие, два человека погибает. Свидетели говорят, что водитель находился в состоянии сильнейшего алкогольного опьянения. Всего же за 2015 год из транспортного потока в Ставропольском крае инспекторами было извлечено более 13 тысяч водителей, которые управляли транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения. Это на 1000 больше, чем в 2014 году и на 2000 больше, чем в 2013 году. Каждый день мы извлекаем порядка 50-70 водителей в состоянии алкогольного опьянения. С 1 июля прошлого года в отношении этой категории водителей ужесточено наказание, можно получить реальный срок лишения свободы, штраф в 300-400 тысяч рублей. У нас уже есть реальные приговоры судов.

6150c62dfa63d49d107b45b52941c8f4.jpg

Вы сказали про аварию с «Геледвагеном». Есть ли какие-либо еще данные и подробности этого происшествия?

Мне многие корреспонденты, блогеры задают достаточно провокационные вопросы: «А зачем вы преследуете транспортные средства, которые не останавливаются?». Сотрудники Госавтоинспекции действуют в рамках закона, преследуя данных нарушителей. Согласно закону «О полиции», обязанность водителя при подаче специального сигнала сотрудником ДПС остановить транспортное средство. В данном случае было осуществлено преследование. У нас есть запись видеорегистратора. Неоднократные требования об остановке водителем были проигнорированы. Когда машина была заблокирована, создавая угрозу другим участникам дорожного движения, он вырвался, дальше продолжил движение. Вы видите, к чему это привело.

Скрывать не буду, сейчас любой водитель в состоянии опьянения по требованию инспектора не останавливается. Мы это понимаем, и перешли на более современную форму работы. В ночное время работают спаренные экипажи по 2, по 3 экипажа, то есть один экипаж уже готов к преследованию и не тратится время на то, чтобы завести машину. Плюс, мы стараемся в этой группе ставить транспортные средства повышенных динамических характеристик, иномарки. Конечно, бывает от нас уходят, но основную массу мы задерживаем.


То есть, получается, перспектива пересесть на отечественные автомобили всем сотрудникам ГИБДД безнадежна, потому что в таких условиях осуществлять погоню за Mersedes сложно?

На машине «ВАЗ» догнать Mersedes или BMW практически невозможно. Так что у нас парк составляют порядка 30% машины иностранного производства с повышенными техническими характеристиками. А основная масса - 70% - это отечественные машины - «Приоры», «Гранты». Еще у нас остались и «ВАЗ-2107». Сейчас ситуация экономически сложная, мы это понимаем, работаем на тех машинах, которые у нас есть.

Как планируется снизить количество аварий с пешеходами? И что делать с такими участниками движения, как водители мопедов и мотоциклов?

В первую очередь, это создание безопасной среды для пешеходов. Современные новые знаки на желтом фоне, пешеходная разметка, комбинированная зебра - бело-красная, желто-красная. Плюс, около образовательных учреждений необходимо устанавливать светофоры с мигающим желтым светом. Помимо этого, должны быть барьерные ограждения, чтобы направлять пешеходов. К сожалению, 30% пешеходных переходов еще не соответствуют требованием. Но в прошлом году было 50%. То есть динамика положительная.

_dsc5761_kopirovat.jpg.crop_display.jpg

Также работаем с непослушными водителями, которые не пропускают пешеходов на переходах. Мы знаем проблемные перекрестки и проводим соответствующие профилактические мероприятия. Чтобы не было повадно, у нас есть смешанное патрулирование. Выставляется экипаж без светографической окраски. Есть видеокамера, останавливает инспектор, предъявляет нарушение. Так что, если вы видите пешеходный переход и экипажа нет, и думаете проскочить, чуть не сбив при этом пешехода, вы ошибаетесь.

Что касается скутеристов, мы в том году начали с открытия мотосезона, в котором я участвовал лично. Мы собираем байкеров, всех любителей мототранспорта. Профессиональны, кто любит свой транспорт, любит своих стальных двухколёсных коней, очень порядочные и законопослушные участники дорожного движения. Они проводят беседы, занятия. Они журят, наказывают, сами нам помогают в данном направлении. Эта работа помогла сократить количество ДТП с участием мототранспорта в прошлом году на 20%.

Что касается категории «М» - управление скутером. Теперь надо иметь специальную категорию. Если вы уже имеете водительское удостоверение категории «В», то вы имеете право им управлять. Если не имеете, то надо пройти обучение и получить категорию «М».

image12814959_05cfec8d1efe229c3ea4cee6dd3882e4.jpg

Вы сказали про патрулирование машин без специальной окраски... То есть на гражданской машине. Есть ли плюсы?

Это не гражданские машины, они служебные, просто не имеют специальной сфетографической окраски. По закону "О полиции" мы имеем право держать 10% от всего парка транспортных средств таких автомобилей. Что касается непосредственного патрулирования, эта работа ведется не теми темпами, как бы нам хотелось. Бороться с хамством водителей должно специализированное подразделение, которое не будет заниматься оформлением ДТП и другими задачами. Этой работой будут совместно заниматься сотрудники автоинспекции, специальных служб СОБР или ОМОН. Им будет все равно, на каких автомобилях вы ездите. Сейчас прорабатывается нормативная база. Чтобы создать это подразделение, тоже нужно пройти соответствующее согласование. Думаю, к лету мы это подразделение создадим в том виде, котором мы его хотим видеть.

9542b159a85c4dba6195ece5b9b711a6d1f1af8e.jpg

Ранее на территории Ставропольского края была предпринята попытка внедрения системы слежения «Автодория», но от нее пришлось отказаться. После на территории Ставрополя действовала система «Кречет». Работает ли она сейчас и сколько с ее помощью удалось выявить нарушений? Какова сумма штрафов?

- И «Автодорию», и «Кречет» мы пробовали. К сожалению, на территории Ставропольского края они не прижились, для них нужно соответствующее финансирование. Их же нужно установить, их нужно внедрить. Это же не просто установить комплекс. Это нужно подключить электричество, наладить каналы передачи данных.

Но скажу сразу, хоть эти комплексы мы не внедрили, сейчас разработан уже и внедряется огромный инвестиционный проект. В Ставропольском крае будет внедрено 270 точек контроля в автоматизированном режиме. Они охватят светофорные объекты и будут контролировать скоростной режим и режим средней скорости, а также парковки. Насколько мне известно, работы начнутся с апреля этого года. Так что любителям погонять будет, конечно, несладко.

Всего в 2015 году было наложено штрафов на 153 миллиона рублей. Взыскано порядка 90 миллионов рублей.

62267.jpg

Как вы оцениваете состояние дорог на территории края, много ли аварий было зафиксировано из-за их плохого состояния?

- Примерно 1280 ДТП – 40% от общего количество – сопровождались недостатками содержания улично-дорожной сети. Но отмечу, что это была не прямая причинная связь с ДТП, а сопутствующие недостатки. Например, была затерта разметка, но гражданин ехал с таким нарушением скоростного режима, что слетел в кювет. Пешеходный переход – разметка износилась, но вместе с этим знаки-то на месте. Это тоже будет в недостаток дорог, но прямой причинной связи в этом нет. Мы вышли на другой уровень отношений с владельцами дорог, которые отвечают за их состояние. Мы заключили в прошлом году совместные планы, и в первую очередь приводятся в соответствие те дороги и те участки, где были аварии. Может, вы заметили, что начали ставить аварийные тросы и сигнальные столбики на дороге «Кавказ», чтобы не было встречного столкновения. Такая планомерная работа будет продолжаться. Однако, если недостатки не устраняются, имеются большие ямы, систематически не наносится разметка, не обустраиваются барьеры, мы принимаем жесткие меры к владельцам дорог. В отношении юридического лица штраф порядка 400 тысяч, и доходит до полумиллиона. И таких фактов мы задокументировали в том году порядка 500. Владельцы дорог заинтересованы, чтобы таких недостатков было меньше.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter