Posted 23 октября 2018,, 11:20

Published 23 октября 2018,, 11:20

Modified 16 октября 2022,, 18:01

Updated 16 октября 2022,, 18:01

Оступившихся бизнесменов простят. На первый раз

23 октября 2018, 11:20
Министерство экономического развития РФ подготовило законопроект, в котором предлагает поправки в Уголовный кодекс и Уголовно-процессуальный кодекс, направленные на декриминализацию ряда так называемых «предпринимательских преступлений». Документ родился в результате поручений президента.

Проблема, связанная с гуманизацией наказания за экономические преступления, стала актуальной практически сразу после развала СССР. Не зря же те годы назвали «лихие 90-е». Огромные состояния сколачивались стремительно, часто криминальными методами, и в обиход именно тогда прочно вошло слово «крыша», значение которого и сегодня объяснять не нужно. Чтобы не стать жертвой, платить приходилось и бандитам, и силовикам, и чиновникам. Постепенно капитализм стал приобретать, если так можно выразиться, человеческое лицо, крупный бизнес пошел во власть, решая свои вопросы цивилизованным способом. Однако в целом, особенно на уровне провинции, проблемы предпринимателей никуда не делись. Высокие налоги заставляют их искать обходные лазейки, часто связанные с нарушением закона. Победа в «нужных» конкурсах на получение госконтрактов, всевозможные разрешения и лицензии – все это, как правило, за просто так не получить. Значит, нужно идти на поклон к чиновнику. А если бизнес процветает, следи за тем, чтобы его не «отжали» конкуренты с помощью тех же силовиков. Самым действенным способом нейтрализовать бизнесмена и по сей день является возбуждение против него уголовного дела и заключение в следственный изолятор. Повод, как правило, всегда найдется, а если нет, то фабрикуются улики, обнаруживаются «свидетели» и т. д. Находясь за решеткой, в изоляции, человек быстро теряет контроль за своим бизнесом, который вскоре уплывает в чужие руки.

Возглавляемое мной юридическое агентство «СРВ» довольно часто сталкивается с такими фактами, когда приходится представлять интересы человека, ставшего жертвой рейдерской атаки. Все это стало немалой головной болью для государства. В 2016 году Госдума приняла президентский законопроект о частичной декриминализации экономических преступлений. В частности, увеличился минимальный размер ущерба для возбуждения уголовных дел по таким преступлениям.

Бизнесмены с момента ареста получили право на встречи с нотариусом для оформления доверенности на управление фирмой в пользу выбранного лица. Снизились санкции за незаконное использование средств индивидуализации товаров, услуг и работ. И что немаловажно, на мой взгляд, были созданы условия для компенсации ущерба, возникшего в результате незаконных действий предпринимателей, и освобождения их от уголовной ответственности за некоторые экономические преступления. То есть, если ты не отпетый рецидивист, возмести ущерб, заплати штрафы – иди работай и больше не нарушай.

Но, разумеется, всех этих мер оказалось недостаточно, чтобы полностью исключить злоупотребления со стороны тех силовиков, что нечисты на руку. И все же, по данным Верховного суда, число осужденных бизнесменов в 2018 году значительно снизилось по сравнению с 2016 годом (1300 человек против 2000). Поручения Владимира Путина в ходе озвученного им в марте 2018 года Послания Федеральному Собранию призваны продолжить эту работу по ряду направлений. В результате и родился законопроект Министерства экономического развития РФ, который упомянут в начале разговора. Итак, поправки министерства предусматривают освобождение от уголовной ответственности при первом совершении преступлений, предусмотренных статьей 171 УК РФ (о незаконном предпринимательстве) и статьей 180 (о незаконном использовании средств индивидуализации товаров).

Будет декриминализирована и статья 171.1 (о производстве и сбыте товаров без маркировки), правда, если речь не идет о табачной и алкогольной продукции. Прощать за продажу «левого» зеленого змия и контрабандные сигареты государство не намерено. Декриминализация названных статей УК РФ будет означать квалификацию их в качестве административных правонарушений. И, кстати, президент дал ясно понять Правительству РФ, что Уголовный кодекс должен перестать быть «инструментом решения хозяйственных конфликтов между юридическими лицами». В этом направлении нужно двигаться. И, разумеется, потребуются новые процессуальные гарантии защиты интересов бизнеса во время производства по уголовному делу, особенно чтобы пресечь возможные злоупотребления следственных органов

"