Posted 26 апреля 2014,, 05:38

Published 26 апреля 2014,, 05:38

Modified 16 октября 2022,, 17:11

Updated 16 октября 2022,, 17:11

Достройка вертикали по горизонтали

26 апреля 2014, 05:38
Три новых региональных руководителя в СКФО за последний год начинают свое правление – с уровня местного самоуправления, который формально в вертикаль власти не вписан – у него своя собственная горизонталь.

Первым «большую чистку» на муниципальном уровне начал Рамазан Абдулатипов в Дагестане. Муниципальных районов там много, за всеми не уследишь, но с десяток дагестанских районов, где поменялось руководство, навскидку припомню. Особенно те, где это сопровождалось совершенно анекдотическими сюжетами. Главу Табасаранского района, например, задержали при попытке к бегству на азербайджанской границе. Вертолет, прилетевший за мэром Махачкалы Саидом Амировым, вообще стал нарицательным чуть ли не в тот же день, когда это произошло.

Почин поддержал врио губернатора Ставрополья Владимир Владимиров, который взялся за местное самоуправление чуть ли не с первых дней по возвращению на историческую родину из далекого Ямало-Ненецкого автономного округа. Результат – скорая отставка руководителей ряда «знаковых» территорий, в том числе мэров Кисловодска и Михайловска, главы Нефтекумского района и т.д.

Но всех быстрее оказался врио главы Кабардино-Балкарии Юрий Коков – даром, что кадровый милиционер, оперативные решения принимать, похоже, умеет. Итог первых четырех месяцев во главе КБР – смена руководства в семи из десяти муниципальных районов республики плюс Нальчик, с которого все началось еще в конце прошлого года.

В общем, перед нами некая новая тенденция в региональной политике, которая явно выходит за рамки СКФО (тут еще на днях поменяли губернатора в многострадальной Волгоградской области, так что можно и там ожидать муниципальных пертурбаций). Правда, в каждом из трех кавказских регионов они имеют свою специфику.

В Дагестане, например, первыми стали снимать тех муниципалов, кто слишком засиделся на своей должности – иные разменяли в ней второе десятилетие. На Ставрополье явно читается желание врио повсеместно внедрить систему сити-менеджмента с отменой прямых мэрских выборов в крупных городах. На мой вкус, почему нет, особенно на Кавминводах – местные мэры известны своей излишней самостийностью, и прошлые губернаторы связываться с ними лишний раз опасались, так что Владимиров режет по живому – иначе, видимо, никак.

В Кабардино-Балкарии своя специфика: там, среди отставников и старожилов не так много (многие из теперь уже бывших районных глав проработали всего несколько лет), и прямых выборов районных глав нет – везде их утверждают местные собрания депутатов. Остается одна версия: Юрий Коков готовится к выборам Народного Собрания КБР, которые предстоят в сентябре. Ну и ему самому тоже предстоит быть избранным – депутатами этого самого Народного Собрания. Видимо, поэтому сейчас на места срочно делегируются депутаты нынешнего созыва – уже трое. Еще несколько новоявленных муниципальных глав – бывшие члены правительства Кабардино-Балкарии. Предшествующий руководитель республики Арсен Каноков, кстати, поступал с точностью до наоборот: обычно повышал муниципалов в ранге, давая им должности в правительстве. Такой вот круговорот чиновников в природе.

Есть и еще одна любопытная инициатива новых назначенцев на Кавказе – создание внутри регионов собственных полпредств. Первым тут, опять же, был Рамазан Абдулатипов, признавшийся, что ему не хватает полной картины о происходящем на местах. Следующим с похожей административной новацией выступил Владимиров, причем его полпредом в самых проблемных восточных территориях Ставрополья стал Андрей Уткин – бывший спикер краевой думы, покинувший в свое время политику под «честное слово» после возбуждения в отношении него уголовного дела. В Кабардино-Балкарии пока таких представителей главы на местах не появилось – то ли потому, что республика небольшая, то ли еще не время.

Над этими новообразованиями в зазоре между региональной властью и местным самоуправлением можно сколько угодно долго иронизировать, называя полпредов   «смотрящими» или рассуждая о неожиданно открывшихся новых вакансиях для чиновников. Но в целом я бы назвал эту инициативу рациональной, потому что регионы (даже небольшие) у нас очень неоднородны. Сравните, например, южный и северный Дагестан, восточное Ставрополье и Кавминводы – впечатление такое, что оказался на разных планетах, хотя расстояния между этими «подрегионами» можно преодолеть за несколько часов. Так что идея выделить внутри регионов более крупные единицы, чем отдельные муниципалитеты, и формировать для них отдельные повестки развития, - вполне здравая. Вопрос только в том, как это все будет реализовано на практике.     


"