Posted 20 июня 2014,, 09:17

Published 20 июня 2014,, 09:17

Modified 16 октября 2022,, 16:18

Updated 16 октября 2022,, 16:18

Муниципальная мясорубка

20 июня 2014, 09:17
В российских реалиях, вы же сами знаете, любой опрос или референдум «покажет» нужное властям решение.

Подписанный президентом 27 мая закон ставит местное самоуправление в полную зависимость от региональных властей. Таким образом, ломается создаваемая в России более двадцати лет система муниципального менеджмента, хотя идеологи реформы говорят прямо об обратном.

27 мая Владимир Путин подписал поправки к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления», 30 мая они были официально опубликованы и вступили в силу. Суть закона (а в процессе депутатских чтений, всего за три месяца, его объем вырос вдвое) сводится к следующему. Региональные власти получают дополнительные полномочия: определять принципы организации местного самоуправления в своих субъектах.

Что касается городов: региональные заксобрания будут решать, какая в них будет система выборов главы. Региональным законом любой городской округ или городское поселение может быть включен в категорию подлежащих «нарезке» на внутригородские районы, депутаты которых и принимают решение о назначении мэра. Впрочем, федеральный закон требует, чтобы такое решение принималось только с учетом общественного мнения (чтобы его узнать, предусмотрено три механизма: проведение публичных слушаний, местного референдума или же опроса граждан).

Однако в российских реалиях, вы же сами знаете, любой опрос или референдум «покажет» нужное властям решение. Достаточно вспомнить недавние интернет-выборы кандидатов в Общественную палату РФ: уж казалось бы, какая процедура может быть еще демократичнее, ан нет, и та завершилась скандалом со снятием «неугодных» выдвиженцев от северокавказских правозащитных организаций.


Аналогичные полномочия по определению порядка выборов для региональных властей закреплены и в случае с сельской местностью. Впрочем, даже это не самое главное. Федеральный закон дает региональным властям право осуществлять перераспределение полномочий между «двумя» этажами… нет, не власти, а назовем это политическим управлением. Поскольку речь идет о институциях совершенно разных – государственной власти (ее региональным уровнем) и местным самоуправлением.

Определить, кому какие полномочия из объемного списка, предусмотренного 131-м законом, относятся, региональные заксобрания должны в течение полугода, то есть до момента принятия бюджетов на будущий финансовый год. Ведь перераспределение полномочий обязательно должно быть подкреплено деньгами: дополнительные вопросы местного значения должны сопровождаться соответствующим финансированием из регионального бюджета.

На откуп местному самоуправлению Госдума оставила «несгораемый остаток» полномочий: 13 – для сельских поселений и 16 – для всех остальных типов муниципальных образований (включая внутригородские районы). Скажем, региональные власти не могут забирать себе функции, которые касаются управления муниципальной собственностью, формирования местного бюджета, охраны общественного порядка, учреждения муниципальных СМИ, внешних экономических связей и изменения границ территории муниципалитета.

Отдельно авторы закона оговорили, что исключительной функцией муниципалитетов является установление структуры органов местного самоуправления и принятия Уставов. И именно закон, о котором мы и ведем речь, сам же себе и противоречит. Ведь именно региональные власти теперь и получают право вместо местных депутатов определять, нужно ли «нарезать» внутригородские районы или вводить должность сити-менеджера. А ведь именно эти положения и закрепляются в Уставе муниципального образования.

Также именно региональные депутаты, принимая соответствующий закон, будут разграничивать полномочия между двумя новыми уровнями местного самоуправления в городах – собственно городским и внутригородским (районным). Хотя можно ли это в полной мере назвать самоуправлением, если оно подчинено воле узкой депутатской группы, а вовсе не населения? Впрочем, внедрение нового «муниципального» закона может привести к еще более абсурдным фактам: например, в городе с делением на районы, главой может стать депутат, избранный жителями всего нескольких домов и, соответственно, не имеющий никакого авторитета для основной массы горожан.

"