Posted 10 октября 2016,, 15:04

Published 10 октября 2016,, 15:04

Modified 16 октября 2022,, 15:45

Updated 16 октября 2022,, 15:45

Как украсть Яблоко или железный Бенчмарк

10 октября 2016, 15:04
Мнение поклонника Apple о конкуренции и несправедливости на рынке hi-tech.

На Западе уже давно легально существует наука воровать. Да, в более мягком варианте – заимствовать, копировать, брать за пример. Называется – бенчмаркинг. Берется некий идеал – бенчмарк, и к нему стремятся. Как правило, изучаются процессы в компании, которые приводят к успеху. Изучается и маркетинг – товар, реклама, позиционирование. 

В городе Севр, рядом с Парижем есть Международное бюро мер и весов. В нем хранятся международные эталоны основных единиц измерения. Здесь хранится, например, эталонный метр. Когда вам продали на рынке линолеум, можно приехать и приложить его к идеальному метру, чтобы узнать – обманули вас или нет. 

Но так уж вышло, что в качестве такого эталонного метра для производителей мобильной (и не только) электроники стала компания Apple. 

Надо отметить, что я по первой профессии журналист, по нынешней – менеджер, а еще сильно увлекаюсь маркетингом. Посему я попытаюсь обосновать вам этот тезис, чтобы подойти к нему непредвзято, объективно и с фактами в руках. 

Хоть и представленный в 1977 году компьютер Apple II (первый серийно выпускаемый девайс этой компании) не сделал переворота на рынке ПК, но тем не менее, стал одним из самых успешных компьютеров того времени. Все дело в том, что он был похож на компьютер в нашем сегодняшнем его понимании – готовое решение для офиса, некий блок, который был пригоден для рабочего стола. Все, что было до него – это скорее техника для инженеров, чем рабочая станция в нынешнем понимании. Apple II предлагал пользователям интегрированную клавиатуру, цветную графику, звук, пластиковый корпус, восемь слотов расширения и два дисковода.

А вот вышедший в 1984 году Apple Macintosh (прадедушка современных Mac) сделал все же революцию на рынке ПК. Все дело в графическом интерфейсе, который использовал режим окон еще до появления Windows. Кстати, идея была подсмотрена у компании Xerox, но это было не воровство, а сделка. Джобса и компанию пустили посмотреть на прототип Xerox Alto в обмен на опционы Apple. 

Несмотря на свою немалую цену - $2500 (что с учетом инфляции составляет сейчас около $5000), продажи были очень высокими. Этому поспособствовал и рекламный ролик молодого Ридли Скотта “1984”, снятый по мотивам одноименного романа Дж. Оруелла. (Молодой Джобс, молодой Скотт... как романтично))) 

В 1985 году Джобс покинул Apple. Компания продолжала развитие, но без ее духовного лидера была не очень успешна. Дело дошло до того, что Mac OS 7 была лицензирована для установки на другие компьютеры, в частности, компании Motorola. Джобс вернулся в 1997 году с проектом NeXT – компании, которой он занимался в перерыве своей работы в Apple. Ее наработки легли в основу Mac OS 8. А дизайн нового компьютера от яблочной конторы - iMac G3 - разрабатывал ни кто иной, как Джонатан Айв. Этот британец и по сей день трудится на посту главного дизайнера Apple и все, что выходило в тираж с 1997 года по сей день – дело его рук. Кстати, он с 2012 года руководит и дизайном iOS, сменив уволенного бывшего лидера проекта iOS Скота Форсталла. 

Компьютеры Apple всегда были дружелюбны к пользователю. Лучший дизайн, удобство, простота, концепция – “не заморачиваться” – все это делало их самыми клиентоориентированными на рынке. Так почему же они не стали самыми популярными? Во-первых, они использовали и используют до сих пор принцип закрытой архитектуры. То есть, в отличии от IBM PC, в которых можно было поменять компоненты на аналоги любых производителей, компьютеры Apple либо вообще не апгрейдились, либо это делалось очень ограничено. Во-вторых – цена. Продукция Apple всегда была дороже. Поэтому эти компьютеры выбирали люди с хорошим достатком и вкусом. Которым не наплевать, как выглядит их компьютер снаружи и внутри. По сути, ничего не изменилось и до сих пор. 

Сейчас в каких-то продуктах и сегментах Apple практически недостижим. MacBook лучший среди ультрабуков (да и ноутбуков, если честно), iMac - образец стильного минимализма для серьезного офиса, MacPro – компактная мощнейшая рабочая станция, MacMini – тихий и производительный неттоп в корпусе размером с книгу. Если не все, то многие, кто находится на этом рынке, хотят быть как Apple. 

Но с какого же момента начинается история кражи великого Яблока?

С 2007 года. Года, когда был представлен iPhone. Все, что существовало до него, было прекрасным и самобытным. Дизайн устройств был сильно разный. Как в плане корпусов и форм-факторов, так и в плане интерфейсов. Телефоны и даже смартфоны были разных цветов, размеров, с разными дисплеями, из разных материалов и прочее. Так почему же все телефоны сейчас выглядят одинаково? 

Потому что Apple и Джобс были верны своей идее. Делать устройства максимально user-frendly. Удобство, простота, надежность. Айфон стал тем, что перевернуло всю мобильную индустрию. Пальцеориентированный интерфейс, корпус из качественного стекла и алюминия, технология Multi Touch, иконки, которые хочется лизнуть (так ставил ТЗ дизайнерам Джобс). Были и недостатки, которые пытались использовать в антирекламе растерявшиеся конкуренты. Но они были не существенны, а кайф от пользования айфоном нивелировал их. 

До появления iPad не было рынка планшетов. Планшеты были, а рынка не было. И на долгие годы iPad стал чуть ли ни единственным эталонным образцом на созданном им же самим рынке. Попытки извечного конкурента Microsoft продвинуть свой планшет Surface на полноценной Windows не привела к существенным результатам, что попросту означает провал. Ближайший конкурент – Samsung с планшетами на Android. И есть еще миллионы китайцев.

С Apple Watch ситуация была несколько другая. Зная, что все, чтобы не делала Apple, будет удачным – конкуренты начали работать на опережение. В предверии выхода Часов от Яблока (а слухи по данному поводу ходили давно) было напилено огромное количество умных часов других вендоров. Но именно Apple Watch в конце концов стали лидером по продажам и, по прогнозам аналитиков из IDC, к 2019 году займут 50% рынка носимой электроники. Однако не нужно забывать и про замечательный продукт от Pebble – умные часы, работающие на технологии e-ink, что позволяет им работать около 2 недель без подзарядки. Их продано по миру несколько миллионов, и это самые уважаемые гиками часы. Тут тоже секрет успеха прост – низкая цена и долгое время работы. Правда, они совсем не такие красивые. 

В чем же основная мысль данной статьи? Да, Apple  – моя любимая компания, которая делает замечательные устройства и сервисы. У них все красиво и удобно. Они привнесли эстетику в дизайн компьютеров и интерфесов. У них есть вкус и стандарты. И все это пытаются копировать. Я считаю, что это плохо. Ну в смысле, когда ты маленький – ты по-другому не можешь. Ребенок копирует поведение своих родителей, поэт вначале пишет подражательные стихи, все имеют кумиров и ориентиры. Но когда ты, прости Господи, Samsung , тебе это непростительно. На этой картинке все понятно, именно ее Apple приводила, как одно из доказательств в суде. До айфона и после айфона. Все поменялось. Причем, как я уже и говорил – все стало одинаковым. 

Можно ли создавать дизайн и функционал устройств иной, отличный от модели Apple? Можно. И пусть не рассказывают сказки о том, что какой же еще делать смартфон – не круглый же? Типа iPhonу – эта такая единственная эволюционная модель, просто к ней кто-то пришел раньше, а кто-то позже. НЕ-ПРА-ВДА. Можно делать инновационный дизайн в другом ключе, и это доказывают сейчас такие компании как Pebble, GoPro, Sony, Jawbone, даже Microsoft. Почему же мы видим айфоноподобные Samsung, LG, HTC, Asus, а за ними подтягиваются китайцы с Huawei, Meizu, 1+, Xiaomi, Lenovo. 

Я - фанат Apple. Но я искренне хотел бы увидеть у компаний с мировым именем инновационный подход к дизайну. Новые идеи. Совсем новые. Не переосмысленные дырочки на корпусе и перерисованные иконки, а идеи, которые бы брались в другой парадигме. Не в hi-tech, как у Apple, а в органической или кристаллической. Конкуренция и прогресс должны двигаться не в ключе – кто быстрее выпустит одно и то же, а в разности идей и парадигм, поиске своего голубого океана. И найдет его только тот, кто не скажет сейчас: "Это невозможно". 


"