Posted 15 июля 2016,, 13:07

Published 15 июля 2016,, 13:07

Modified 16 октября 2022,, 15:50

Updated 16 октября 2022,, 15:50

Госзаказ vs Инновации

15 июля 2016, 13:07
Российский бизнес осознает бессмысленность конкуренции с Западом и Востоком, не понимает суть инноваций и все еще мечтает о временах госзаказа, хотя имеет все шансы занять свою нишу на мировом рынке при правильном подходе.

Для начала, давайте разберемся, что такое инновация. Википедия гласит: «Инновация - это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком». Вот так. Оказывается, что это не столько изобретение, сколько нововведение. Но ключевым словом здесь будет «польза». Инновация должна практически работать. Быть востребованной рынком, играть существенную роль в повышении эффективности деятельности предприятия, производительности труда или являть собой совершенно новый способ делать что-либо.

Почему же мы каждый день слышим о том, что там, за океаном придумали новый гаджет, технологию или систему? А все чаще такие новости приходят из Китая.

Потому что конкуренция. Никто не будет спорить, что американцы – изобретательная нация. Их рыночная модель – свободная и неограниченная конкуренция. Это когда все конкурируют со всеми. И, кстати, вооружение для армии США или космические корабли тоже делают абсолютно частные компании.

Так вот, не сейчас, а довольно давно на Западе сложилась модель, что для того, чтобы выиграть конкурентную борьбу – нужно быть лучшим. Нужно представить либо продукт, которого до этого не было, либо значительно улучшить тот, который уже был. Нужно сократить издержки на производство, чтобы снизить себестоимость и платить больше зарплату сотрудникам, чтобы они не разбежались.

Но где брать инновации? Обычно их создают изобретатели или рационализаторы. Можно их называть разными красивыми словами – типа innovation research ingeenir или product create manager. Но суть останется.

Но для начала, у компании должна стоять такая цель. Выиграть конкурентную борьбу, расширить рынок или создать новую нишу. Под эту цель создаются задачи и инструменты. И здесь уже по-разному. Бывает, что идея исходит от инженера, а бизнесмен ее подхватывает. Бывает, бизнесмен видит идею и подбирает инженеров для ее реализации.

И чем больше таких целей стоит у компаний, тем больше будет появляться инноваций.

Вернемся к нашим баранам, то есть в наши плодородные края.

У наших предприятий не стоит такой задачи?

Нет, не стоит.

Потому что мы осознаем всю бессмысленность конкуренции по технологиям с Западом и по цене с Китаем. Потому что культуры конкуренции за последние 100 лет в России не было. Была культура бессмысленного и беспощадного производства того, что сказали.

Нет, безусловно, оно надо было. Государству, обществу, советскому народу, КПСС. Но не конкретно взятому человеку. Львиная доля предприятий, работающих в СССР была ВПК. Или сырьевой рынок. Поменялось что-либо? Нет, не особо. Все мечтают о госзаказе. Но никто не хочет конкурировать, тем более с забугорными товарами.

В Штатах создали такие условия, при которых в стране собрали лучшие умы мира. Этот процесс шел с начала прошлого века. Но наиболее отчетливо это проявилось в период 2 мировой и по ее окончании, а также после развала СССР. Они воспользовались своим преимуществом и как страна-победитель, и как стабильное государство.

Имея и без того одну из самых сильных систем образования, страна за океаном приманила лучших индусов, русских, поляков, китайцев и выпускников лучших вузов мира.

Что получается – с одной стороны высококонкурентный бизнес, с другой стороны – ресурсы для него в виде инженеров, ученых, исследователей, технологов, программистов. И минимальное вмешательство государства в данные процессы. Только создание условий. И то, по минимуму, не напрямую.

У нас там что? Наука есть? Есть.

Вузы есть? Есть.

Бизнес есть? Есть.

В чем же дело?

Как не странно, в клиентоориентированности. Точнее, в ее отсутствии. У нас каждый за себя, у каждого свои цели.

У науки свое. У образования свое. У бизнеса свое, а у потребителя свое.

А кто это все пытается координировать? Государство. Оно поддерживает такую науку, которая работает сама на себя. Такое образование, которое учит само для себя. И зачастую такой бизнес, который работает сам на себя, ну или в лучшем случае на государство. Все счастливы, кроме потребителя. Хотя он тоже счастлив, приобретая импортные товары.

Когда наука осознает, что ее клиент – бизнес, когда это осознает образование, возможно, будут перемены. Сейчас все смотрят в сторону государства. А зря. Его задача – регулировать законодательно. Следить за соблюдением антимонопольного законодательства. Не кошмарить бизнес. Не закармливать обещаниями или еще хуже – деньгами на некие проекты. Я не пытаюсь посягнуть на фундаментальную науку, пусть развивается сама по себе. Я говорю о прикладности науки. О ее обслуживании конкретных задач бизнеса или как говорили раньше – народного хозяйства.

В этом отношении лучше других выглядит сельхознаука. Тут все просто – результат видно быстро и налицо. Поэтому он и есть, этот результат.

В инновациях все хуже.

Поэтому, чтобы развивать инновации на Ставрополье, как впрочем и в любом другом регионе, нужно:

1.    Четко понимать рынок, на котором ты работаешь или собираешься работать. Не пытается конкурировать там, где низкие косты или есть яркий однозначный лидер, который контролирует рынок.

2.    Знать своих прямых и косвенных конкурентов, их позиционирование, УТП, сильные и слабые стороны.

3.    Придумать (запроектировать) такой продукт, который будет выгодно отличаться от аналогов.

4.    Подобрать, создать ресурсы для его разработки, внедрения и развития.

Научная база – посмотреть наработки, вступить в диалог с представителями науки.

Сформулировать задачу для разработки. Обсудить реалистичность проекта.

Привлечь студентов и преподавателей вуза для участия в процессе создания, генерации новых идей и тестирования продукта.

5.    Продумать финансовую сторону проекта. Написать бизнес-план, стратегический план развития. Четко сформулировать модель монетизации. Привлечь инвестора или создать коллаборацию участников с целью совместного пользования ресурсами в процессе работы над проектом.

6.    Создать рабочий проект, план реализации проекта. У проекта должна быть 1 генеральная цель, big idea.

Максимально четко разбить проект на разделы по тематикам (финансовый, разработка, испытания, производство, кадры, маркетинг и продажи).

Сформулировать четкие задачи по каждому направлению, в задачах создать подзадачи, а в них – чек-листы.

7.    Продумать механизмы коррекции в связи с изменениями в рыночной или другой внешней среде. Разработать альтернативный вариант развития.

8.    Сформировать команду проекта

9.    Много работать

Если подытожить. Нужно заниматься инновациями в тех сегментах, которые или не заняты, или слабо заняты западными или восточными аналогами. Ну, если мы говорим о бизнесе, а не о хобби. Вузы и НИИ должны чувствовать постоянный практический заказ со стороны бизнеса. Они должны ощущать бизнес своих клиентов и понимать, что они только и существуют ради него. Нужны кластерные технологии, когда наука создает технологию не для одного предприятия, а для кластера. Таким образом себестоимость и эффективность создания увеличиваются вдвойне. Предприятия тоже должны объединиться в кластеры, ибо только так можно конкурировать с крупными зарубежными компаниями. Кластер подразумевает кооперацию, сотрудничество, совместное создание некоторых продуктов, обмен знаниями и технологиями, совместное пользование ресурсами.

Но самое главное – вера. То, чего нас последовательно лишали долгие годы. Вера в продукт, вера в идею, вера в успех. И когда вы поставите мои слова под сомнение, вспомните Стива Джобса, которому десятки раз отказывали, когда он ходил со своим прототипом по инвесторам. Если бы тогда ему не хватило веры, то даже и не знаю, как сейчас бы выглядел весь рынок потребительской электроники.

"