Молодому сенатору от Карачаево-Черкесии светит отзыв
Автор - Валерий Мамиев
Рауф Арашуков, 31-летний представитель от исполнительной власти Карачаево-Черкесии в Совете Федерации, может в скором будущем досрочно лишиться своей должности.

Конец политической карьеры Арашукова могут ускорить испортившиеся отношения с его давним покровителем – главой Чечни Рамзаном Кадыровым.

Игрок без правил
О скорых перспективах отлучения Рауфа Арашукова от сенаторского кресла в Карачаево-Черкесии впервые заговорили в начале сентября, во время очередного Съезда черкесского народа. В качестве формального основания для отзыва Арашукова из Совета Федерации было названо наличие у него резидентской визы ОАЭ – сам политик, судя по его социальным сетям, никогда и не скрывал своей любви к посещению Эмиратов, но до недавнего времени мало кто подозревал, что это не просто турпоездки.

Правда, вид на жительство за границей – это лишь предлог, поскольку список претензий к Арашукову у его соплеменников-черкесов очень велик. Прежде всего, говорилось на съезде, что сенатор мог способствовать доведению до нищеты двух черкесских районов КЧР – Адыге-Хабльскогои Хабезского (последний он не так давно возглавлял лично), которые давно считались его сферой влияния

Эти районы, находившиеся под полным контролем Арашукова и его семьи, фактически выпали из-под контроля руководства республики, став феодальной вотчиной, сильно отстающей по уровню развития от остальной республики.

Руководители там назначались по усмотрению Арашукова, бюджетные отношения были совершенно непрозрачны, создавались оппозиционные сайты, на которых регулярно критиковался глава КЧР. Поэтому возможное лишение Арашукова сенаторских полномочий будет направлено в том числе на повышение внутренней управляемости.
- сообщил представитель администрации Карачаево-Черкесии, занимающийся вопросами внутренней политики.
Развернувшаяся кампания по снятию Арашукова началась спустя ровно год после его назначения сенатором, которое совпало с переназначением на второй срок главы Карачаево-Черкесии Рашида Темрезова. По оценке ряда наблюдателей, Темрезов, представитель наиболее многочисленного в КЧР народа – карачаевцев, выдвинув Арашукова в сенат, убил этим двух зайцев. Во-первых, он обеспечил престижный пост за представителем черкесов, которые регулярно жалуются, что их обделяют в республике высокими должностями, а во-вторых, удалил на сравнительно безопасное расстояние амбициозного потенциального конкурента, который многими своими действиями давно давал понять, что не прочь сам возглавить Карачаево-Черкесию.

Хотя с момента политического кризиса в республике в 1999 году, грозившего вылиться в столкновения между карачаевцами и черкесами, по умолчанию считается, что главой КЧР должен становиться именно представитель самой многочисленной нации, а за черкесами традиционно закреплен пост главы правительства.
Как только Арашуков стал сенатором, он сразу же занялся фрондерской деятельностью против главы региона. Видимо, депутатская неприкосновенность добавила уверенности, что можно вести себя не по правилам. Хотя конечный «приз» в этой войне не слишком ценный. Если, например, он претендует на пост главы правительства республики, то он вряд ли может рассчитывать на серьезные полномочия, а должность главы республики ему не светит даже не столько по «пятой графе», сколько потому, что за ним уже тянется такой шлейф, что фигура непроходная по определению.
- прокомментировал собеседник в руководстве республики.
Правительство и руководство республики не предоставили ответы на запросы агентства об оценке работы Арашукова на руководящих должностях в регионе и его текущей деятельности.

Сам Арашуков также не ответил на запрос редакции по поводу его возможной отставки. Не прокомментировал он и появившуюся в СМИ информацию о его резидентской визе в Эмиратах.

Наследник «газового короля»
Рауф Арашуков является классическим выходцем из этноклановой системы, заложником которой давно стал весь Северный Кавказ. Он – наследник влиятельного клана, сформировавшегося еще в «лихие девяностые», когда его отец Рауль Арашуков стал самой могущественной фигурой в газовой сфере Северного Кавказа. Влиятельность Рауля Арашукова выросла благодаря его родственным связям с НазиромХапсироковым – высокопоставленным выходцем из Карачаево-Черкесии, который в свое время занимал должности помощника главы администрации президента, а в 1994 – 2001 годах был управляющим делами Генпрокуратуры и принимал самое активное участие в известном деле генерального прокурора Скуратова.
Империя Арашуковых
Родственные связи
Деловые связи
В прошлом десятилетии Рауль Арашуков входил в советы директоров ключевых газовых компаний Северного Кавказа, имея репутацию местного «газового короля». Первый серьезный удар по нему был нанесен в конце 2011 года, когда после одного из визитов на Кавказ курировавшего ТЭК первого вице-премьера правительства РФ Игоря Сечина Арашуков был снят со всех постов и в дальнейшем довольствовался должностью советника руководителя холдинга «Газпром межрегионгаз». Однако неформальную влиятельность он не утратил и еще долгое время сохранял свое реноме «короля».

В структуре «Газпрома» главным покровителем Рауля Арашукова и его сына неизменно считался член правления газового холдинга, генеральный директор «Газпром межрегионгаза» Кирилл Селезнев. Хорошие отношения у семьи складывались и с силовыми структурами – по крайней мере, на региональном уровне.
Карьера сенатора Рауфа Арашукова тоже начиналась в газовых структурах, хотя уже очень быстро ему удалось проникнуть в коридоры власти. Еще в 2004 году, в возрасте 18 лет, Арашуков-младший был избран депутатом городской думы Ставрополя, спустя четыре года занял пост министра труда и социального развития родной Карачаево-Черкесии, затем был вице-премьером этой республики (самым молодым в России на этом посту), главой своего родного Хабезского района и, наконец, стал членом Совета Федерации.

При этом наследник «газового короля» никогда не скрывал свою жизнь на широкую ногу, ничуть не стесняясь того, что Карачаево-Черкесия – один из беднейших регионов России. Яхты и машины, частные самолеты, шикарные столичные рестораны и отели, поездки на зарубежные курорты в окружении многочисленной свиты – все подробности светской жизни Рауфа Арашукова можно легко узнать из его страницы в сети Instagram, раскруткой которой, по некоторым сведениям, занималось модное несколько лет назад агентство «Апостол» и лично его руководитель Тина Канделаки.

Дырявая «труба»
Тем временем компания «Газпром межрегионгаз Пятигорск», занимавшаяся поставками газа в пять республик Северного Кавказа, включая Карачаево-Черкесию, накапливала гигантские долги, сопровождавшиеся кадровой чехардой в ее руководстве. По последним данным «Газпрома», на сегодняшний день общая задолженность за газ в СКФО достигла 85 млрд рублей. Первопричины этой ситуации, опять же, в клановой системе: за должности руководителей энергокомпаний много лет идет жесткая борьба, поскольку энергоресурсы – это поток «живых» денег, которые можно практически безнаказанно уводить в неизвестном направлении.
Определенная наценка в виде денег, которые остаются в руках тех, кто рулит - существует, это правда. Но я не могу сказать, что это единственная проблема, потому что есть вопросы и цен, и сетей, и строительства новых сетей.

Дмитрий Журавлев
директор Института региональных проблем
По словам эксперта, в расходы на строительство сетей можно вписать сколько угодно денег. Поэтому говорить о том, что клановость - это единственная причина проблем в отрасли, нельзя, считает Журавлев.

«Но то, что забота о собственных прибылях тех, кто рулит этими вопросами, существует - это факт. Но по другому элита не организуется, ее как не перестраивай, все равно клан получится», - добавил собеседник.


Ситуация с долгами сложилась из-за нечестных схем работы, подтверждает эксперт, политолог Дмитрий Фетисов.

«Это давняя история, и Газпром давно высказывал недовольство. Одно время там был наведен относительный порядок, поменялось руководство и, по-моему, открылись тогда все старые дела и старая схема», - сообщил Фетисов.

По словам политолога Евгения Ясина, задолженность по газу — это важная особенность кавказских республик и их отношений с Газпромом.


Схемы газовых махинаций на Северном Кавказе хорошо известны. Юридические лица, например, теплосети, обычно накапливали большие долги за газ, затем банкротились, их активы переводились на другие юрлица, после чего все повторялось – благо социально значимые предприятия ЖКХ практически невозможно отключить от «трубы». С неплательщиками, которые искусственно накапливали долги, удавалось договориться на взаимовыгодных условиях: должник платил 50% в кассу, еще 10% «мимо кассы» - нужным людям, а остальное списывалось как дисконт.

С физическими же лицами, как правило, происходило выставление двойных счетов за газ – по счетчику и по нормативу потребления. Особенно этим «славится» Дагестан, где газовые долги составляют уже десятки миллиардов рублей, причем основная их часть числится за населением.

«Газпром межрегионгаз Пятигорск» не стал комментировать ситуацию с долгами и серыми схемами, а также не ответил на запрос об оценке и последствиях участия семьи Арашуковых в работе компании.

Несколько лет назад вице-премьер правительства Дагестана Магомедгусен Насрутдинов слишком активно ставил вопрос о том, что неплохо бы как следует проверить обоснованность газовых счетов, и в результате оказался за решеткой по обвинению в махинациях с газовыми сетями чуть ли не пятнадцатилетней давности. Именно Арашуковы еще в прошлом десятилетии сформировали сеть коммерческих структур, через которые, предположительно, и проходили газовые деньги. У некоторых из этих организаций прослеживались совершенно явные связи с газовиками. Например, ООО «Мойдодыр», собственником которого некогда являлся Рауф Арашуков, оказывало клининговые услуги для «Ставропольрегионгаза» во главе с его отцом, а еще одна компания Арашукова-младшего, ООО «Ставрополькартон», пользовалась поручительством «Ставропольрегионгаза» по своим займам.

Настоящим монументом эпохи Рауля Арашукова в газовом хозяйстве Северного Кавказа стала его резиденция «Адиюх-пэлас» в Хабезском районе Карачаево-Черкесии. Один из самых роскошных отелей в СКФО с футбольными полями, бассейнами и большой коллекцией принадлежащих его хозяевам ретро-автомобилей построен на территории одного из самых бедных районов республики, где годами, если не десятилетиями, не решается проблема элементарных бытовых удобств и социальной инфраструктуры для населения. Причем «Адиюхпэлас» - это только самый известный актив Арашуковых в сфере недвижимости, немало объектов поменьше семейству принадлежит на Кавминводах и в Москве.

Сейчас роскошная резиденция принадлежит Руслану Агоеву – давнему деловому партнеру Арашуковых, несколько лет назад он также возглавлял группу компаний АРР (Арашуков Рауль Рауфович). Агоев также занимал ряд ответственных постов в газпромовских структурах на Северном Кавказе, например, был первым заместителем гендиректора Ставрополькрайгаза, то есть самого Рауля Арашукова.

Тем не менее, в конце прошлого года определенные подвижки в газовом хозяйстве Северного Кавказа все же произошли после того, как руководство «Газпрома» приняло решение создать ряд новых компаний, которые отвечали бы за поставку газа в каждую отдельную республику. Тем самым появилась хоть какая-то возможность преодолеть ситуацию, когда газовики и чиновники на местах дружно кивали на Пятигорск, объясняя постоянно растущие неплатежи, а пятигорский «Межрегионгаз», в свою очередь, «переводил стрелки» на злоупотребления в регионах.

В Карачаево-Черкесии все это вылилось в прямое наступление на интересы Арашуковых. Карачаево-Черкесский филиал ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» возглавлял племянник Рауля Арашукова - Руслан Арашуков, а затем руководителем новой компании – «Газпром межрегионгаз Черкесск» - стал ГузерХашукаев, считавшийся ставленником Арашуковых.


Конец «великой дружбы»
Это решение руководства «Газпрома» вызвало резкое недовольство Арашуковых, которые попытались привычно перевести хозяйственный спор в плоскость межэтнических отношений. Одна из «карманных» организаций местных кланов - Совет старейшин черкесского народа – заявила о готовности вывести на «митинг против клановости и коррупции» в Черкесске пять тысяч человек, и хотя это мероприятие не было согласовано, в карачаево-черкесском «белом доме» сильно напряглись. Если и говорить о каких-то серьезных заслугах Рашида Темрезова во главе республики, то это прежде всего довольно удачное балансирование между интересами разных этнических групп – поэтому очередное намеренное раскачивание «черкесского вопроса» с явной хозяйственной подоплекой в самом деле выглядело игрой против всех правил.

До поры до времени Рауф Арашуков мог не особо задумываться о последствиях своего поведения, бравируя весьма доверительными отношениями с главой Чечни Рамзаном Кадыровым – безусловно, самым влиятельным политиком на Северном Кавказе. Более того, как утверждают источники в Карачаево-Черкесии, именно специфические отношения Кадырова с федеральным центром Арашуков и взял за основу при выстраивании своих отношений с руководством республики. Однако не так давно «великой дружбе», похоже, наступил конец. Как утверждают источники, именно Арашуков стоял за недавними проверками прокуратуры в федеральном управлении автодорог «Кавказ», которое возглавляет родственник главы Чечни Руслан Лечхаджиев. "Судя по всему, Арашуков, хотел продвинуть там своего родственника, но погорели они банально – на переводах на карту за ресторанные счета", - говорит знакомый с ситуацией собеседник в КЧР. «Сколько в этих слухах правды, можно только догадываться, но фотографии Арашукова с Кадыровым в «Инстаграме» со словом «брат» уже исчезли».

ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Кавказ» Федерального дорожного агентства» получило запрос агентства об обысках в компании, но пока не предоставило комментарий, сославшись на задержку с его подготовкой в юридическом отделе.

Отсутствие поддержки Рамзана Кадырова, утрата позиций в газовой сфере и, наконец, возможное лишение сенаторского поста фактически может означать окончательное поражение клана Арашуковых – в том числе потому, что у него попросту больше не останется никаких «линий поддержки» в виде, к примеру, успешных бизнесов в других сферах (в этом Арашуковы, в принципе, отличаются от другой влиятельной черкесской семьи – Деревых, успешных бизнесменов федерального уровня). Весь успех клана Арашуковых был выстроен на эксплуатации с помощью админресурса «особенностей» распределительной системы «Газпрома», как будто специально разработанной для всевозможных теневых схем. Без доступа к этому ресурсу Арашуковы не демонстрировали пока серьезных бизнес-успехов. В прошлом десятилетии Арашуковы попытались развивать зерновой бизнес в соседнем Ставропольском крае, но дело кончилось банкротством подконтрольного им Кочубеевского элеватора и ликвидацией аффилированных с ним компаний. Не слишком удачно складывались дела Арашуковых и в сфере производства строительных материалов в их родном Хабезском районе – основанный ими гипсовый завод «Адиюх» был ликвидирован. От «газовой империи» тоже мало что осталось: единственным регионом, где клан Арашуковых по-прежнему сохраняет былые позиции в этой сфере, остается Адыгея – две ведущие газовые компании в этой республике возглавляет уже упомянутый выше Руслан Арашуков, двоюродный брат сенатора от Карачаево-Черкесии. В других сегментах бизнеса интересы Арашуковых по-прежнему хорошо представлены в Ставропольском крае, где им принадлежит крупная сеть автосалонов. Но в этой сфере не обходится без привычного «демонстрационного потребления по-кавказски»: в свое время Рауль Арашуков «забронировал» за собой на Ставрополье все номера серии ААА и номера 001, а его сын предпочитает номера 007.


Отставка вероятна
Сценарий отставки Арашукова очень вероятный, считает политолог Дмитрий Фетисов.
У него есть определенные конфликты как с главой республики, так и с другими влиятельными кланами в республике, и в том числе его конфликт с Рамзаном Кадыровым, который имеет влияние на всю кавказскую политику.

Дмитрий Фетисов
политолог
По словам эксперта, этот вопрос сейчас находится не за горами, а значит Арашукову вряд ли удастся сейчас продержаться в должности сенатора.

Руководитель Ассоциации электронной электоральной политики Александр Серавин отмечает, что процедура отзыва сенатора возможна, хотя пока на практике применяется в исключительных случаях.

Но назначении Васильева (ВРИО главы республики) в Дагестан было сигналом для всего СКФО, что в России единое политическое пространство, и термин "варяг" уходит в историю. Это говорит о том, что те региональные политики, в том числе сенаторы, которые будут заигрывать с оппозицией внутри регионов, играя на локальных проблемах, и тем самым увеличивая проблемы уже федерального центра, будут подвергаться ротации

Александр Серавин
Руководитель Ассоциации электронной электоральной политики
В Совете Федерации возможную отставку Арашукова комментировать отказались, сославшись на то, что это компетенция главы республики.
А пресс-атташе главы республики Людмила Переславцева наоборот «перевела стрелки» на Совет Федерации.

По этому вопросу мне нечего вам сказать. Потому что это компетенция Совета Федерации и самого сенатора, это не находится в нашей компетенции

Людмила Переславцева
пресс-атташе главы республики
Однако согласно ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» глава субъекта РФ направляет документ об отзыве сенатора от региона в Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации. Комитет, в свою очередь, готовит заключение о досрочном прекращении полномочий членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, после чего Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет прекратить полномочия того или иного члена СФ.

Судя по всему, отзыв Рауфа Арашукова не обещает быть легким.

«Отсюда и все сложные «движения» вокруг отзыва Арашукова, хотя отзывать его намерены всерьез», - говорит собеседник в руководстве КЧР.