На хлебном рынке Ставрополя конкурирует не качество, а цена
С какими трудностями сталкивается на хлебном рынке добросовестный производитель, рассказал NewsTracker владелец пекарни из Новоалександровска Юрий Четвериков
Одобрено новоалександровцами и итальянцами
Новоалександровцам пекарня Четверикова знакома уже 10 лет. С тех пор, как прекратил существование Новоалександровский хлебокомбинат, производством хлеба в районе занимаются частники. Никто не подсчитывал точно, какую долю на этом рынке занимает продукция Четверикова, но это имя здесь легко и благодарно вспоминают при первом упоминании о хлебе:
Хлеб Четверикова не из «новомодных» и «европейских». Он – сама стабильность и родная традиция, ничем не испорченная российская классика. Такой в сельских районах подают к борщу: пышный, ароматный, с золотистой корочкой. Про такой говорят: «как в советском детстве» - не донесешь, не откусив. Как и надо по ГОСТу, он хранится без порчи 72 часа, и как положено по совести – всегда одинаково вкусный. Поэтому покупатели в нем так уверены.
Недавно хлеб «Деревенский» улучшенной рецептуры из пекарни Четверикова стал победителем краевого конкурса лучших производителей пищевой промышленности. Посетители конкурса – около тысячи человек, в том числе квалифицированные эксперты, и даже известный итальянский шеф-повар Горетти Рино – пробовали и голосовали за самую вкусную и качественную продукцию.
Казалось бы, весь край теперь должен оценить творение технологов из Новоалександровска. Но найти этот хлеб, к сожалению, можно не везде.
Мы, покупатели, -
заложники розницы
По словам производителя, основная причина ограниченной географии сбыта – непомерно жесткие требования розничных магазинов к цене. Как ни странно, абсолютно решающим фактором для сотрудничества у розничных магазинов является низкая базовая цена: цена и только цена! И возможность высокой наценки. А здоровье и удовольствие людей - увы, наименее важный критерий для торговцев. Юрий Четвериков считает, что это возмутительно. И несправедливо - и к производителю, который отказывается терять качество ради цены, и к конечному потребителю, который лишается возможности выбора:
- Ставрополь - это очень трудный, сложный район. Пробить очень сложно, потому что не качество интересует, а дешевый хлеб, и чтобы с возвратом работали. Если с возвратом работают – то заказывают сколько хотите, потому что удобно возвращать назад.

Они ищут свою прибыль. Если производитель имеет два рубля на булке, то они меньше пяти рублей не имеют. А если, например, по 16 рублей им отдавать, то они 9 рублей добавляют. Поэтому качество их не интересует, им нужна прибыль. Вот мы везем хлеб, они берут пять булок для себя, а продают другой хлеб, с более высокой наценкой.

Контролировать нужно. Пусть продавцы имеют прибыль 20%, но не 40%! Другого мнения у меня нет.
Еще один важный пункт в торговой политике Четверикова – полный отказ от торгового возврата непроданного хлеба. Этот распространенный прием жестоко бъет по производителю, вынуждая изощряться в попытках переработать «просрочку», чтобы уйти от убытков.

Именно поэтому в практике пекарен существуют такие ухищрения и секретные рецепты, как сушить из непроданных пасхальных куличей сухари, размачивать хлеб и подмешивать в тесто других сортов.

Отказ от возврата отсеивает многих крупных розничных партнеров пекарни Четверикова:

- С возвратом мы не работаем и не работали никогда. У нас качество хлеба соответствует: любой - «Деревенский», «Наливной» или «Высокий» -три дня не меняется, поэтому возвращать наш хлеб не нужно.
Если другие возвращают, то потому, что он твердый становится. А наш хлеб мягкий. Мы работаем с высокими сортами муки: 27-30 клейковина,
ниже не работаем.
Чтобы производства развивались, им мешать не нужно. Но контролировать нужно, чтоб была чистота, порядок и качество муки. И чтобы возврат не пихали обратно в хлеб. Если сухарики делать, то есть специальное тесто и хлеб для сухарей. Тогда это полезно. А когда хлеб возвращают назад, ждут когда он высохнет и делают из него сухари – это ни к чему.
В селах знают в лицо продавцов, им там легче бороться, сами борются люди. В одном хозяйстве брали мой хлеб, а потом перестали, так сам предприниматель говорит : пришли женщины – чуть меня не убили – говорят, давай нам хлеб Четверикова!.. Но это село, а в городе совсем другое дело.
У хороших людей и хлеб хороший
Принципиальность Четверикова на тему возврата служит и еще одной важной цели: финансовое благополучие его пекарни – это благополучие коллектива, который заслуживает стабильной зарплаты за свой непростой труд.

Сейчас эта пекарня не так уж и мала: 90 человек работает в несколько смен, почти круглосуточно отгружая машины с продукцией. А Юрий Васильевич, не считая себя лично большим экспертом в хлебе, за годы жизни точно стал экспертом в людях: в коллективе минимальная текучка и всегда позитивная атмосфера.

У нас с кадрами приятно работать, текучки насчет пекарни нет. Они давно работают, хлеб чувствуют, вкладывают
в него душу
Юрий Четвериков,
владелец пекарни из Новоалександровска
Кондитерские
перспективы
Розничные партнеры предприятия Четверикова уже привыкли к широкому выбору: около 100 наименований разнообразной свежайшей выпечки готовы привезти под заказ в назначенный день. Но это еще не все: уже этим летом предприятие заметно расширит ассортимент и объем производства кондитерских изделий.

К этому шли два года: сейчас готовится к сдаче в эксплуатацию новое здание, в котором расположится офис и большой кондитерский цех с новым оборудованием. Масштабное кондитерское направление планируют доверить молодому грамотному технологу с высшим образованием Марии Мясоедовой.

Растущий объем производства говорит об амбициях предприятия
Четверикова: сейчас оно имеет сертификат, позволяющий торговать на
территории СНГ, но при этом всерьез задумывается о необъятном рынке
Китая. Пекарня активно участвует в социальной жизни района, помогая даже
тем, кто не имеет прямого отношения к хлебопекарному производству.