Турсектор Кавминвод:
работаем в «ноль»

Автор: Николай Проценко
Призывы властей к инвесторам больше вкладывать в Кавминводы так и останутся декларациями, пока бизнес не убедится в окупаемости этих вложений.
Слишком малый бизнес
Исследование рентабельности санаториев Кавминвод, проведенное на основании данных информационно-справочной системы «СПАРК-Интерфакс», продемонстрировало весьма удручающую картину состояния курортного бизнеса. На сегодняшний день здравницы, которые могут служить убедительным примером для инвесторов, на Кавминводах можно пересчитать по пальцам – большинство санаториев имеют рентабельность, близкую к нулевой.
Из 46 санаториев, по которым в системе представлены финансовые показатели за 2014 год, лишь два имели рентабельность (долю чистой прибыли в годовой выручке) выше официального уровня инфляции (11,4%).
Рентабельность санаториев Кавминвод
На основании данных информационно-справочной системы «СПАРК-Интерфакс» за 2014 год.
2 санатория

Имеют долю чистой прибыли в годовой выручке выше официального уровня инфляции —11,4%
5 санаториев

Рентабельность выше, чем официальный росстатовский показатель в среднем по российскому бизнесу — 3,5%
30 санаториев

Рентабельность 0-3,5%
9 санаториев

Убыточны
Финансовые показатели санаториев за 2015 год пока отсутствуют, но вряд ли от них стоит ожидать каких-либо революционных изменений. По данным правительства Ставропольского края, в прошлом году турпоток на Кавминводы вырос всего на 6% (до 930 тысяч человек), при этом все негативные факторы, снижающие рентабельность бизнеса – высокая инфляция, рост тарифов на услуги ЖКХ, сокращение реальных доходов населения и т.д. – не просто сохранились, а еще и усилились.

По большому счету, сейчас на Кавминводах есть всего одна здравница, принадлежащая частному инвестору, которая из года в год демонстрирует высокие показатели рентабельности, - это кисловодский санаторий «Плаза», реконструированный группой AFI Development израильского бизнесмена Льва Леваева. Среди всех санаториев, рассмотренных в рамках исследования, Plaza является абсолютным лидером по таким параметрам, как объем выручки, чистая прибыль и рентабельность (см. таблицы 1 и 2).
Основная масса санаториев представляет собой малые предприятия, а то и микробизнес
Если бы в начале прошлого года правительство РФ не увеличило пороговый объем минимальной выручки для крупного бизнеса с 1 до 2 миллиардов рублей в год, то Plaza была бы первым среди санаториев Кавминвод кандидатом на попадание в «высшую лигу». Но это едва ли не единственное исключение – основная масса санаториев по масштабу оборота представляет собой типичные малые предприятия, а то и микробизнес.

Впрочем, всего один пример частного санатория с хорошей рентабельностью отнюдь не означает, что в этом сегменте курортного бизнеса нет других заметных инвесторов. По данным, доступным в «СПАРК», на Кавминводах сейчас имеется 25 санаториев, которые принадлежат частным владельцам, плюс еще семь здравниц, числящихся на балансе у различных корпоративных структур. Однако в сравнении с санаториями, имеющими статус лечебных учреждений, и профсоюзными здравницами частный сектор оказывается в явном меньшинстве. В частности, в системе «СПАРК» зафиксировано 28 государственных и 27 профсоюзных санаториев. Итого в поле исследования попали 87 здравниц (выборка проводилась по критерию «Деятельность санаторно-курортных учреждений» в качестве основного вида деятельности предприятия).
Наследники школы коммунизма
Что касается профсоюзных санаториев, безусловный лидер по показателю рентабельности здесь — «Центросоюз-Кисловодск», который в прошлом году отметил 80-летие. В сущности, это здравница того же формата, что и Plaza. Помимо стандартных санаторных услуг, «Центросоюз-Кисловодск» активно продвигает оздоровительные и спа-программы, в том числе, в премиум-сегмент: размещение в «Королевских» апартаментах в высокий сезон стоит 10100 рублей с человека в сутки.

«Бронзовым» призером в рейтинге рентабельности здравниц Кавминвод стал санаторий «Металлург» в Ессентуках, принадлежащий Магнитогорскому металлургическому комбинату. Это один из немногих российских холдингов, которые сохранили на Кавминводах собственное лечебно-профилактическое учреждение, стабильно демонстрирующее неплохие показатели рентабельности. На протяжении пяти лет подряд (2010-2014 годы) «Металлург» ежегодно показывал чистую прибыль
Но эти примеры, повторим, представляют собой скорее исключение из правил, поскольку большинство санаториев имеют исчезающе низкую рентабельность. С этим связана и еще одна хроническая проблема санаториев Кавминвод — лишь единицы из них способны показывать высокие темпы роста выручки.
При неизменном уровне выручки ее попросту съедает растущая инфляция, и единственный выход здесь — работать над эффективностью
Большинство же санаториев Кавминвод, по которым имеются открытые финансовые показатели, на протяжении последних лет не показывают сколько-нибудь серьезный прирост выручки, а это, в конечном итоге, вносит существенный вклад в падение рентабельности. При неизменном уровне выручки ее попросту съедает растущая инфляция, и единственный выход здесь – работать над эффективностью. Однако на это, опять же, способны далеко не все. Показательным примером в данном случае выступает Plaza: выручка этого санатория с 2010 по 2014 годы не слишком изменилась (соответственно, 800 и 878,6 миллиона рублей), но объем чистой прибыли рос с каждым годом – с 24,8 миллиона рублей в 2010 году до 210,3 миллиона в 2014.
Книга жалоб
С проблемой низкой рентабельности основной массы санаториев непосредственным образом связан и наболевший вопрос о качестве услуг в здравницах Кавминвод. Справедливости ради надо сказать, что из-за вынужденного импортозамещения в сфере туризма многие санатории сейчас прилагают серьезные усилия в сторону улучшения сервиса, но борьба с худшими пережитками советского наследия на Кавминводах будет идти еще долго.
О типовых претензиях отдыхающих можно сделать вывод из отзывов на одном из самых популярных ресурсов для самостоятельного бронирования отелей Booking.com, где присутствуют такие санатории, как «Бештау», «Солнечный», «Металлург», «Центросоюз-Кисловодск», «Плаза», «Вилла Арнест». В целом, они имеют достаточно высокий текущий рейтинг пользователей – от 7,1 балла (кисловодский санаторий «Солнечный»), что по шкале Booking.com означает «хорошо», но и критики по поводу качества отдыха в отзывах гостей достаточно.
Много жалоб на работу поваров — блюда подают не до конца приготовленными, при этом персонал игнорирует жалобы постояльцев. «Ужасное питание! Всего много, но бестолково приготовлено! Даже было интересно, будет ли за все наши десять дней пребывания картофель в готовом виде: постоянно недотушенный, недоваренный, недожаренный, короче, в полуготовом виде», — пишет один из гостей. Кроме того, отдыхающие регулярно отмечают низкую температуру воды в бассейне и плохое состояние отдельных номеров. А те, кому отдых в «Солнечном» в целом понравился, признают, что санаторий тянет не на заявленные четыре «звезды», а на полноценные три.
Отзывы отдыхающих в санатории «Солнечный» на Booking.com
Гости санатория «Центросоюз-Кисловодск», имеющего на Booking.com 7,4 балла, жалуются на то, что в нем «все ориентировано на то, чтобы продать побольше дополнительных услуг». Много жалоб на качество питания: «Такие примеры, как суп с фрикадельками без единой фрикадельки, мясо тушеное — одни кости, наводят на мысль о банальном воровстве. Однажды в супе обнаружилась тонкая проволока! Что за безобразие на кухне творится, можете себе представить». Отдохнувшие в «Центросоюзе-Кисловодск» также говорят о больших очередях в бассейн, спортзал и баню, которые работают только до четырех часов дня, причем за отдельную плату.
Отзывы отдыхающих в санатории «Центросоюз-Кисловодск» на Booking.com
Санатории «Металлург» и «Плаза» имеют на Booking.com рейтинг 8,7-8,8 балла, что в терминах этого портала оценивается как «потрясающе», однако, судя по комментариям пользователей, что-то «потрясающее» случается там далеко не со всеми гостями. В частности, клиенты «Плазы» жалуются на чрезмерную охрану территории, мешающую комфортному отдыху, отсутствие большой собственной территории, скромную детскую площадку и непрезентабельное окружение (вокруг санатория много печально известных кисловодских недостроев). Небольшая территория указывается в числе недостатков и санатория «Вилла Арнест», который на данный момент имеет самый высокий рейтинг на портале Booking.com – 9,4 балла («превосходно»).
Комментарий
«Роста не будет, пока не будет инвестиций»
О том, как государство может помочь курортной отрасли, NewsTracker рассказала заместитель директора по коммерческой деятельности ЛПУ «Санаторий имени М.Ю. Лермонтова» (Пятигорск) Анна Бондаренко.
Роста не будет, пока не будет инвестиций
Отсутствие у большинства санаториев Кавминвод выдающихся финансовых показателей в значительной степени связано с нехваткой государственных вложений в инфраструктуру курорта. В итоге получается замкнутый круг - инвестора не заманить без инфраструктуры, а на инфраструктуру нет денег.

Возможен ли сегодня в санаторно-курортной отрасли устойчивый быстрый рост — увеличение годовой выручки здравниц темпами более 30%?
Я считаю, что такого роста не будет, пока не будет инвестиций. Причем не только, пока сами санатории не станут вкладывать в себя, но и пока государство не обратит внимание на курорты Кавказских Минеральных Вод. Мы регулярно слышим в СМИ различные высказывания наших политических деятелей о том, что надо развивать курорты, но сначала это были курорты Краснодарского края в связи с Олимпиадой, затем это были курорты Крыма, а о курортах Кавминвод никто не упоминает. Хотя в прошлом году, например, нас посетило очень большое количество отдыхающих - самыми спрашиваемыми и продаваемыми направлениями у «Аэрофлота», например, были Сочи и Кавминводы. Если обычно в феврале загрузка у нас не выше 40%, то в прошлом году в феврале она составляла 70-80%.
В этом году вы ожидаете серьезный прирост гостей в связи с тем, что Турция и Египет, скорее всего, летом останутся закрыты для российских туристов?
В этом году количество отдыхающих ниже, чем в прошлом, но все равно стабильно высокое. У нас сейчас практически до мая месяца уже нет свободных мест. Теоретически загрузка курортов в этом году может увеличиться процентов на 30, потому что закрыты популярные заграничные направления, но у людей просто нет денег, хотя еще в прошлом году они не знали, куда их потратить — и тратили их у нас. Так что в этом году, скорее всего, будет стабильная загрузка. Падение вряд ли произойдет, но и сильного роста я тоже не могу гарантировать ни в этом, ни в 2017-2018 годах. Все в конечном итоге зависит от покупательной способности наших граждан, хотя те отдыхающие, которые ездят к нам из года в год (а их почти половина от общего числа всех гостей нашего санатория), как ездили, так и ездят. Поэтому нам нужно сохранять сервис, качество обслуживания, к которому люди привыкли, и если они будут рекомендовать нас своим знакомым, то безбедное, скажем так, существование, в смысле отсутствия затрат на рекламу и прочие инструменты для продвижения, будет обеспечено только за счет, грубо говоря, сарафанного радио. Безусловно, доходы в этом году будут ниже, чем в прошлом, но это не мешает нам улучшать условия размещения и качество обслуживания наших гостей.
Какую помощь государство сейчас могло бы оказать санаториям в ситуации падения платежеспособного спроса?
У нас очень раскручены курорты Кисловодск и Ессентуки, тогда как загрузка по Пятигорску и Железноводску значительно ниже. Но это не говорит о том, что деньги надо вкладывать только в Пятигорск и в Железноводск. Необходимо продвигать все четыре курорта в целом — развивать инфраструктуру, парковые зоны. У нас очень много несанкционированной застройки того же Кисловодского парка, эти вопросы регулярно на местном уровне обсуждаются. Недавно в Кисловодск приезжала Валентина Матвиенко, дала несколько распоряжений — вроде бы что-то начали в парке в порядок приводить. В Пятигорске же такого нет, там все, как прежде.
Видите ли вы сегодня признаки того, что конкуренция в отрасли усилилась?
Конечно. После того, как зарубежные поездки за границу стали менее доступны, к нам стали приезжать люди, которые раньше ездили за границу, в те же Карловы Вары, где схожее бальнеолечение. И что они видят, когда приезжают сюда? Совдеповские санатории с таким же отношением персонала к гостям. Хотя люди приезжают с претензией, они хотят хорошие номера за невысокую цену, которую они привыкли платить в тех же Карловых Варах за сервис и качество обслуживания. Поэтому в конце 2014 года – начале 2015 года резко зашевелились многие здравницы, стали на глазах улучшаться, и из-за этого, конечно, усилилась конкуренция.

А качество услуг за это время выросло?
У кого-то лучше, у кого-то хуже, у кого-то получается, у кого-то - нет, но стараются все. Это нормальная ситуация, вызванная спросом, интересом людей, которые раньше здесь не бывали, некоторые даже не знали, где находятся эти Кавказские Минеральные Воды.
Made on
Tilda