Автор: Олег Федирко

«Священная корова» ставропольских топ-менеджеров

Редакция Newstracker продолжает серию расследований, посвященных хозяйствующим субъектам Ставропольского края, материалом о крупнейших предприятиях региона, которые больше всего тратятся на управленческие расходы.

Именно этот показатель является одним из ключевых критериев при оценке эффективности госкомпаний, регулярно возникающих в скандальных историях о завышенных премиях и «золотых парашютах» для топ-менеджеров, непрозрачных договорах на оказание различных услуг и других сомнительных схемах. Если рассматривать управленческие расходы госкомпаний в перспективе нескольких последних лет, то практически нигде эта «священная корова» пока не была принесена в жертву: объем этой составляющей издержек неуклонно растет.

Как оказалось, госкомпании на Ставрополье в целом имеют довольно умеренные аппетиты в части управленческих расходов, хотя есть и ряд показательных исключений, например, ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» и Корпорация развития Северного Кавказа. Но если рассматривать управленческие расходы госкомпаний в перспективе нескольких последних лет, то практически нигде эта «священная корова» пока не была принесена в жертву: объем этой составляющей издержек неуклонно растет.
Наши дорогие госкомпании
Главным критерием, позволяющим судить об уровне управленческих расходов (УР) в той или иной компании, является их доля в себестоимости продукции или услуг. Анализ управленческих расходов крупнейших компаний Ставропольского края на основании данных системы «СПАРК-Интерфакс» показывает, что наиболее высокой доля этого типа издержек в себестоимости является в компаниях ТЭК, химической и нефтегазовой промышленности. Напротив, к наименее затратным в части УР отраслям относятся торговля и АПК.
Представить себе фермера на «Майбахе» в самом деле, сложно, а вот для топ-менеджера крупной госкомпании в топливно-энергетическом комплексе это вполне подходящее средство перемещения. Делать выводы о неэффективности высоких управленческих расходов в этой сфере – это скорее прерогатива правоохранительных органов и Счетной палаты, однако можно вспомнить, что не так давно президент России Владимир Путин на совещании по развитию ТЭК в очередной раз подверг критике госкомпании за непрозрачность.
С точки зрения доли УР в себестоимости, абсолютным «антилидером» рейтинга (см. таблицу) является ООО «Газпром трансгаз Ставрополь», у которого соответствующий показатель превышает 14%. За пять лет (2010-2014 годы) управленческие расходы этой компании росли чуть медленнее ее выручки. Если УР за этот период увеличились примерно на 30% (с 2,021 до 2,638 млрд рублей), то выручка прибавила около 40% (с 20,376 до 28,411 млрд рублей). Правда, при этом в 2014 году «Газпром трансгаз Ставрополь» зафиксировал рекордную за последние годы чистую прибыль – 2,482 млрд рублей, тогда как в некоторые предыдущие годы (2011 и 2012) компания несла крупные убытки.
«Газпром трансгаз Ставрополь» является и лидером Ставропольского края по абсолютному размеру управленческих расходов за 2014 год (см. таблицу). А на втором месте по этому критерию расположилась другая структура «Газпрома», ПАО «ОГК-2», зарегистрированное в Изобильненском районе Ставропольского края. Еще в 2008 году последняя компания оказалась фигурантом скандальной истории о «золотых парашютах», когда группа уволившихся топ-менеджеров получила компенсации в размере 557 млн рублей – на тот момент это была рекордная сумма по данной статье для российской энергетики.
В ближайшей перспективе сокращение управленческих расходов не рассматривается
Пресс-служба АО «Газпром газораспределение Ставрополь»
Каковы основные направления управленческих расходов компании?

— Структура управленческих расходов в компании представлена традиционным перечнем экономически однородных затрат: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на страховые взносы, амортизация основных фондов, прочие затраты. В структуре управленческих расходов преобладают затраты на оплату труда. Среднегодовое значение этого показателя составляет 53%, показатель по страховым взносам составляет 12%. Численность управленческого персонала с учетом исполнения функциональных задач по состоянию на 1 января составляет 164 человека. Прочие расходы в среднем на протяжении 2010-2015 годов не превышали 18% и были связаны с услугами в сфере аудита, информационных технологий и связи, охраны имущества, подготовки кадров, к ним же относятся расходы на оплату командировок, налогов, включаемых в себестоимость, почтово-телеграфные, канцелярские и другие затраты. Доля амортизационных отчислений за рассматриваемый период в среднем составляет 9%. На долю материальных расходов приходится в среднем 8%, и связаны они с содержанием транспорта, коммунальным обслуживанием, приобретением основных средств стоимостью до 40 тысяч рублей и прочими материальными затратами.
Считаете ли вы управленческие расходы организации оптимальными?
— Учитывая то, что сфера газораспределения является регулируемым видом деятельности, управленческие расходы являются оптимальными и на протяжении ряда лет не претерпели резких структурных изменений.
Каковы текущие зарплаты топ-менеджеров компании?
— «Газпром газораспределение Ставрополь» имеет право охранять свои интересы и интересы своих работников, согласованные с интересами других собственников и общества. Данная информация составляет коммерческую тайну компании и предоставляется при необходимости по запросу государственных ведомственных организаций и управляющей компании.
Есть ли в компании практика «золотых парашютов» для топ-менеджеров?
— В компании «Газпром газораспределение Ставрополь» компенсация, выплачиваемая руководителям в случае их увольнения (ухода в отставку по собственной инициативе в результате поглощения компании другой или смены собственника), не предусмотрена.
— Зарплата рядовых сотрудников тоже является коммерческой тайной?

— Согласно изменениям и дополнениям к отраслевому тарифному соглашению по газораспределительным организациям Ставропольского края на 2014–2016 годы,
которые были приняты на расширенном заседании комиссии по регулированию социально-трудовых отношений 10 июня 2015 года, тарифная ставка рабочего 1 разряда составляет - 7770 рублей. Фактический размер минимальной заработной платы на предприятии - 11 655 рублей.
Стоит ли перед компанией на этот год задача сокращения управленческих расходов?
— Среднегодовой показатель доли управленческих (условно-постоянных расходов) в структуре себестоимости услуг за последние годы составляет около 7%. Рост управленческих расходов как в абсолютных, так и относительных величинах связан прежде всего с общеинфляционными процессами в экономике. В ближайшей перспективе сокращение управленческих расходов не рассматривается.

»
Еще один «антигерой» Ставрополья с точки зрения уровня УР - Корпорация развития Северного Кавказа (КРСК), дочерняя структура Внешэкономбанка, созданная в 2010 году для оказания господдержки приоритетным инвестпроектам на территории СКФО. Портфель проектов с участием корпорации не отличается особой толщиной, но зато по итогам 2014 года КРСК умудрилась показать чистый убыток в размере 1,056 млрд рублей при выручке всего лишь 93,4 млн рублей. При этом управленческие расходы корпорации в 15 раз превысили себестоимость ее услуг. В годовом отчете КРСК не содержится ответ на вопрос, почему так произошло, но указывается, что основными причинами отрицательного финансового результата стали резервирование сомнительных долгов (83%), а также убыток 2014 года от хозяйственной деятельности (17%).

Не отличается скромностью в управленческих расходах и Корпорация развития Ставропольского края. В 2014 году УР этого госпредприятия составили 5,6 млн рублей при себестоимости услуг 33,2 млн рублей, то расходы на менеджмент составили порядка 17% себестоимости. При этом выручка Корпорации развития Ставрополья оказалась всего 8,7 млн рублей, а чистый убыток – 24,6 млн.
Впрочем, остальные ключевые госкомпании Ставропольского края, раскрывающие собственные показатели УР (в основном это структуры «Газпрома» и «Роснефти»), не отличаются чрезмерной долей УР в себестоимости (см. таблицу). Но в то же время и блестящая рентабельность – тоже явно не их конек.
Затратная химия и бережливое сельское хозяйство
Если же говорить о чисто коммерческом сегменте экономики Ставропольского края, то здесь традиционно высоки управленческие расходы у предприятий химической промышленности. В первой десятке крупнейших компаний Ставропольского края, имеющих наиболее высокую долю УР в себестоимости, эту отрасль представляют четыре организации – две структуры ГК «Арнест», ОАО «Невинномысский Азот» (ГК «ЕвроХим») и буденновский завод «Ставролен» (входит в структуру «ЛУКойла»). Правда, значительные управленческие расходы в данном случае компенсируются крупными объемами чистой прибыли, за значимым исключением «Ставролена», который большую часть 2014 года потратил на восстановление производства после масштабного пожара и в итоге зафиксировал чистый убыток в размере более 4,2 млрд рублей.
Наоборот, наиболее низкая доля УР в себестоимости характерна для двух отраслей экономики Ставрополья – торговли и АПК (см. таблицу). И если крупные торговые компании при невысоких управленческих расходах не отличаются значительной рентабельностью, то в сельском хозяйстве края присутствует ряд лидеров, имеющих одновременно отличные показатели рентабельности и низкие УР. Прежде всего в их числе следует назвать агрофирму «Золотая нива», входящую в ГК «Агрико».
Главный «антигерой» по доле УР в себестоимости среди частных предприятий Ставропольского края (см. таблицу) - печально известная компания «ЮгРосПродукт», которой принадлежит два крупных завода по производству стеклотары. В прошлом году они были остановлены из-за длительного конфликта с газовиками по поводу оплаты поставленного газа, компания оказалась под процедурой банкротства. Объем управленческих расходов погрязшего в судах предприятия в 2014 году вырос в 2,5 раза (в 2013 году он составлял порядка 185 млн рублей) и превысил выручку от продаж, которая, наоборот, снизилась за год более чем вдвое (с 1,059 млрд рублей).
Весьма высока доля управленческих расходов в себестоимости среди крупнейших компаний Ставрополья по итогам 2014 года - у Ставропольского винно-коньячного завода (СВКЗ), входящего в ГК «Алвиса» (ее бенефициаром считается депутат Госдумы от Дагестана Заур Аскендеров). В пятилетней динамике УР предприятия выросли почти вчетверо (с 61,1 до 225,4 млн рублей с 2010 по 2014 годы), тогда как выручка за этот же период увеличилась только в 2,2 раза, а объем чистой прибыли резко сократился. В 2010 году последний показатель у СВКЗ составлял 325,9 млн рублей, а в 2014 году завод получил всего лишь 12 млн рублей чистой прибыли. Проблемы предприятия в значительной степени носят административный характер. Известно, к примеру, что в начале прошлого года СВКЗ был вынужден останавливать производство из-за отсутствия акцизных марок.
В первую десятку компаний Ставропольского края по величине управленческих расходов также входит одно формально малое предприятие - ООО «Сеть», интернет-провайдер, работающий под брендом «Зеленая точка». В данном случае, как следует из пояснений компании (см. ниже), наращивание управленческих расходов стало следствием расширения бизнеса.
Управленческие расходы растут вместе с ростом абонентской базы
Сергей Новиков
Заместитель коммерческого директора компании
«Зеленая точка»
Считаете ли вы управленческие расходы организации оптимальными?
— Мы очень стараемся максимально эффективно распоряжаться имеющимися у нас ресурсами. Но управленческие расходы растут вместе с ростом абонентской базы и объема подключений, последние пару лет они держатся на одном уровне. В этом году, как и раньше, перед компанией стоит задача увеличения выручки, а это невозможно без некоторого увеличения расходов.
Какую часть в управленческих расходах компании составляют вознаграждения топ-менеджеров?
— Вознаграждения топ-менеджеров составляют незначительную часть управленческих расходов. В ставропольском филиале компании количество руководителей верхнего и среднего уровня суммарно составляет около 20% от общего числа сотрудников.
— Каков средний уровень зарплат по предприятию? Сколько получают сотрудники руководящих должностей и рядовые сотрудники?

— Мы не разглашаем уровень зарплат наших сотрудников. Однако хотелось бы заметить, что компания уделяет большое значение нематериальной мотивации, например, ценным подаркам для отличившихся сотрудников.
— Какие способы снижения управленческих расходов, на ваш взгляд, сегодня наиболее эффективны, помимо самого простого - сокращения персонала?
— Управленческие расходы легко раздуть и сложно снизить. Очень важно четко представлять, что действительно необходимо для достижения результата, и отказываться от неэффективных трат. Системы мотивации для сотрудников нужно разрабатывать таким образом, чтобы вклад каждого в общий результат был максимальным. Все, что можно автоматизировать, нужно автоматизировать, сокращая время, затрачиваемое сотрудником на повседневные операции. Это позволит наращивать объемы, не расширяя штат.
— Какова политика компании в части начисления бонусов топ-менеджерам?
— В нашей компании не практикуются «золотые парашюты». Практически весь топ-менеджмент компании сохранился с момента запуска проекта. Эти люди относятся к компании как к собственному детищу и максимально замотивированы на ее успех.

»
Наконец, следует отметить, что данные, приведенные в этом расследовании, нельзя считать полными – значительная часть предприятий Ставрополья просто не публикует информацию о своих управленческих расходах в открытых источниках. Например, из 52 крупнейших (с годовой выручкой от 2 млрд рублей) компаний края в системе «СПАРК-Интерфакс» соответствующие данные имеются только по половине предприятий. Поэтому за рамками расследования остались такие крупные структуры, как «Газпром межрегионгаз Ставрополь», МРСК Северного Кавказа, «Ставропольэнергосбыт» и другие.
Методология
Как мы добыли данные по управленческим расходам? Исследование управленческих расходов крупнейших компаний Ставропольского края проводилось на основании материалов справочной системы «СПАРК-Интерфакс». Под крупнейшими компаниями в данном случае имеются в виду все предприятия с годовой выручкой свыше 2 млрд рублей (новый критерий, утвержденный правительством РФ с начала прошлого года).

Поскольку данные за 2015 год в основной массе пока недоступны, исследование проводилось на материале 2014 года, по итогам которого в Ставропольском крае имелось 53 компании с выручкой более 2 млрд рублей. Для 27 из этих компаний, то есть ровно для половины, доступны данные об управленческих расходах, которые и стали основным материалом анализа. Отсутствие соответствующей информации по второй половине компаний, безусловно, не позволяет считать получившиеся результаты исчерпывающими, однако ключевые отрасли экономики Ставрополья (ТЭК, химпром, АПК) оказались представлены достаточно полно.
Made on
Tilda