Posted 31 декабря 2020,, 15:12

Published 31 декабря 2020,, 15:12

Modified 16 октября 2022,, 19:02

Updated 16 октября 2022,, 19:02

Что ждет нас после пандемии? Прогнозы ставропольских экспертов

Что ждет нас после пандемии? Прогнозы ставропольских экспертов

31 декабря 2020, 15:12
Фото: Медиахолдинг1Mi
Человечество спасается от коронавируса, бизнес терпит убытки и экстренно оцифровывается, из жизни уходят многие известные и просто близкие люди. Таким запомнится уходящий 2020 год. Что ждет нас в новом году? Об этом NewsTracker поговорил с экспертами.

Борьба с коронавирусом

Главный предмет ожиданий на будущий год — преодоление пандемии коронавируса. Основные надежды связаны с массовой вакцинацией. На сегодня разработано 11 типов вакцин по всему миру. В первую очередь прививочная кампания ориентирована на самые контактные слои населения: врачи, учителя, соцработники, водители.

«Если до осени удастся привить часть населения (а часть населения в любом случае переболеет), тогда, возможно, будет создан групповой иммунитет, примерно так же, как это произошло с гриппом», — прогнозирует академик РАН Александр Румянцев.

Ближайший рубеж ожидается весной будущего года. Тогда станет понятно, насколько эффективны вакцины, и вероятность нового локдауна и самоизоляции сойдет на нет, считает собеседник агентства.

«Сейчас инфекция неконтролируемая. До июня мы будем продолжать бороться с инфекцией. Может, после лета появится отдушина. Она связана с тем, что будут промышленно выпускаться самые разные вакцины. У нас к этому времени уже будет три, а может появятся еще вакцины, которые будут широко использоваться для населения», — отметил Румянцев.

Победа над коронавирусом будет означать разгрузку системы здравоохранения. Не только в России, по всему миру, это основная проблема, которую несет с собой любая пандемия. Медики самой разной квалификации отвлекаются от своей основной работы, чтобы вовремя диагностировать и лечить вирус. Это позволяет сдерживать распространение вирусного заболевания. Но в то же время люди с более тяжелыми заболеваниями лишаются квалифицированной помощи.

Налоговая нагрузка

Вместе с населением от коронавируса в уходящем году пострадал и бизнес. Изоляция в начале пандемии впервые оставила некоторые виды бизнеса без клиентов на длительный срок. Тяжелее всех пришлось торговле и сфере услуг. И миллиардные вливания из бюджета на поддержку бизнеса, социальные выплаты государство попытается возместить, считают эксперты. Но не напрямую. Власти давно стремились заглянуть в карман налогоплательщиков, и пандемия предоставила такую возможность.

«Все, что происходит сейчас на рынке финансов с точки зрения государства — это движение к максимальной прозрачности всех финансовых процессов в стране. Задача правительства пока не столько увеличить налоговую нагрузку (пока идет точечное и не сильное повышение в виде отмены ЕНВД и отказа от плоской шкалы налогообложения). Но все эксперты говорят, что движение будет исключительно в сторону увеличения нагрузки», — отметил руководитель АНО «Центр защиты бизнеса Ставропольского края» Сергей Владимиров.

История с резким увеличением налоговой нагрузки в новом году получит продолжение в будущем году. Малый бизнес, особенно в Ставропольском крае, уже столкнулся с серьезным повышением налогов. Следующими на очереди могут быть самозанятые.

«Уже появилась аналитика от госструктур о том, что самозанятые платят слишком мало налогов. Сейчас сравнительная статистика дает основания считать, что налоговая нагрузка у самозанятых якобы могла упасть до 7 раз в зависимости от отрасли. Учитывая, что произошло такое резкое послабление, через год или даже раньше государство решит работать с этим дополнительно. По крайней мере, самозанятые не платят ни в один фонд, а это минимум 40 тысяч рублей от каждого предпринимателя. Теоретически все самозанятые могли бы платить эти 40 тысяч рублей», — рассказал Владимиров.

Вывод, по его мнению, однозначный — налоговая нагрузка на предпринимателей в России будет только увеличиваться.

«Процесс идет и нет никаких причин думать, что он замедлится или пойдет в обратную сторону. В экономике все очень нехорошо, бюджет края и федерация недобирает огромные суммы. Поэтому ждем только увеличения налоговой нагрузки», — считает Владимиров.

Затяжные санкции

Проблем малому бизнесу в России доставит и общемировая политическая и экономическая ситуация. Цены на нефть скорее всего будут расти, несмотря на попытки США конкурировать с крупнейшими игроками (такими как Китай, Россия), считает сопредседатель регионального отделения «Опоры России» Павле Мрвалевич.

«Америка больше не может позволить себе конкурировать по правилам ВТО. Поскольку она мировая держава, она считает себя в праве диктовать условия. Она нарушает все правила ВТО и пытается это обосновать отравлениями наших деятелей. То есть она берет политические процессы, делает из них выводы и применяет экономические инструменты, которые вообще никак в ВТО не вписываются… В этих условиях будет развиваться санкционная история, потому что они успешно опробовали этот инструмент и продолжат попытки зарабатывать на этом», — считает Мрвалевич.

Зависимость мировой экономики от доллара, по его мнению, заставит мировое сообщество поддерживать санкционную политику США. В ответ Россия продолжит заниматься импортозамещением, развитием стратегических инфраструктурных проектов: строительство скоростной автомагистрали через Казахстан в Китай (совместно с европейскими странами, которые тоже строят свою часть дорожной сети), расширение БАМа и Транссиба.

«Россия себя обезопасила больше, чем другие страны — мы уходим от долларовой зависимости, уходим от нефтяной зависимости (у нас сельское хозяйство в прошлом году опередило поступления от нефти и газа — потому что было падение цен на газ и на нефть). Сейчас мы продолжаем укреплять сельское хозяйство», — отметил собеседник агентства.

Флагманом развития промышленного производства станет крупный бизнес, который на время оттеснит из повестки малое предпринимательство.

«Для малой экономики этот год будет достаточно сложный, потому что она в основном базируется на росте дохода населения. Когда крупные стратегические проекты заработают, будут созданы новые рабочие места, поднимутся зарплаты. И только потом будет расти малая экономика… Надежда есть. Если не будет серьезных политических рисков, не будет медико-биологических рисков, то сейчас у нас созданы очень неплохие стартовые условия, чтобы все это в России развивалось дальше», — прогнозирует Мрвалевич.

Внутренний демарш

Потрясения во внутренней политике России пока не так мощно сказываются на реальной жизни страны. Оппозиции приходится проявлять изобретательность, чтобы влиять на внутриполитическую повестку.

Одним из таких проектов стала система «Умное голосование». С 2018 года команда Алексея Навального пытается с ее помощью консолидировать голоса избирателей против «Единой России». Эффективность системы до сих пор вызывает споры.

«Считаю, что "умное голосование" изначально помогало так называемым государственным большим партиям и работало против оппозиции. Несмотря на то, что в некоторых субъектах (например, в Москве) умное голосование помогло и непарламентским партиям, в целом оно работало на "вторые" партии, в числе которых, например, ЛДПР и КПРФ. Политика этих партий существенно расходится с политикой автора "умного голосования" Алексея Навального», — считает координатор «Центра гражданских инициатив СКФО» Валерий Ледовской.

Умное голосование планируют применять и на будущих выборах в Госдуму России в сентябре. Аналитики ожидают сокращения числа парламентских партий. Поэтому у несистемной оппозиции шансов пройти в Госдуму «около нуля», отмечает Ледовской.

«Вероятно, либеральные партии столкнуться с трудностями, которые могут помешать даже их дальнейшему функционированию, не говоря уже о победе на выборах. Уже сейчас готовятся списки кандидатов от ЕР, среди которых такие персонажи, как певица Валерия… Госдума будет еще более формальным органом власти, чем сейчас… Кажется, что сильнее заморозить политический процесс невозможно, но средств для этого еще достаточно», — отметил собеседник агентства.

Протестной реакции от населения на крепнущий политический застой в России не ожидается. Но несогласие с жесткой внутренней политикой по отношению к инакомыслящим может вылиться в «гибридные формы протеста» — результатом может стать отток капитала либо уход предпринимателей в серую зону.

"