Posted 31 декабря 2019, 06:01
Published 31 декабря 2019, 06:01
Modified 16 октября 2022, 18:25
Updated 16 октября 2022, 18:25
Опрос депутатов показал, что правильного ответа нет до сих пор, и любой вариант остается неоднозначным. Одним важно неподдельное ощущение праздника с запахом живой ели, другие довольствуются пластиковыми деревьями. Но причины того или иного выбора у всех разные — удовольствие от детских воспоминаний, вопросы экологии и даже опасения за свою жизнь.
Так аргументировал свой выбор в пользу искусственного дерева заместитель председателя думы Ставропольского края Александр Кузьмин. Хотя четкой позиции в этом вопросе за долгие годы так и не сформулировал.
«У меня мнение такое — живую жалко, искусственная не очень хорошо. Поэтому я постоянно мечусь. Пока у меня лично стоит искусственная на сегодняшний день», — поделился Кузьмин.
Семья Кузьминых нашла компромисс. Вопрос о выборе елки уже несколько лет как закрыт — из года в год семья Кузьминых наряжает искусственную елку. Но без натурального елового запаха все-таки не обходится.
«У меня стоит уже несколько лет искусственная елка. И я беру веточку на базаре для запаха. Покупаю, знаете, когда отходы остаются», — отметил собеседник.
С одной стороны, дети уже выросли, один из сыновей депутата — уполномоченный по правам предпринимателей в Ставропольском крае. Поэтому особенного ощущения праздника создавать уже и не нужно, отметил Кузьмин.
С другой стороны, сам депутат признался, что ощущения праздника все-таки не хватает. Хотя отсутствие новогоднего драйва он связывает скорее с «испортившейся» погодой, чем с выбором новогодней елки.
«У меня абсолютно [присутствует] ощущение праздника. Только хотелось бы зимы. Я помню, в те времена далекие были другие погодные условия, зима была зимой, весна — весной, летом — летом. Я помню постоянно снег и мороз, столько снега было в Ставрополе. Мы в хоккей играли в центре, катались на санках. А сейчас посмотрите, что за окном, как будто мы в Африке живем какой-то. Ощущение праздника от этого чуть стирается», — посетовал Кузьмин.
Выбор в пользу искусственной елки делает и депутат фракции ЕР в думе Ставропольского края Анатолий Жданов. Но причины у него свои, более приземленные и тревожные.
Депутат рассказал, что его впечатлила передача телеканала «Рен-ТВ», из которой он узнал, что вместе с живым деревом в дом попадают насекомые и приживаются в теплых помещениях.
«Когда дети были маленькие, я, несмотря ни на что, как-то живые предпочитал, но потом возраст, думал об этом, а потом, когда показали по РЕН-ТВ эти моменты, что в елках в живых заводятся нехорошие вещи, которые потом отрицательно влияют на детей, аллергиков… После этого стали ставить искусственную, уже лет пять», — поделился Жданов.
Страшилку о вредоносных жуках с новогодних елок канал «Рен-ТВ» вспоминает ежегодно, вину журналисты перекладывают на европейских поставщиков, но используют из года в год одни и те же кадры с насекомыми.
Однако в конечном итоге живая елка или искусственная для праздничного настроения не важно, считает Жданов. Сбивает с толку только предпраздничная суета и поиск подарков, признался депутат.
«Абсолютно нет [не влияет на ощущение праздника]. Зависит от человека, как настроишь себя. [Настроение] суета сует, как говорится. Только вчера приехал поздно. Беготня — перед праздниками надо всем что-то подарить, что-то угодить», — отметил собеседник агентства.
Пока же семья Ждановых остается без елки, в предновогодней суете елку нарядить еще не успели.
Нарядить елку не успели и в семье самого пожилого депутата думы Ставропольского края, члена фракции КПРФ Ивана Богачева. Человек старой закалки, Богачев остается верен традициям.
«Само слово “живое” лучше, чем искусственное», — отметил депутат.
А справиться с угрызениями совести по поводу вырубки живых деревьев помогает аргумент о том, что новогодние елки выращены специально для праздника.
«Для этих целей же занимаются размножением. Выращивают специально, это же не в лесу вырубают, а специально питомники есть, где выращивают для этих целей», — отметил Богачев.
Не делать проблему из выбора елки рекомендует депутат фракции ЕР в думе Ставропольского края Николай Новопашин. Без особых угрызений совести из года в год он устанавливает живое дерево, хоть оно и создает дополнительные хлопоты.
«Живую взял на Верхнем рынке и поставил с детками. Будет осыпаться, волнуюсь. Собака у меня дома, я ее так люблю… Чтобы не наелась она этих колючек, переживаю», — поделился Новопашин.
В новогодних украшениях его также больше всего интересует практическая сторона вопроса. В доме Новопашиных накануне Нового года уже установили елку, но с игрушками возникли проблемы — дети воспользовались ими по-своему.
«Игрушки купил самые пластмассовые, самые дубовые, потому что детки маленькие у меня, они и их уже умудрились… Представьте себе, что могло бы быть со стеклянными, если они уже и пластмассовые расколотили. Играют в футбол с игрушками. Не знаю, что делать, борюсь. Сейчас борюсь со свечками. Потому что могут, мало того, что завалить, еще и поджечь», — поделился Новопашин.
Сомневающимся, какую елку выбрать, депутат рекомендует бросить эти раздумья и позаботиться о близких.
«Дурака они валяют и все. Мы столько вреда приносим друг другу каждый — семье, близким — своим поведением, поступками, нервами. Пусть подумают, как принести добро, улыбку людям. Просто это ханжество и концентрация внимания на том, на чем не нужно», — предложил Новопашин.
Вопрос о сохранении живых деревьев он считает для России неактуальным.
«Сегодня огромные территории стоят пустые. Да засадите их елочками. В России бороться за елочки это смешно. То же самое, как мне говорят “в России нет земли”. Я валяюсь. Одна треть земного шара. Вы че? Нет земли, воды, пушнины. Где это все? Где елочки, соболь? Раздавать должны вообще соболя, норку, шкурку и так далее. Ну вы че? Ну Россия самая богатая страна в мире. Смешно просто», — заявил депутат.
Член фракции ЛДПР Александр Сысоев решает этот вопрос по-своему. Выбирая живое дерево, он рассчитывает после праздников вернуть елку в естественную среду обитания, высадив ее на приусадебном участке. .
«С точки зрения сохранения [лесов], наверное, [правильный] путь, который сейчас все больше приветствуется — это елка с комом земли, чтобы потом ее высадить», — считает депутат. В своем доме он собирается установить именно такую елку.
Чтобы однозначно судить о том, что экологичнее, необходимы серьезные исследования. Искусственные деревья, хоть и заменяют собой живые, но их производство вредит экологии.
«Чтобы сделать искусственную елку, нужно вложить определенные трудозатраты и синтетические материалы, которые надо произвести, надо потратить ресурсы, в том числе органические. Я не видел расчетов, что экономичнее. Это неоднозначный вопрос. Поэтому я бы так не упрощал — кто покупает натуральную ель, тот губит природу, а тот кто покупает искусственную, тот природу спасает», — отметил Сысоев.
Его коллега Анатолий Жданов уже успел опробовать такую технологию и успел в ней разочароваться.
«У нас было такое, брали елочки, которые ставили, а потом ее высаживали, но они мало кто приживался, потому что с тепла в холод — так, баловство», — рассказал собеседник агентства.
Ставропольские экологи в этом вопросе непреклонны. Председатель регионального отделения общероссийской организации «Общественный экологический контроль России» Владимир Емельянов однозначно выбирает искусственное дерево. При этом он признает, что широко используемый пластик не экологичный заменитель живого дерева.
«Просто их рубить в том массовом количестве, в которых их рубят, я считаю, это неправильно. Можно придумать какой-то более экологичный, чем пластик», — отметил Емельянов.
В одном только Ставропольском крае, по приблизительным подсчетам Емельянова, специально для праздника могут вырубать около полумиллиона деревьев, которые потом никак не перерабатываются.
«У нас край не такого промышленного лесоразведения или рубки. В других регионах проще, там можно переработать - есть и дробилки, и билеты делают. Утилизация у нас не настолько хорошо организована», — отметил Емельянов.
Тем, кто выбирает живые ели, он, как и Сысоев, рекомендует покупать деревья с корнем, чтобы высаживать их на собственном участке.