Posted 31 августа 2021,, 14:52

Published 31 августа 2021,, 14:52

Modified 16 октября 2022,, 19:28

Updated 16 октября 2022,, 19:28

Распил общественного транспорта: можно ли «починить» без потерь автобусы Ставрополя

31 августа 2021, 14:52
Кто решил поделить деньги общественного транспорта Ставрополя и почему перевозчики могут остаться без работы с многомиллионными долгами – мнения выслушал корреспондент NewsTracker.

Напомним, что на прошлой неделе вышло постановление правительства Ставропольского края о закрытии пяти самых популярных в краевой столице маршрутах № 10 м, 12 м, 13 м, 14 м, 46 м в пользу осуществления перевозок по этим маршрутам единым перевозчиком по регулируемому тарифу и на автобусах разных классов.

ФАС ни при чем

То есть власти решили взять на себя ответственность по регулированию тарифов и качеству перевозок. Ранее у них не было таких прав. Перевозчик мог выводить на линии любые транспортные средства и самостоятельно устанавливать стоимость поездки, уведомляя власти о повышении цен. Планировалось, что данное постановление вступит в силу с 1 апреля 2022 года.

Однако такое решение может повлечь за собой ликвидацию десятков индивидуальных предпринимателей и увольнение порядка 250 водителей.

В связи с этим у перевозчиков, работающих на этих маршрутах, возникло много вопросов. Поэтому было принято решение провести рабочую встречу, на которой присутствовали заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Ставропольского края Борис Борисов, общественники и перевозчики.

По словам заместителя министра, такое решение было принято на основе выводов Федеральной антимонопольной службы и исследований правительства региона.

Однако водители не понимают, чем их маршруты отличаются от тех, которые власти планируют сохранить в нынешнем виде.

«Регулируемый тариф подразумевает субсидии и дотации. Но это будет нецелевое расходование средств. Это как минимум 40 миллионов на каждый маршрут, то есть пять маршрутов — это 200 миллионов из бюджета. При этом вы переводите в регулируемый тариф именно рентабельные маршруты. 17 мая я отправила в министерство письмо с сообщением, что я готова возить льготные категории граждан, но до сих пор не получила ответа», — заявила индивидуальная предпринимательница Чернова, у которой на линии выходят 25 маршруток.

Она напомнила, что перевозчики всегда согласовывали повышение цен на проезд со всеми ведомствами. Однако в этом году власти ополчились на них и запретили это делать. Но проверки прокуратуры и ФАС результатов не принесли. Хоть перевозчики в итоге и временно отказались от повышения цен, но не из-за грозящего наказания. Они уверены, что хотели повысить стоимость оправданно.

Нерентабельные маршруты

По ее мнению, на регулируемый тариф надо переводить нерентабельные маршруты, которые не окупаются и закрываются с целью сохранения.

«"Девятка" и "единица", которая вообще 3 сентября прекращает работу. Они давно не приносят прибыли. Но при этом у нас никто больше не связывает Северо-западный район с Селекционной улицей. Мы мониторили, читали и узнавали», — пояснила Чернова.

Перевозчики переживают, что по новым правилам они не смогут занять прежние места. Дело в том, что теперь на данные маршруты смогут выйти только те организации, которые полностью будут удовлетворять требования контракта, одно из них — единый перевозчик. А значит работать как сейчас, когда один маршрут могут обслуживать десятки перевозчиков с 2-3 маршрутками, уже не получится.

«Вы можете объединиться в товарищества и товариществом подать заявку на данный конкурс. Мы сейчас формируем техническое задание, где будет в том числе прописан класс транспортных средств. Министерством формируется общественный совет, на котором будет приниматься решение об утверждении этого технического задания. Они же будут принимать решение об оптимизации маршрутов — той же "единице", которая через несколько месяцев заработает в другой конфигурации, и такой же нерентабельной маршрутке №9д. У нас есть свои планы», — пояснил заместитель министра транспорта.

Нет полноценных исследований

Общественники тут же задались вопросом, как можно ознакомиться с планами и войти в общественный совет. По их мнению, именно самовольные решения власти, без помощи урбанистов и согласования с жителями города, приносят местным жителям большой вред.

Так, они отметили, что сложно принимать правильные решения о работе общественного транспорта, когда принимающий решение передвигается по городу на личном авто с водителем и не видит большинства проблем. Именно поэтому в Ставрополе не так давно отменили выделенные линии для общественного транспорта. Власти казалось, что это избавит город от пробок, но на самом деле только ухудшило ситуацию. Также в городе нет отстойных площадок, из-за чего автобусы и маршрутки водителям и перевозчикам приходится бросать на ночь где попало.

По словам активистки общественного движения «Ставрополь — город для жизни» Лады Дубининой, в городе не было проведено полноценное исследование трафика, не делали полноценное транспортное моделирование.

«Современные компьютерные технологии позволяют все просчитать, изучить пассажиропоток и понять, как лучше действовать. Может нашу транспортную сеть вообще нужно перестроить. У нас много конкуренции на маршрутах из-за того, что они совпадают», — пояснила Дубинина.

Член Общественной палаты Ставропольского края Юрий Фунда вспоминает, что бывший мэр города Ставрополя Андрей Джатдоев, когда решил заняться проблемой общественного транспорта, собирал еженедельные совещания, но после его смерти снова все застопорилось.

«При разработке маршрутной сети нужно понимать, что целиком она не будет прибыльной никогда. Всегда будут такие маршруты, которые невыгодны. А предприниматель не может работать в минус. При этом общественный транспорт — это социальная функция, поэтому ее необходимо поддерживать», — пояснил Фунда.

Передел власти

При этом, по словам заместителя министра транспорта, с момента перехода общественного транспорта в ведомство министерства, сотрудники ежедневно мониторят выход авто на линию.

«Сколько у нас с февраля месяца коллапсов было. Заявляется одно количество автобусов и маршруток на линии, а по факту совсем другое. Единичные маршруты работают в вечернее время. Ежедневно мне приходят 15-20 жалоб по городу Ставрополю. Жители обеспокоены нестабильной работой общественного транспорта. Горожане считают, что давно пора вернуть МУПы», — заявил Борисов.

Перевозчики объяснили, что единицы из существующих предпринимателей пойдут на эти конкурсы, так как надо иметь большую смелость, чтобы при такой нестабильной ситуации влезать в неподъемные лизинги, так как скорее всего для участия в данном конкурсе придется полностью закупать новый подвижной состав.

Тем более, что никто не дает гарантий их победы. И даже если перевозчик найдет возможность взять в лизинг нужное количество автобусов для конкурса, он может проиграть конкурс и останется наедине со своими многомиллионными долгами.

Многомиллионные долги без гарантий

Перевозчики заявили, что единственный вариант все исправить — это отмена постановления и обращение в прокуратуру.

Еще один присутствующий на встрече перевозчик, частично обслуживающий 14-й маршрут, напомнил, что, когда общественный транспорт переходил из городского комитета в министерство, им обещали, что никаких изменений не планируется.

«Нам говорили, чтобы мы работали, как работаем, что никаких изменений не будет. Мы ходим на собрания и не пропустили бы такую важную информацию. Мы обновляли транспорт в кредит по мере сил и возможностей. У нас со времени перехода нет ни одного нарушения, все работаем от и до. Только у меня 4,5 миллиона рублей кредитов, и это еще не самый большой долг. И тут случайно всплыла информация о новом постановлении. И я не знаю, как я дальше буду существовать. С 1 апреля мои автобусы не смогут пройти на конкурс, кредиты я за них выплачивать не смогу», — посетовал собеседник.

По его словам, в других городах перевозчиков оповещали об изменениях за 2 года. За это время можно было бы и подготовиться к новым условиям и выплатить кредиты, чтобы уйти из сферы перевозок.

В Ставрополе же на переход дали всего 180 дней. Пока еще можно как-то изменить ситуацию, но не отменяя постановление, а внося в него изменения. Для этого необходимо разработать конкретные решения сложившейся проблемы.

"