Posted 31 января 2022, 16:13
Published 31 января 2022, 16:13
Modified 16 октября 2022, 19:12
Updated 16 октября 2022, 19:12
Официальная точка зрения
В понедельник заместитель министра дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края Борис Борисов вышел на встречу с журналистами, где подвел итоги конкурса по розыгрышу 25 автобусных маршрутов города Ставрополя, результаты которого стали известны на прошлой неделе.
Борисов рассказал, что конкурс позволил не просто перезаключить контракты и выдать свидетельства на осуществление пассажирских перевозок, но и прописать в условиях важные моменты предоставления услуги. Теперь новые перевозчики обязаны будут выводить на линии ежедневно строго определенное количество транспортных средств, не старше определенного возраста, с кондиционерами, низкими полами и кассами для бесконтактной оплаты.
Однако признался, что все почти сразу пошло не по плану, потому что у перевозчиков, «взявших» маршруты, оказалось недостаточно водителей, и Миндор предупредил о возможном транспортном коллапсе, который власти будут пытаться решить усилением маршрутов на действующих контрактах и троллейбусами.
Дело в том, что конкурс провели 26 января, а действующие лицензии истекают 31 января, при том, что новый перевозчик имеет 90 дней на то, чтобы обеспечить условия своей заявки. То есть ближайшие три месяца в Ставрополе никак не будет контролироваться почти половина из возможных маршрутов.
При этом Борисов отметил, что все победители подтвердили наличие у них автобусов в заявленном количестве и заявленного качества.
Он добавил, что больше половины заявок были отклонены из-за неполной информации об истории ДТП, и теперь отклоненные перевозчики пытаются саботировать итоги конкурса, обращаясь в Управление федеральной антимонопольной службы, прокуратуру и Арбитражный суд.
Мнение общественников
NewsTracker пообщался с общественником, экспертом АНО «Города за здравый смысл» Андреем Черняковым, который рассказал, что согласно заявкам перевозчиков, ситуация должна измениться в лучшую сторону на 10 маршрутах из 24 (прим. один маршрут остался не разыгранным).
«Не так много, как хотелось бы, но прослеживается тенденция к положительным изменениям. Мы же продолжим настаивать на необходимости комплексного подхода к общественному транспорту и реформированию всей сети. Сейчас перевозчики должны будут подтвердить наличие у них заявленной техники — без этого, по закону, свидетельства им не выдадут», — рассказал Черняков.
Он добавил, что общественники теперь будут активно следить за соблюдением графика работы каждого маршрута и расскажут, как правильно и куда писать жалобы на несоблюдение расписания и другие нарушения.
Руководитель «Городов» Станислав Киреев также пообщался с NewsTracker и пояснил, что перевозчики, которые до этого пользовались свидетельствами, выданными пять лет назад администрацией города Ставрополя, считали, что раз они отработали срок, то с ними должны были заключить контракт без проведения конкурсных процедур.
«Но пять лет назад они получили свои свидетельства не в справедливом конкурсе, поэтому их нельзя было просто продлевать. Тогда перевозчики обратились в УФАС с жалобой, что некоторые критерии конкурсной документации не соответствуют законодательству», — рассказал Киреев.
Он пояснил, что при поступлении жалобы в УФАС конкурс приостанавливается до рассмотрения жалобы по существу. Поэтому УФАС собирала комиссию и приостанавливала конкурс — это законная техническая процедура. Но УФАС нарушений не нашел и возобновил конкурсную процедуру.
Взгляд изнутри
На встречу с NewsTracker собрались и председатели простых товариществ маршрутов, которые рассказали, как выглядит вся эта ситуация изнутри.
Они сообщили, что, обслуживая свои маршруты по ранее действующим свидетельствам, закупали обновленный транспорт, который бы подходил под условия новых контрактов, из-за чего влезли в серьезные кредиты, выполняя все условия конкурсной процедуры.
Однако их заявки были отклонены или не смогли занять первые места.
Перевозчики пояснили, что формально их заявки действительно отклонили из-за справки из ГИБДД, но по факту вины перевозчиков тут нет.
«Исполнитель ГИБДД, который готовил нам справки, неправильно сформулировал текст. В некоторых справках написано что ИП с указанием ИНН не совершило ДТП, а нам почему-то выдали, что ИП также с указанием ИНН ИП, но почему-то в лице генерального директора. То есть ГИБДД проверяли по ИНН — все правильно, но в справке зачем-то указали „в лице гендиректора“. При этом мы подавали совершенно одинаковые заявки, и перед ГИБДД не стояло задачи сделать документ по конкретному образцу, то есть они могли выдать этот документ в свободной форме», — рассказали перевозчики.
Дошло до того, что у некоторых предпринимателей на руках было две справки, выданных по одной заявке, но в одной стояли неверные сроки, а во второй — во главу угла выводилось лицо гендиректора. Две справки на руках — обе неверные.
Масла в огонь подливали сжатые сроки. На подготовку заявок был дан месяц, но почти половину этого месяца были новогодние каникулы, из-за чего некоторые перевозчики получили свои справки в день проведения розыгрыша и возможности переделать документ у них просто физически не было.
Что же касается обращения в суд, то по словам собеседников, в мае Миндор уже продлевал свидетельства по нескольким маршрутам без конкурса и доказал в арбитражном суде, что эти действия были законными, а теперь опровергает свои доводы и определение суда, отказывая в продлении свидетельства без конкурса.
И все это не говоря о том, что документ планирования конкурса должен был быть выдан за 180 дней до конкурса, чтобы перевозчики могли подготовиться, но сделано это не было, как и не было проведено исследование пассажиропотока. В итоге Миндор на свое усмотрение мог на треть сократить количество автобусов на линии.
Спорные победы
При этом собеседники отметили, что перевозчик, который ранее обслуживал маршрут № 48, на котором в августе прошлого года произошло ДТП с летальным исходом, каким-то образом и справку об отсутствии ДТП получил, и в конкурсе победу одержало.
Еще одно ИП, имея долг в 14 миллионов, просто сменило название и тоже спокойно выиграло в конкурсе. Вообще, по мнению собеседников, в списке победителей прослеживается аффилированность. И если проследить все родственные связи и совпадения имен учредителей, можно заметить, что практически все эти маршруты поделили между собой две «организации».
Другая спорная победа досталась перевозчику, который уже выиграл подобный конкурс ранее, но за два с лишним месяца так и не закупил нужное количество автобусов, то есть по факту уже некачественно выполнил условия договора. Хотя придираться к нему Миндор пока не может — не вышел срок исполнения обязательств.
И несмотря на то, что Миндор отчитался, что наличие автобусов перевозчики уже подтвердили и жалуются лишь на нехватку водителей, проигравшие конкурс рассказали, что это не так.
«Нас не просто приглашают на работу, нас берут в аренду, но за эту аренду мы должны платить. То есть сейчас победители требуют, чтобы мы на своих машинах, закрыв свои ИП, выходили на свои же маршруты под их именем и еще и платили им по 15-20 тысяч ежемесячно за каждый автобус. А если наши автобусы не соответствуют поданной им заявке, то мы еще и обязаны за свой счет обновить автобус», — рассказали предприниматели.
Получается, что с каждого маршрута новый перевозчик будет получать по 600 тысяч рублей только с водителей. Пока же, как известно старым перевозчикам, на некоторые маршруты нашли по 5-10 автомобилей вместо 30-40, а на некоторые маршруты до сих пор нет ни одного найденного автобуса.
«И мы возвращаемся к тому, что у нас сегодня последний день действия свидетельств, новые перевозчики сидят без автобусов, Миндор пока не может им ничего предъявить, как и выдать свидетельства, так как УФАС снова приостанавливает процедуру, и завтра в Ставрополе практически не будет общественного транспорта. А мы не можем выйти без свидетельства, так как это может обернуться штрафом от 200 тысяч рублей», — пояснили собеседники.