Posted 31 января 2019,, 11:27

Published 31 января 2019,, 11:27

Modified 16 октября 2022,, 18:05

Updated 16 октября 2022,, 18:05

Почему в школьных столовых на Ставрополье так плохо кормят?

31 января 2019, 11:27
Система школьного питания медленно меняется — школы избавляются от кухни и закупают готовые обеды у пищевых комбинатов. Выбором подрядчиков занимаются муниципалитеты, и это подходящая почва для коррупции и сговоров. Кто кормит детей и почему школьные обеды часто вызывают отвращение, разбирался NewsTracker.

Школьники недовольны

Тенденция отказа от услуг школьных поваров уже наметилась в СКФО, считает председатель межрегионального общественного движения «Родительский комитет» в СКФО Кира Моисеева. Однако на Ставрополье детей кормят по старой схеме — продукты заказывают у местных производителей и готовят в школьных столовых, как пояснила замминистра образования Ставропольского края Галины Зубенко.

От школьных поваров отказываются только в крайнем случае. Так произошло в пятигорской школе №5. В прошлом году ученик заснял, как в школьной столовой порции в тарелки кладут голыми руками. Автор видео утверждает, что в обедах здесь нередко находили волосы. После публикации видео в соцсетях в школе провели проверку и уволили повара.

На некачественные обеды ставропольские родители жалуются часто, и еще чаще на то, что обеды несытные, рассказывает председатель межрегионального общественного движения «Родительский комитет» в СКФО Кира Моисеева. И это неудивительно, ведь стоимость порций для учеников начальных классов, оплачиваемых из бюджета, на Ставрополье обычно колеблется около 50 рублей, отметила Моисеева. Для сравнения, в соседнем Краснодарском крае порции для младших школьников стоят 150-170 рублей, добавил собеседница агентства.

«Питание оставляет желать лучшего. На те деньги, которые выделяются, я думаю, вполне можно кормить нормально детей… Запеканка, которая не запеканка (не знаю, что там вместо творога). Первое, по словам родителей, это просто баланда. Не особо наедаются дети — через 40 минут как будто и не ел, то есть малокалорийная пища», — рассказала Моисеева о самых частых жалобах, которые получает «Родительский комитет».

Жалобы на качество или количество еды, по ее словам, поступали из каждого города на Ставрополье. Но так происходит не везде.

«Некоторые в Минводах хвалят, говорят, хорошо, вкусно. В пятигорской школе, разговаривала с мамой, у нее первоклассник — говорит, “у меня ребенок скоро как шарик будет”. Это булочки, пиццы, хлебные котлеты. Думаю, человеческий фактор директора, заведующего столовой имеет значение», — считает Моисеева.

Классовая борьба

В современной столовой, по словам Моисеевой, ребенок получил возможность быть разборчивым в еде. Проблема только в том, что в отдельных школах обязанности по ежедневному составлению такого пестрого индивидуального меню ложатся на плечи учителей, которые и без того перегружены работой.

«Учителя жалуются: “Образовательный процесс на нас, и мы еще работаем официантами у наших детей”. В плане того, что они составляют список — что же сегодня этот ребенок хочет. Он хочет пиццу, он хочет что-то, что родители ему запрещают, а он здесь имеет возможность купить. Учителя составляют списки, идут в столовую, все это заказывают», — пояснила Моисеева.

Но такое разнообразие и бесплатные обеды, которые положены только детям из малоимущих семей, создают благодатную почву для разнообразных конфликтов.

«Детей малоимущих кормят, а других не кормят. И у них начинается: те думают “мы самые бедные”, а эти думают “мы себе можем позволить”», — отметила председатель «Родительского комитета».

Давние партнеры

Мониторинг закупок в школах Ставрополя показал, что ниша школьных обедов контролируется одними и теми же поставщиками. Почти все школы города обслуживают два индивидуальных предпринимателя: Надежда Звягина и Валерий Карпачев.

Оба предприятия нарушают санитарные нормы. Нарушения на обоих предприятиях в последний раз выявляли в прошлом году. Претензии к организации технологического процесса на предприятии Карпачева возникали у Роспотребнадзора. Звягиной претензии по безопасности продукции предъявляла краевая ветеринарная служба.

При этом оба предприятия, зарегистрированные как ИП, получают очень дорогостоящие контракты. В последние годы контракты со школами приносят Карпачеву более 50 миллионов рублей ежегодно. Годовые доходы Звягиной колеблются около 30 миллионов рублей.

Согласно данным о закупках, предприниматели занимаются этим давно, не меньше 5 лет, и пользуются одинаковой схемой для выгрыша в тендере. На многие тендеры, в которых участвует Звягина, в качестве конкурента заявляется принадлежащая ей фирма ООО «Атлантис». Обычно последняя проигрывает, и контракт получает Звягина – индивидуальный предприниматель. И только изредка тендеры достаются «Атлантису».

Похожей схемой пользуется и Карпачев. Чаще всего на торгах он оказывается единственным кандидатом в подрядчики либо конкурирует с одним и тем же ИП Еленой Недобугой — предпринимателем, зарегистрированным в Иркутской области, который последние 5 лет участвовал исключительно в закупках на Ставрополье. Такая замкнутость рынка привела к тому, что порции могут стоить всего лишь около 30 рублей.

"