Posted 30 октября 2021,, 09:44

Published 30 октября 2021,, 09:44

Modified 16 октября 2022,, 19:29

Updated 16 октября 2022,, 19:29

Ремонт трассы «ухудшил жизнь»: почему в КБР игнорируют жалобы жителей села Куба-Таба

30 октября 2021, 09:44
Жители села Куба-Таба жалуются на неудобства из-за ремонта федеральной трассы уже более полугода. Однако, по их словам, ситуация не решается. Корреспондент Newstracker попытался разобраться, что именно не устраивает сельчан и планируют ли власти что-то с этим делать.

В марте глава регионального исполкома ОНФ в Кабардино-Балкарской Республике Евгений Бакаев рассказал Newstracker, что в сельском поселении Куба-Таба не могли перевести скот через дорогу, потому что не было скотопрогона, и столкнулись с другими трудностями.

Спустя восемь месяцев после этого в редакцию обратилась Залина Семенова, родители которой проживают в селении. Она рассказала, что жители по-прежнему страдают из-за последствий ремонта трассы: отсутствия выездов и прохода к пастбищу. По словам собеседницы, минимум 200 человек могут поставить подписи под жалобами, которые планируют направлять в различные инстанции для решения проблемы.

Newstracker также обратился за комментарием к ФКУ УПРДОР «Кавказ» и получил ответ за подписью главного инженера Виталия Гулакова.

«Капитальный ремонт автомобильной дороги P-217 „Кавказ“ на участке с 413+000 по 423+100 реализован с октября 2019 по май 2021 года. Обращаем внимание, что расширение участка с двух до четырех полос завершено досрочно — на полгода», — говорится в тексте. Отмечается, что сейчас там в рамках обустройства автомобильных дорог устраивают тросовое ограждение по оси дороги для исключения лобовых столкновений.

На сайте госзакупок говорится, что стоимость контракта составила 1,18 миллиарда рублей, его исполнителем стало ООО «Главдорстрой», зарегистрированное в Чеченской республике. Однако там же отмечается, что контракт все еще находится в стадии исполнения. Неисполненным отмечен этап, который должны были завершить до конца 2020 года.

Почему коровы ломают ноги

По словам Залины Семеновой, во время ремонта жители говорили «начальникам», которые приезжали на место, о неудобствах из-за ремонта. «Жалуйтесь, пишите. Нам дали план. Мы выполнили работы по плану», — процитировала собеседница их ответ.

Первым важным моментом она назвала то, что теперь через федеральную трассу нельзя переводить животных, а пастбище находится по другую сторону дороги от села. «Чтобы коров прогнать на пастбище, жителям надо их до конца села пешком провести», — рассказала она.

По словам собеседницы, сейчас животных прогоняют под мостом. «Вообще, это канава для стока воды. От безысходности жители вынуждены были снести одну часть стены и через нее перегонять скотину. Как вы видите, не смотря на то, что несколько дней погода держалась теплой, и земля должна была высохнуть..... под мостом наблюдается грязь, в которой периодически застревает скот и ломает ноги», — сообщила Семенова.

Она рассказала, что один из жителей села пытался засыпать грязь щебенью, чтобы как-то улучшить проход для своей скотины. «А когда идут дожди проливные, вся вода, которая стекает с гор, протекает через эту канаву. И скотина, естественно, не может пройти», — сообщила собеседница.

Глава села придумал прогон?

Глава сельского поселения Куба-Таба Азамат Кясов рассказал корреспонденту Newstracker, что в селе есть два пастбищных угодия. «Одно — в конце села, там скотопрогон не нужен, второе — напротив, через федеральную дорогу. Первый — для нижней части села, второй — для средней и верхней части», — сообщил он.

По словам главы Кясова, летом, после ремонта, ко второму пастбищу сделали временный скотопрогон. «Даже легче стало, на „федералку“ коровы не выходят», — добавил он. Кясов рассказал, что ориентировочно в 2024 году будет проходить расширение мостов. «Мы написали в ФКУ УПРДОР „Кавказ“ через районную администрацию письмо. Чтобы, когда будет расширение мостов, включили туда расширение селеотвода и увеличение скотопрогона», — сообщил он.

Глава отметил, что Куба-Таба — небольшое село, где почти все друг друга знают. «У меня у самого 10 голов дойных, я заинтересован в пастбищных угодьях, в скотопрогоне. Когда возникают вопросы какие-то — где-то разровнять, где-то подсыпку сделать, — то мы решаем это», — заверил собеседник. Кясов предложил вместе с активистами проехать по селу и обсудить их замечания.

Он предположил, что обратившиеся люди хотят, чтобы «все сделали за них». «У нас есть и такие, у которых крыша течет, и они думают, что шифер должны переместить или вы, или я. Но такого тоже не бывает», — добавил он.

Однако наличие второго пастбища вызывает вопросы у обратившийся Залины Семеновой. «Со стороны села везде все частное, сады. Никто не разрешит на своей территории устраивать пастбище. Кто вам это сказал? Глава администрации села? Пусть, пожалуйста, соберет своих односельчан и покажет нам это место. О существовании второго пастбища знает только один он», — сообщила она.

По словам Семеновой, жители обращались к главе поселения. «Он нас не услышал, наши просьбы, наши требования во внимание не поставил. И поэтому мы уже решили обратиться в другие места», — сообщила она.

По данным собеседницы, будут расширять мост, под которым скотопрогон и проходит. «А как же жильцы, которые живут в конце села? Они же не могут через все село прогонять свой скот, чтобы через этот скотопрогон пройти. Минимум должен быть в двух местах или один посередине», — считает она.

Забыли про прогон

В ответе на запрос ФКУ УПРДОР «Кавказ» говорится, что при разработке проектной документации подрядчик согласовывал проектные решения с администрацией поселения. «Каких-либо писем и обращений по поводу устройства скотопрогона не поступало. На въезде и выезде из поселения на расстоянии менее трех километров расположены два моста, выполняющих функции скотопрогона. Осуществлять перегон скота на пастбища через дорогу с четырьмя полосами движения напротив каждого частного домовладения не представляется возможным», — говорится в тексте.

Залина Семенова пояснила корреспонденту, что под вторым мостом прогонять скотину невозможно. «Он не функционален. Через него ты должен прогнать скотину до места пастбища, а оно одно, в начале села. Это сделать невозможно вдоль дороги, которую отремонтировали, все позакрывали: где заправка, где частное владение. У нас коровы летать не умеют, они не могут перелететь через все эти препятствия. Все эти нюансы никто не предусмотрел, людей просто поставили перед фактом», — рассказала собеседница.

Что касается согласования с администрацией, то в этом усомнился глава поселения. »Когда эти вопросы возникли, мы спрашивали, а кто согласовывал с нами. Это должно было происходить либо в 2015, либо в 2016 году, тогда глава поселения был другой. Но я, если честно, сомневаюсь, что он это согласовал. У него тоже была скотина, он тоже заинтересован был», — отметил Азамат Кясов. По его словам, в селе 200 голов скотины. «Какой глава села скажет, чтобы все перекрыли? Такого главу я не знаю. Может, и есть такие, но не у нас, у нас у всех есть скотина, которая выгоняется уже 15-20 лет», — заключил собеседник.

Претензии к проездам

Второй вопрос, на который жалуются жители — отсутствие съездов в село. «Въезд со стороны Нальчика возможен, но выехать из села в сторону Нальчика жильцы не могут. Им для этого надо теперь выехать на трассу, проехать три километра в сторону Пятигорска, развернуться на светофоре, на котором не предусмотрен разворот», — сообщила Залина Семенова.

По ее словам, в село возможно заехать только на втором въезде, где-нибудь развернуть свой автомобиль и выехать обратно на трассу в сторону Нальчика. «Это лишние шесть километров вынужденного проезда, вынужденной траты бензина и времени», — рассказала она.

Собеседница пояснила, что теперь минимум 20 минут будет терять скорая помощь. «И у жильцов, которые ежедневно должны ездить то в город, то из города, то в садик, то в школу, нет возможности разворачиваться на трассе. Все передвижения перенеслись во внутрь села, вариантов нет по-другому передвигаться. А в селе дорога ужасная, перебитая, асфальта нормального нет, можно застрять», — сообщила она.

В ответе на запрос ФКУ УПРДОР «Кавказ» говорится, что улица в сельском поселении Куба-Таба расположена слева от федеральной автодороги P-217 «Кавказ», которая является внутриквартальным проездом, обеспечивающим доступ к частному сектору.

«В рамках капитального ремонта организованы безопасные съезды (развороты), основные улицы поселения со светофорным регулированием. Также для безопасности и удобства пешеходов устроены новые автобусные остановки с тротуарами по всей протяженности населенного пункта и пешеходными переходами со светофорами с кнопкой вызова. Дальнейшее передвижение автомобилистов и пешеходов за полосой отвода автомобильной дороги по территории поселения находится в ведомстве муниципалитета», — сообщается в ответе.

Все с ними хорошо?

Глава сельского поселения Куба-Таба Азамат Кясов предположил, что в редакцию обратились жители улицы Октябрьской, которая находится рядом с федеральной трассой. «Я живу по улице Набережной, и мы как выезжали 25 лет назад, так и выезжаем», — сообщил он.

По словам главы, если скорая будет ехать с Куркужина, а именно там находится ближайшая, то она сразу заедет в село и дальше может повернуть направо — это верхняя часть Октябрьской улицы, налево — нижняя часть. «Но если по самой „федералке“ будет ехать от Пятигорска в сторону Баксана, то тогда она может сделать разворот в начале села со стороны Пятигорска», — отметил собеседник.

По его словам, когда этот ремонт заканчивали, к нему поступали письменные заявления с просьбой разобраться с въездами, после этого на месте прошла встреча с министром транспорта республики. «Там был вопрос о дополнительных заездах, гравийной отсыпке, (ее сделали, добавили газон), перегона скота и Октябрьской улицы в общем. Вроде бы, уладили эти вопросы. Это минимум 4-5 месяцев прошло», — рассказал руководитель администрации.

Что касается дорог, то сейчас главная асфальтированная улица Советская раскопана из-за ремонта водопроводной линии. По словам главы, она является региональной, в 2022 году должен пройти полный ремонт асфальтового покрытия с освещением. «Собственные дороги наши я бы не сказал, что такие убитые. Да, есть места, где надо подсыпку еще больше сделать. Но мы в начале и в конце года, как можем, так делаем», — сообщил он.

«Сотрудничество» с общественностью

В ответе на запрос ФКУ УПРДОР «Кавказ» говорится, что обустройство автодороги направлено исключительно на обеспечение безопасности участников дорожного движения. «А не на экономическую выгоду жителей поселка, которые долгие годы занимались торговлей на оживленном участке трассы перед своими домовладениями. При этом сообщаем, что обращения граждан, полученные в ходе капитального ремонта, рассматривались и отрабатывались совместно с представителями ОНФ, администрации района и поселения, Министерства транспорта и дорожного хозяйства КБР», — сообщается в тексте.

При этом в ОНФ также говорят о проблеме с отсутствием скотопрогона. Глава регионального исполкома ОНФ в Кабардино-Балкарской Республике Евгений Бакаев сообщил, что неоднократно обращался по этому поводу в ФКУ УПРДОР «Кавказ».

«В апреле нам прислали ответ. Там говорится, что тогда не было согласование проведено, сейчас делайте за свой счет. Это издевательство», — отметил он.

Бакаев не разделил обеспокоенность жителей из-за поворота в сторону Нальчика. «Я сам видел, как там эти лихачи поворачивали, и тем самым они подвергают опасности множество автолюбителей. Здесь я с жителями не согласен. Это сделано для улучшения безопасности, а они хотят, как было раньше: куда захотел — туда и повернул», — отметил он.

Кроме этого, он рассказал о состоянии дорог в самом поселении. «Мы весной проводили импровизированный круглый стол с министром транспорта и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарии Асланом Дышековым. Соответственно, он выезжал на место с представителями УПРДОР «Кавказ», правда, он давал такие обещания, мол, все село чуть ли не будет заасфальтировано. В итоге, как я понял, там ничего не сделано особо, может быть, разровняли какие-то дороги. Но параллельно эта работа не ведется со стороны ФКУ УПРДОР «Кавказ «и регионального министерства транспорта, муниципальных властей. Внутренние проезды, может быть, в нормативном, но не в очень хорошем состоянии», — сообщил Бакаев.

"