Posted 30 августа 2021,, 08:07

Published 30 августа 2021,, 08:07

Modified 16 октября 2022,, 19:26

Updated 16 октября 2022,, 19:26

Фабрика наркодилеров: как ставропольские силовики помогают настоящим наркоторговцам

30 августа 2021, 08:07
Сфабрикованные дела о торговле наркотиками не только ломают судьбы невинных, но и помогают настоящим наркодилерам. В Ставрополе уже четвертый год расследуется уголовное дело, в котором все обвинение построено на анонимном доносе. NewsTracker узнал подробности.

В Ставрополе уже четвертый год продолжается процесс по делу Константина Верхотурова, которого обвиняют в покушении на незаконный сбыт наркотических средств, совершенный с использованием информационно-телекоммуникационных сетей организованной группой в особо крупном размере. По версии обвинения, Верхотуров в неустановленное время при неустановленных обстоятельствах приобрел интернет-магазин, с помощью которого незаконно сбывал наркотики бесконтактным способом. При этом никаких доказательств в подтверждение приобретения магазина и доказательств его вины обвинением так и не было предоставлено, кроме показаний «секретного» свидетеля, которые ничем не подтверждаются. NewsTracker узнал детали еще одного дела о наркотиках, которое может быть сфабрикованным.

Задержание в аэропорту

В начале августа 2018 года в аэропорту «Внуково» в Москве был задержан прилетевший рейсом из Турции житель Ставрополя Константин Верхотуров. На вопросы молодого человека оперативники ничего не ответили. После нескольких часов ожидания без адвоката и каких-либо объяснений Константина отправили под конвоем в Ставрополь.

Из аэропорта Ставрополя молодого человека – снова без объяснений – увезли в отдел Управления по контролю за оборотом наркотиков (УНК) ГУ МВД России, где всю ночь с ним беседовали без адвоката. Только на следующий день, когда в отношении Верхотурова избиралась мера пресечения, ему сказали, что его подозревают в создании организованной преступной группы и распространении наркотиков через интернет. Последующие три года Верхотуров проведет в СИЗО, безуспешно пытаясь доказать, что не имеет никакого отношения к предъявленным обвинениям, а дело против него – очередная попытка полиции заработать погоны и поощрения за поимку «особо опасной банды наркодилеров».

Более того, согласно доказательствам, которые за это время смогла собрать защита, действия следователя могли быть направлены в совершенно противоположную сторону: пытаясь представить Верхотурова виновным, Главное следственное управление ГУ МВД России по Ставропольскому краю и УНК по Ставрополю совместными усилиями все это время прикрывали настоящих наркодилеров, которые и сейчас продолжают открыто торговать запрещенными веществами по всему Ставропольскому краю. И вот как это произошло.

Фальсификация доказательств

Уголовное дело против Константина Верхотурова, как и последующее обвинение, строилось на показаниях одного засекреченного свидетеля. В деле он фигурирует под именем «Кирилл Соболев». Однако в судебном заседании при допросе Верхотуров опознал в нем по голосу своего друга детства Павла Мироненко, с которым они вместе отдыхали в Турции. Именно после этой поездки молодого человека и задержали в Москве.

Мироненко-Соболев, по данным защитника Верхотурова, задолжал Константину крупную сумму. А когда его самого задержали сотрудники полиции по подозрению в причастности к незаконному обороту наркотиков, он им и сообщил, что не он, а его друг распространяет наркотики через некий интернет-магазин. Кроме того, Верхотуров якобы там же нанимает распространителей, передает им крупные партии наркотиков, которые затем продаются через тайники-закладки, адреса которых покупатели получают в интернет-магазине. После чего его отпустили и сделали свидетелем. Таким образом он избежал уголовной ответственности и избавился от долговых обязательств.

Следствию оставалось только связать воедино показания Мироненко-Соболева, интернет-магазин и будущего подозреваемого – Верхотурова. И у следователей это худо-бедно получилось. В частности, тот самый свидетель через 13 дней после ареста Верхотурова принес следователю ноутбук, который якобы принадлежал Верхотурову. И в этом ноутбуке следователь нашел доказательства, а именно обнаружил ссылки на интернет-магазин и папку с личными фотографиями Верхотурова на жестком диске. Все это он записал на видеокамеру.

Но проблема в том, что в ноутбук, который приписывают Верхотурову, изменения вносились уже после того, как молодой человек был задержан и находился в СИЗО. Эти изменения зафиксированы на видеозаписи в момент осмотра ноутбука, а тот факт, что ноутбук, который в момент видеозаписи вытащили из черного опечатанного пакета, после включения автоматически без пароля подключился к сети Wi-Fi в кабинете следователя, остался без ответа.

Однако при осмотре ноутбука в зале суда оказалось, что папка с личными фотографиями Константина Верхотурова, а также некоторые программы были удалены. Здесь же обнаружилось, что на данном ноутбуке имеется некая запись AppleID, якобы принадлежащая подозреваемому, которая ранее отсутствовала.

Согласно ответу из ООО «Яндекс» на запрос суда, эта учетная запись была создана только 4 сентября 2018 года, то есть спустя месяц после ареста Верхотурова.

Получается, убрав его личные фотографии из ноутбука (ведь просто посмотрев свойства, можно было бы установить их дату создания на ноутбуке, что не подходило для следователя), он просто создал и добавил учетную запись, чтобы хоть как-то привязать ноутбук к Верхотурову, но и здесь не получилось.

Также, согласно выводам заключения эксперта, 04 сентября 2018 года в ноутбук вносились изменения.

В ходе судебного разбирательства следователь Панкратов не смог внятно объяснить имеющиеся на ноутбуке изменения.

По факту фальсификации вещественного доказательства – ноутбука – Верхотуров обращался с заявлением в Следственное управление Следственного комитета РФ по Ставропольскому краю для проведения проверки и возбуждения уголовного дела.

«В настоящее время информация на ноутбуке, признанном вещественным доказательством по настоящему уголовному делу, не соответствует информации, зафиксированной в протоколе. Установлено, что до передачи на хранение в камеру хранения в ноутбук вносились изменения, что не могло быть сделано без ведома старшего следователя по особо важным делам ГУ МВД России по Ставропольскому краю Панкратова., ведь именно под его ответственностью находился ноутбук. И только с его ведома ноутбук мог быть включен, подключен к сети и внесены изменения на жесткий диск», - говорится в заявлении обвиняемого Верхотурова.

«Однако, несмотря на очевидность состава данного преступления, уже четыре раза – следователями Ставропольского межрайонного следственного отдела Следственного управления Следственного комитета РФ по Ставропольскому краю Невечерой и Базаровым выносились постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. «Отказники» выносились по абсолютно надуманным основаниям, без выяснения всех юридически значимых обстоятельств», - рассказали защитники Верхотурова.

Итак, ключевой вещдок в уголовном деле против Константина Верхотурова оказался подделкой. Во-первых, ноутбук никогда не принадлежал Константину. Во-вторых, он никогда не пользовался им, а тем более для распространения наркотиков. По данным его адвоката, компьютер был куплен в Таиланде Павлом Мироненко и принадлежал ему. Об этом свидетельствует чек на покупку, копию которого сторона защиты предоставила NewsTracker.

Магазин Шредингера

Далее следствие обвиняет Верхотурова в том, что он управлял интернет-магазином по продаже наркотиков.

В ходе судебного разбирательства оперуполномоченный Бергер и следователь Панкратов показали, что интернет-магазин перестал работать после задержания Верхотурова, то есть после 5 августа 2018 года. Что вроде бы логично – если хозяин магазина в тюрьме, то магазин не работает.

При этом сам же следователь Панкратов 17 августа 2018 года лично осматривал магазин, который находился в работоспособном состоянии.

Загвоздка в том, что в данном случае магазин не только не закрылся, а продолжает активно торговать наркотиками по всему Ставропольскому краю. Это означает только одно: хозяин магазина не в тюрьме. Кто же тогда в тюрьме? Очевидно, что кто-то совершенно посторонний. И этот простой вывод понятен всем, кроме следователя, прокуратуры и суда.

«В ходе судебного следствия были исследованы доказательства, которые прямо указывают на то, что данный интернет-магазин, вопреки доводам должностных лиц, не перестал работать после задержания Верхотурова К.В., то есть после 05 августа 2018 года, а именно с 2016 года по настоящее время», - пишет защитник обвиняемого Юлия Савенко.

Сторона защиты потребовала от Следственного комитета, Генпрокуратуры и МВД проверить факт деятельности указанного интернет-магазина. Во всех трех ведомствах заявили, что магазин работать перестал. При этом в ответах указано, что проверяющие выяснили это, просто попытавшись открыть сайт магазина в обычном браузере. При этом всем известно, что сайты подобных интернет-магазинов не открываются через простой браузер и даже поисковики вроде Google их не выдают. Для того, чтобы зайти туда, нужно использовать VPN и особые поисковые инструменты, известные их пользователям. Корреспондент Newstracker тоже попытался попасть на сайт в обход блокировки и сделал это без особого труда, увидев огромный выбор наркотиков и их стоимость в городе Ставрополь.

В полиции об этом знают, но делают вид, что не знают.

«Оперативный сотрудник УНК ГУ МВД России по Ставропольскому краю Бергер А.А., предоставив протоколы осмотра, согласно которым сайт не работал после задержания Верхотурова, намеренно утаил информацию о том, что параллельно с июля 2018 года им ведется работа согласно другому поручению, но в том же самом направлении, а именно по магазину ***, из которого впоследствии вытекает приговор Пятигорского суда (август 2020 года), то есть он доподлинно знал, что магазин продолжает работать на момент задержания Верхотурова и далее», - пишет адвокат Верхотурова Алексей Белоконь.

Выходит, что официально, согласно ответам правоохранительных органов, злополучный интернет-магазин закрылся после ареста Константина Верхотурова. И в то же время он продолжает работать, ведь ставропольская полиция штампует новые уголовные дела – и эти дела доходят до судов и приговоров – в которых фигурирует тот же «закрытый» магазин наркотиков.

Под угрозой все

Защита Константина Верхотурова уверена: то, что его уголовное дело продолжается уже три года, а судебный процесс – больше двух лет (с января 2019 года), говорит о том, что обвинение и суд пытаются сложить в единую картину доказательства, которые следствие сфабриковало против молодого человека.

История, как и многие другие подобные дела, показательна тем, что в руках силовиков может оказаться вообще кто угодно. Даже если человек в жизни не прикасался к наркотикам и о том, как они выглядят, знает только из кино, это не помешает оперативникам и следователю сделать из человека главу опасного наркокартеля. При этом реальные наркоторговцы продолжат делать свое дело под надежным прикрытием.

"