За что мы не любим цирк

Аналитика
За что мы не любим цирк
30 мая 2019, 15:08Юрий СлинькоФото: NewsTracker
Акробаты на грани жизни и смерти, забавные птицы и животные под куполом цирка. Какие испытания проходят животные, чтобы выглядеть смешными и безобидными? В каких условиях им приходится работать? Об этом корреспондент NewsTracker поговорил с главным администратором «Цирка Филатовых» Сергеем Першиным.

Цирковой династии Филатовых около 100 лет, и основным своим достижением Филатовы считают шоу-программу с животными. По всей стране не больше 40 подобных государственных цирковых программ и бесчисленное множество бесконтрольных частных цирков, утверждает Першин.

Поэтому цирковая индустрия в России продолжает отстаивать право на представления с животными, списывая многочисленные инциденты на частные шапито, которые никто не контролирует.

Что не так с цирком?

Представления с дикими животными в той или иной степени запретили порядка 50 стран, по данным общественной организации «Вита». Однако запрещают с существенными оговорками — допускают выступления с домашними животными или родившимися в неволе, полные запреты довольно редкое явление.

В России запретить в последний раз предлагали в 2017 году, но законопроект не одобрила Госдума. И вот, новый прецедент. В дагестанском Магасе в апреле власти запретили цирк с животными. В Ставропольском крае эту инициативу поддержали — региональный парламент предложил рассмотреть возможность такого запрета по всему региону. Но дальше разговоров на Ставрополье не пошли.

Мы попросили главного администратора «Цирка Филатовых» Сергея Першина ответить на основные претензии к циркам с животными.

Жестокое отношение к животным

Дикие животные на манеже ведут себя крайне послушно: попугаи крутятся на перекладинах, верблюды прыгают и танцуют, медведи ходят на передних лапах. Чтобы добиться такого неестественного поведения, животных держат в ежовых рукавицах, не обходится без перегибов, когда животные погибают в процессе дрессировки.

В шоу Филатовых есть номер «Медвежий бокс», где двое медведей в перчатках, похожих на боксерские, разыгрывают поединок и молотят друг друга. По мнению работников цирка, такое представление не опасно для животных.

Шапито и конкуренция

Мы безусловно сторонники цирка с животными, потому что так принято в России — это такая ментальность. Понимаете? Мы ведем своих детей в цирк для того, чтобы они видели животных, мы воспитаны своими родителями на этом.

Сейчас это очень активно обсуждается. На наш взгляд, на взгляд очень многих цирковых экспертов, — это проплаченные вещи. Сейчас идет очень большая, очень грязная пропаганда на эту тему, потому что один канадский цирк, очень знаменитый, очень давно хочет получить выход на российский рынок. Здесь очень много городов, много работы. До сих пор они здесь массово не представлены, не проводят гастроли, работают исключительно в Москве и Санкт-Петербурге. Вот в последние годы и идет очень ожесточенная борьба за рынок на тему того, что цирк должен быть без животных.

У нас за стеной ветеринарный врач, государственный инспектор манежа, соблюдены все нормы техники безопасности, а про высококлассный уровень поставки кормов и витаминов можно говорить отдельно. Мы артисты федеральной компании «Росгосцирк» и работаем исключительно в филиалах Росгосцирка — в стационарных зданиях, не в частных шапито или каких-то залах, а в специально предназначенных зданиях с помещениями для комфорта животных.

Все животные у нас очень ухоженные. Мы можем ответить на любой вопрос по этой теме. Часто делаем закулисный свободный доступ — проводим туда детей, они смотрят, в каких условиях содержатся животные. Условия очень хорошие — максимально приближенные к естественным, насколько это возможно сделать, круглосуточный уход и наблюдение за ними.

Но цирков в России просто гигантское количество. Государственных программ не более 40. А в остальном рынок в России до сих пор не регламентирован. Мы, конечно, не можем отвечать за всех.

Плохие условия

В гастролях по России цирк Филатовых проводит 10 месяцев. Работать нередко приходится в устаревших зданиях, которые никогда не ремонтировали. В Ставрополе единственному зданию цирка больше 40 лет, ремонта за все это время здесь не случалось. Краевые власти даже предсказывали закрытие здания, если его не отремонтируют.

«Мы подстроились»

Ставропольский цирк, безусловно, устаревший, но в нормальном состоянии. В пример приведу Челябинский цирк — точно такое же здание, в котором сейчас уже трудно находиться с комфортом. Там практически все кресла в зрительном зале заклеены скотчем, заклеен старый дермантин, который еще с советских времен. Ваш зрительный зал лучше, он в нормальном, совершенно потребном состоянии. Благо сейчас, Челябинский цирк встает на реконструкцию и скоро мы увидим уже обновленное красивое здание.

За последние годы министерство культуры России сделало огромный вклад в ремонт зданий филиалов Росгосцирка. В основном мы сейчас работаем в городах, где цирки уже прошли ремонт, — где-то капитальный, где-то косметический — но, тем не менее, ремонт выполнен.

В целом, нас устраивает сегодняшняя тенденция, которая исходит от минкульта. Поверьте, до 2011-2012 года мы вообще не двигались с места. Сейчас идут какие-то субсидии, цирки строятся, это очень хорошо. Например, весь прошлый год мы работали в совершенно новых высокотехнологичных зданиях со световым оборудованием, с комфортными помещениями.

На программу состояние цирка практически никак не влияет. Даже в здании без ремонта тепло в любом случае. Остальное — вопрос эстетики больше для зрителей. Им комфортнее заходить в более современное здание, сидеть на более мягких, удобных креслах.

Мы пришли сейчас к тому, что у нас собственное световое оборудование. Даже если мы приезжаем в старое здание, оно полностью монтируется нашим световым оборудованием, лазерным, дымовым, различными спецэффектами, звуком, что в принципе полностью воплощает первоначальную задумку. Фактически, мы подстроились под реалии, даже когда цирк еще советской постройки и без ремонта — мы максимально делаем так, чтобы картинка была для зрителя неизменной.

Эксплуатация стереотипов

Примерно треть программы «Филатовых», показанной в Ставрополе, занимает медвежье шоу, где животные разыгрывают основные стереотипы о лубочной России — с балалайкой, поющими цыганами и ручным медведем на цепи.

«Это нравится людям»

Аттракцион создан Валентином Ивановичем Филатовым, народным артистом СССР. И он предполагал появление на манеже русских бурых медведей, исключительно бурых. Поэтому и культура в аттракционе безусловно сохранена русская, народная.

Аттракцион «Медвежий цирк» — это легендарное произведение, которое спустя 70 лет не потеряло своей актуальности. Не каждое произведение столько может прожить, а «медвежий цирк» живет. За 70 лет столько поколений детей увидели эти спектакли. Это же о чем-то говорит. Это нечто уникальное, созданное великим мастером.

На мой взгляд, мы сегодня несколько стесняемся своей русской культуры. Например, даже не цирковой артист играет на балалайке, нам это кажется несколько устаревшим жанром.

Но это наша аутентичность, которой мы в некотором роде даже стесняемся, чего нет в других западных странах. Если бы мы больше ценили это... Да, у нас есть такой инструмент — балалайка. Это наш исконно русский музыкальный инструмент. Конкретно если по цирку говорить, у нас очень много в России существует номеров с постановкой, и по-моему это несет определенную культуру зрителю

Конечно, мы можем абсолютно все убрать и делать все по-другому. Это нравится людям, и нам, безусловно, нравится. Например, с огромным успехом в этом году прошли выступления российских артистов на фестивале в Монте-Карло, где артисты Росгосцирка под управлением Гии Радзе взяли гран-при, завоевали все высшие награды.

Они показывали русский народный блок с потрясающей красоты костюмами — аутентичными, с русским колоритом. В Монако это произвело огромный фурор. Зал аплодировал стоя.

Негативное влияние на психику детей

Вид дикого животного на цепи, по мнению противников цирков, искажает представление ребенка о правильном отношении к природе, к экологии.

«Когда мы приводим своих детей в цирк, то показываем именно то отношение, которое категорически запрещено к животным, а именно жестокость и бесчеловечность», — заявил мэр Магаса Беслан Цечоев, когда запретил представления цирков с животными.

«Это наша ментальность»

Это наша ментальность, это наше прошлое, которое перешло с нами и в сегодняшнее время. Представления посещает огромное количество людей, потому что это интересно, потому что это определенный вид искусства — он семейный, он сохраняет институт семьи.

Если на эстрадный концерт идут просто муж с женой, то здесь семья воссоединяется — идут муж, жена и ребенок, бабушка. Это нечто такое семейное, крайне важное, потому что такого искусства больше нет, оно особенное, оно очень интересное и оригинальное.

Оригинальные жанры, артисты, которые всегда на грани. Мы же не только о животных говорим, мы же говорим еще о том, как артисты на грани буквально жизни и смерти под куполом работают, и многие без страховки.

Поэтому цирк — это всегда интересно. Ни один эстрадный артист не соберет такое количество зрителей, сколько зрителей приходит в цирк. Открою небольшую тайну, на текущий момент в Ставрополе нас посетило уже более 12 тысяч зрителей. Вы представляете? 12 тысяч зрителей за месяц! Ни одна эстрадная звезда столько людей не соберет. А мы собираем. До сих пор очень популярно это искусство. Живое исполнение различных трюков всегда захватывает дух.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter