Posted 30 января 2020, 10:37
Published 30 января 2020, 10:37
Modified 16 октября 2022, 18:14
Updated 16 октября 2022, 18:14
NewsTracker публикует вторую часть расследования, посвященного деятельности руководства Пятигорского медико-фармацевтического института. В первой части сотрудница учебного заведения в откровенном интервью рассказала о катастрофическом снижении качества образования в вузе. По ее словам, институт выпускает недоученных врачей, которых опасно подпускать к пациентам.
В самом вузе отреагировали на публикацию, назвав свидетельства сотрудницы местью за увольнение. В учебном заведении сослались на результаты государственной аккредитации 2019 года, которые подтверждают соответствие ПМФИ стандартам высшего образования.
Теперь в распоряжении редакции оказались документы, которые могут свидетельствовать о финансовых махинациях, которые творятся в вузе и около него.
В предыдущей части расследования мы писали, что Пятигорский медико-фармацевтический институт сделал ставку на прием иностранных студентов. По данным нашего источника, абитуриентов из-за границы принимают в вуз охотно, почти не проверяя знаний. Также говорят, что в Пятигорск поступают те иностранцы, которые не смогли пройти в другие медицинские вузы России.
Причина такого гостеприимства – деньги. Иностранцы учатся на платной основе, а столкнувшись с вымогательством взяток, реже обращаются в правоохранительные органы. Нам удалось выяснить, как прием студентов из-за рубежа поставили в ПМФИ на поток.
С 2013 года набор студентов-иностранцев в ПМФИ осуществляет на условиях аутсорсинга фирма-рекрутер ООО «Ракус». Компания зарегистрирована в Санкт-Петербурге и принадлежит некоему Авбакару Нуцалову. Договор между фирмой и институтом был заключен 8 августа 2013 года.
К договору существует дополнительное соглашение №1 от 15 августа 2013. Это почти секретный документ и нам с трудом удалось ознакомиться с ним. Из документа следует, что институт предоставляет «Ракусу» эксклюзивные права на набор иностранных студентов. И даже если студенты поступают самостоятельно или через другие фирмы – их все равно направляют в «Ракус» для оформления договора.
Иностранцы учатся на платной основе, а столкнувшись с вымогательством взяток, реже обращаются в правоохранительные органы.
«Зачисленные на обучение в Университет из указанных стран Обучающиеся, независимо от формы поступления (через другие фирмы/организации или по индивидуальным договорам) считаются, как направленные Фирмой (РАКУСом)», - говорится в документе.
Еще там перечисляются страны, откуда «Ракус» эксклюзивно набирает студентов для ПМФИ. Это Узбекистан, Туркмения, Казахстан, Индия, Малайзия, Шри-Ланка, Лаос и другие – всего 45 государств.
Таким образом, фирме «Ракус» были предоставлены монопольные права по набору и направлению на обучение в ПМФИ иностранных студентов, в то время как вуз может и должен осуществлять набор студентов самостоятельно.
Компания «Ракус» господина Нуцалова, подписав эксклюзивный контракт с Пятигорским институтом, получила не просто выгодную сделку. Она обнаружила золотую жилу.
На сайте рекрутинговой компании находим прейскурант на образовательные услуги ПМФИ.
Например, год обучения на специальности «Фармация» (это ключевая специальность вуза) стоит 3 тысячи долларов, то есть около 188 тысяч рублей по нынешнему курсу. Согласно официальному прейскуранту ПМФИ, обучение на этой специальности в 2019-2020 учебном году стоит 110 тысяч рублей.
Выручка компании «Ракус» по итогам 2018 года составила 123 миллиона рублей.
Таким образом, фирма зарабатывает 78 тысяч рублей, просто направив одного студента в вуз.
Проживание в общежитии для иностранца стоит 1 тысячу долларов. Но сам вуз взимает только 15 тысяч рублей за 10 месяцев, то есть всего 250 долларов. Фирме остается 750 долларов.
В итоге из общего пакета услуг стоимостью 4260 долларов, который «Ракус» продает одному иностранцу, около половины суммы остается фирме. С каждого студента из-за границы фирма господина Нуцалова зарабатывает больше 127 тысяч рублей. Потрясающая маржа!
По официальным данным, выручка компании «Ракус» по итогам 2018 года составила 123 миллиона рублей, а чистая прибыль – 94,8 миллиона.
Казалось бы, ну какое кому дело, кто зарабатывает на богатеньких африканских студентах. Главное же, по закону. Или нет?
По словам юриста, опрошенного NewsTracker, договор между Пятигорским институтом и ООО «Ракус» подпадает под категорию «вертикального» соглашения. В такой сделке одна сторона приобретает, а другая предоставляет товар или услугу. В данном случае речь идет об образовательной услуге.
Каким образом предприниматель Авбакар Нуцалов добился сверхвыгодного сотрудничества с ПМФИ?
В условиях договора и дополнительного соглашения между вузом и фирмой могут усматриваться признаки нарушения закона «О защите конкуренции». Этот закон запрещает соглашения между хозяйствующими субъектами, если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.
«Мы видим, что в дополнительном соглашении к договору фирма «Ракус» устранила для института возможность конкурентного выбора обучающихся или иных хозяйствующих субъектов, направляющих обучающихся для получения образовательной услуги, а также наложила на университет ограничения по данному выбору», - комментирует эксперт.
Кроме того, по словам юриста, имеет место явное несоответствие между стоимостью обучения, которые иностранные студенты платят ООО «Ракус», и суммой, которую сама компания платит институту.
«В Кодексе об административных правонарушениях это называется “обман потребителя”», - сказал юрист.
Каким образом петербургский предприниматель Авбакар Нуцалов добился сверхвыгодного сотрудничества с Пятигорским медико-фармацевтическим институтом? И почему вуз не набирает иностранных студентов самостоятельно? Ведь, если верить словам руководства института, качество их образования известно далеко за пределами Ставропольского края. И если иностранный гражданин ищет подходящий вуз с хорошими расценками в регионе с мягким климатом – он без труда найдет информацию о ПМФИ самостоятельно.
Эти вопросы NewsTracker направил руководству ПМФИ, ректору головного вуза – Волгоградского медицинского университета, в Рособрнадзор и Минздрав России.