Posted 29 июля 2021, 13:31

Published 29 июля 2021, 13:31

Modified 16 октября 2022, 19:08

Updated 16 октября 2022, 19:08

Ломают судьбу ради статистики: в Ставрополе музыканта обвинили в наркоторговле

29 июля 2021, 13:31
В Ставрополе на 24-летнего музыканта Алексея Смелова завели уголовное дело о распространении наркотиков. Обвиняемый и его родные уверены, что наркотики ему подкинули, чтобы повысить раскрываемость преступлений. Станет ли ставрополец вторым Иваном Голуновым и почему в деле так много нестыковок – выяснял NewsTracker.

Нерождественская история

Это произошло в Ставрополе накануне Рождества 2021 года. 24-летний Алексей Смелов прогуливался со своим знакомым в районе улицы Добролюбова, когда к ним подъехала машина без опознавательных знаков. Из автомобиля вышли двое, которые представились сотрудниками МВД и настойчиво, не называя причины, посадили в автомобиль.

То, что произошло дальше, было похоже на дурной сон, вспоминает брат Алексея, Дмитрий Смелов.

«Сотрудники полиции в штатском посадили его в машину и отвезли в участок. Били и оказывали всяческое давление в течение нескольких часов, до тех пор, пока Алексей не подписал какие-то документы. После привели понятых, чтобы те подписали протокол. Затем его удерживали еще двое суток, чтобы состряпать уголовное дело. Все это время никто не знал, где находится Алексей», - говорит Дмитрий.

Из постановления о возбуждении уголовного дела следует, что у Алексея нашли и изъяли три полимерных свертка с содержимым в виде белого порошка. Найденное окажется синтетическим наркотиком весом 2,59 грамма. По версии полиции, Смелов в тот же день, по тому же адресу – Добролюбова, 1А – приобрел эти наркотики «у неустановленного лица» и тут же собирался сбыть их путем размещения тайников-закладок. Но стражи порядка как по мановению волшебной палочки оказались именно там, где вынашивал свои коварные планы «наркоторговец» Смелов.

Еще одна любопытная деталь. Уже после задержания окажется, что Алексея поймали не просто так, наобум, а «за совершение административного правонарушения», а именно за нецензурную брань в общественном месте. Якобы сначала внимание полицейских, которые ехали в машине, привлекло то, что Смелов ругался матом, стоя на улице. И лишь затем, совершенно случайно, у него нашли наркотики.

«Согласно материалам дела, сотрудники полиции патрулировали улицу 6 января на автомобиле и каким-то образом услышали, что Алексей на улице нецензурно выражался. Вышли из машины и остановили его для составления административного протокола, после этого они решили еще и провести досмотр Алексея прямо на месте (хотя и это является незаконным) и якобы нашли у него наркотики в заднем кармане. При этом, совершенно случайно, у них с собой оказываются пакеты для вещдоков, в которые они и помещают изъятое. Внезапно! Алексей признается, что он распространяет наркотики», - рассказывает брат Смелова.

Нестыковки в документах и показаниях

На этом странности в деле не заканчиваются. Чтобы доказать, что Алексей действительно собирался продавать наркотики, полицейские решили приобщить к материалам дела данные из его телефона. Наркоторговцы хранят в смартфонах координаты и фотографии «закладок», чтобы передавать их покупателям.

Оперативники забрали телефон Алексея и, по их словам, действительно нашли в нем фотографии тайников. Но самое интересное, что эти фото не сохранились. Они просто каким-то образом исчезли с телефона. И были ли они – могут сказать только сами полицейские.

«По словам сотрудников, они открывают телефон и обнаруживают там фото с тремя закладками с геоданными, но, к их большому сожалению, сотрудники полиции никак не фиксируют сами фотографии. То есть эти фотографии существуют только со слов полицейских. Эксперты и следователь тоже пытаются найти эти фото, но им это не удается, тем не менее сей факт никого не смущает», - продолжает Дмитрий Смелов.

И действительно, в заключении эксперта, копия которого есть в распоряжении NewsTracker, говорится, что ничего подозрительного в смартфоне Алексея Смелова обнаружено не было.

На следующий день после задержания, 7 января, следователь и оперативники везут Алексея по местам «закладок». При этом сам подозреваемый не знает, где он якобы прятал наркотики, а координаты ему сообщают сами полицейские. Разумеется, наркотики обнаруживают именно в тех тайниках, куда Алексею указали правоохранители.

На этом абсурд не заканчивается. 8 января полиция приходит с обыском в квартиру к Смеловым. Там тоже ищут наркотики, но ожидаемо не находят и следа запрещенного. Что, впрочем, не смущает следователя. Расследование века продолжается.

Незаконное задержание?

Лишь на третий день после задержания Алексея Смелова об этом узнают его родственники и адвокат. С 6 по 8 января полицейские удерживали молодого человека вообще без каких-либо оснований, утверждает его брат.

«Официально его задержали только 8 числа в 22.00 мск. До этого момента он находился у сотрудников просто по рапорту. Только 8 января вечером семье и адвокату сообщили обо всем. Мы сразу же приехали в участок. В деле есть протокол задержания от 6 числа. Но для того, чтобы задержать человека, должно быть решение суда, а в деле его не было. Мы сами запросили этот документ в суде, но к нашему удивлению суд ответил, что никаких дел касательно Алексея не поступало», - рассказал Дмитрий.

Адвокат ходатайствовал, чтобы к материалам дела приобщили оригинал административного дела Алексея и биллинг телефонов (чтобы в деле была информация о точном местонахождении понятых и сотрудников полиции в момент составления протокола), с целью прояснить события, происходящие 6 января. Но следователь отказался удовлетворить ходатайство. Зато позже в материалах уголовного дела оказался еще один любопытный документ – объяснение свидетеля административного правонарушения, на котором стояла подпись свидетеля и полицейского. Но в самом документе, заполненном от руки, были оставлены пропуски в месте указания адреса, даты и времени нарушения! То есть стражи порядка могли подготовить протокол заранее, уже зная, кого и за что они задержат.

«Это указывает на то, что они заранее могли подготовить и подписать документ о преступлении, которое еще даже не совершилось. Впоследствии по собственной глупости сотрудники забыли вписать недостающие данные, сейчас в таком виде документ и находится в суде», - удивляется Дмитрий Смелов.

При этом на все нарушения со стороны правоохранительных органов следователь и прокурор закрывают глаза, говорит брат подозреваемого.

«В данном деле существует еще огромное количество нарушений и нестыковок. Сотрудники полиции и следствия неоднократно нарушали закон и права человека, необходимые документы либо отсутствовали, либо были сомнительными (без печатей, с пропусками значимых данных и попросту противоречащих закону), да и с самого начала все «дело» было «притянуто за уши» и выглядело мягко говоря сомнительно», - рассказал Дмитрий Смелов.

Сейчас дело идет к суду. У родственников Алексея Смелова почти не осталось надежды на то, что абсурдное обвинение развалится во время процесса. Все указывает на то, что молодой музыкант стал жертвой давно отработанной рутинной схемы по повышению раскрываемости тяжких преступлений.

И уже совсем скоро молодой, полный надежд человек, в невиновности которого уверены все его близкие, может получить длительный срок и пополнить список многих безымянных жертв преступной системы.

Подпишитесь