Posted 29 июня 2019,, 08:29

Published 29 июня 2019,, 08:29

Modified 16 октября 2022,, 18:14

Updated 16 октября 2022,, 18:14

Тайные инвесторы с непрозрачными целями. Развитие КМВ стало опасно для курортов

29 июня 2019, 08:29
Из Кавминвод пытались сделать игорную зону с казино, потом отечественный Диснейленд. Каждый раз экологи выступали против. По мнению специалистов, перепрофилировать лечебные курорты, значит, уничтожить уникальную экосистему, на которой держатся известные на весь мир бальнеологические курорты.

Около 70% курортников приезжают на Кавминводы за лечением минеральной водой и грязями. На этом фоне попытки перепрофилировать курорты выглядят как отсутствие внятной стратегии развития региона. Хотя правительственные программы, конечно, написаны, но по большому счету они дублируют федеральные планы.

В отсутствие стратегии правительство примеряет на Кавминводы любые потенциально прибыльные бизнес-проекты. Неразберихой пользуются коммерсанты, которым все равно где строить.

Так вместо почти 40 гектаров леса появились коттеджи на склоне Машука, которые в начале нулевых арендовали под строительство пансионата, но потом передумали и приватизировали.

Строительство тупика

Так появилась дорога от поселка Привольный, которая никуда не ведет. По планам, это должен быть участок дороги для большого развлекательного комплекса Minvody Wellness Park. Но дальше лежит территория Бештаугорского заказника, где нельзя строить.

Участок длиной 8 километров прокладывали в течение двух лет и потратили почти 240 миллионов рублей, но теперь дорога стала ненужной. Минтуризма, курирующее этот проект, уверяет, что казус связан с обновлением границ заказника, проведенное в 2016 году. Хотя в том же году началось и строительство дороги.

Решение в правительстве нашли быстро. Об этом открыто и с уверенностью докладывал глава Минтуризма Александр Трухачев. Его предложение — отрезать от заказника необходимые 200 гектаров и продолжить строительство, а взамен расширить охранную территорию на Юго-Востоке. Осталось только дождаться решения Верховного суда.

В прошлом году местные власти уже пытались добиться пересмотра границ Бештаугорского заказника, ссылаясь на нарушение процедуры согласования проекта. Но Верховный суд отказал, поскольку план прошел все необходимые согласования.

Китайский парк развлечений

Построить Wellness Park, по данным Минтуризма, собирались за 2 года, но работы еще не начались. По официальной версии, основная проблема в том, чтобы перенести территорию заказника.

Англоязычное название парка не случайно — проект заявлен как международный. Два года назад в Минводах проводили встречу с китайской делегацией, которая якобы была готова вложиться в строительство. Проект оценивают в сумму более 3 миллиардов рублей.

Однако сомнения вызывает не только сам проект, но даже статус делегации из Китая, поскольку никакие параметры будущего парка до сих не обнародованы. В стратегию Минтуризма по развитию курортов на ближайшие годы Wellness Park не попал, нет его и в градостроительных планах.

«Статус делегации не был подтвержден. Все размыто. Какая-то крупная китайская энергетическая компания. Что это такое? Когда приезжают серьезные инвесторы, предлагаются пакеты документов, предлагается проектно-техническая документация, разработки какие-то. Как они могут приехать, когда у нас в законодательном плане ничего не решено. Там был договор о намерениях, что какая-то крупная китайская энергетическая компания без названия… Договор о намерениях: о строительстве спа, фитнес, курортной зоны в районе Змейки», — поделился мнением зампредседателя думы Ставропольского края Александр Кузьмин.

По его мнению, проект парка отдыха и развлечений фиктивный и мог быть создан под коммерческие интересы.

«Мне кажется, что за этим стоят какие-то узкие интересы отдельных чиновников, которые или хотят продать землю, которую они раньше то ли выкупили, то узаконили под своих аффилированных лиц, и просто-напросто продать государству», — считает Кузьмин.

Чиновники игнорируют экологию

Вместо 200 гектаров земли, которые планируют освободить от леса, краевые власти предлагают взять под охрану вдвое большую территорию на противоположной стороне заказника. Но экологи против такой компенсации, которая на самом деле ничего не компенсирует.

«Что представляет из себя этот Wellness Park? Это маленький город. Зная, как это делают китайцы, можно сказать, что, если это свершится, в корне поменяется не только структура той части КМВ, но и в целом курортного региона», — считает гидрогеолог, бывший сотрудник Кавминкурортресурсов Владимир Супруненко.

Минприроды России тоже против этих планов, ссылаясь на прямое указание закона «Об охране окружающей среды». «В соответствии с пунктом 4 статьи 58 Федерального закона №7-ФЗ Изъятие земель природно-заповедного фонда запрещается», — отметил директор Департамента госполитики и регулирования в сфере развития особо охраняемых природных территорий в Минприроды РФ Иван Шмаков в своем ответе на жалобу кавминводских активистов.

В итоге круг все равно замыкается на краевой власти. Единственный совет, который Шмаков дает общественникам, обращаться в правительство Ставрополья, поскольку Бештаугорский заказник — территория краевого значения.

Аргументом для правительства остается «малая ценность» территории Бештаугорского заказника. Но проблема в том, что в последние 30-35 лет на Кавминводах не проводили полноценные исследования по оценке экосистемы и полезных ископаемых на территории курортов.

Влияние на экологию в случае с подобными проектам не ограничивается только вырубкой и расчисткой охраняемых участков. Вместе с расширением курортной инфраструктуры неизбежно растет антропогенная нагрузка. За последние 25 лет население Кавминвод увеличилось вдвое. Растет количество машин, ухудшающих экологию курортов. Только в 2005-2014 году автомобилей на КМВ стало почти в 1,5 раза больше, а уровень загрязнения воздуха уже в 100 раз превышает норму.

"