Posted 29 марта 2021, 11:52
Published 29 марта 2021, 11:52
Modified 16 октября 2022, 19:00
Updated 16 октября 2022, 19:00
Как сообщила корреспонденту Newstracker заместитель председателя Комитета по охране и использованию объектов культурного наследия Северной Осетии Людмила Чехоева, 12 февраля на горячую линию организации поступил анонимный звонок.
«Нам сказали, что рушат дом Мамацева. И наши сотрудники поехали сразу же. Но, к сожалению, когда мы приехали, он уже был разрушен, там уже собирали (остатки) и грузили в машину как мусор. Если бы нам кто-то позвонил раньше, когда начались эти работы, то мы бы могли это остановить», — рассказала она.
Собеседница отметила, что сотрудники комитета не могут стоять около каждого объекта и «ждать, пока, не дай Бог, что-то случится». «Ведь у нас свыше двух тысяч памятников. И мы очень благодарны тем, кто нам звонит и информирует о происходящем», — отметила она.
Протоиерей Иассон Дмитриевич Мамацев — законоучитель Владикавказского реального училища, активный проповедник и миссионер, учредитель Свято-Троицкого братства. Протоиерей курировал строительство Свято-Троицкой Братской церкви, при которой было открыто Общество трезвости «для борьбы с пьянском и сквернословием».
«Сам дом связан с именем просветителя. Хотелось бы, чтобы память о нем была сохранена. Это невосполнимая утрата — такого дома больше нет и не будет уже. Им была построена еще церковь, которая, к сожалению, была утрачена. Получается, что не осталось (ничего)», — пояснила Чехоева.
Как снесли
По словам Чехоевой, это первый случай полного сноса памятника в Северной Осетии, который она помнит. «Мы не знаем, когда был передан земельный участок с этим строением, в чью собственность. Те, кто получили участок, не зарегистрировали свое право собственности на дом Мамацева», — отметила собеседница. По ее словам, раньше в этом месте была рекреационная зона.
Заместитель председателя рассказала, что комитет отправляет в регистрационную службу все приказы и нормативно-правовые акты. Затем при регистрации права собственности на выявленный памятник в документах указываются обременения со всеми вытекающими отсюда последствиями.
«В этом случае этот дом как объект недвижимости не был зарегистрирован, как я понимаю, в кадастре недвижимости», — сообщила собеседница. Она добавила, что изменения могли быть связаны не с объектом недвижимости, а с участком. «А мы к передаче земельных участков опосредованное имеем отношение. Можем и не знать, кому передавалось, как передавалось», — пояснила Чехоева.
По ее словам, из-за отсутствия регистрации и произошли проблемы. «На дом не было заключено охранное обязательство, потому что не было собственника. Мы можем только предполагать, что заранее планировалось уничтожить этот объект. Поэтому его и не оформляли как объект недвижимости и у нас не было сведений о том, кто собственник», — заключила собеседница.
Участок, которого нет
Прокуратура Республики Северная Осетия — Алания сообщила, что в связи с уничтожением «Дачи протоирея И. Д. Мамацева» проводится проверка. Отмечается, что ведомство оценит, как должностные лица комитета контролировали, выполняет ли собственник участка требования закона о сохранении объекта культурного наследия.
Кроме этого, отдел полиции № 2 УМВД России по Владикавказу из-за уничтожения объекта проводит процессуальную проверку, ее ход контролирует прокуратура Затеречного района Владикавказа.
В пресс-службе прокуратуры сообщили, что пока не могут сказать название организации, которой принадлежал участок.
Telegram-канал «Неискренняя журналистика» сообщает, что за сносом здания якобы стоит депутат Госдумы Валерий Газзаев, который оформил участок на третье лицо. Он был тренером и президентом ФК «Алания», обанкротившегося в 2013 году.
Корреспондент Newstracker попытался найти территорию, на котором стояла дача Мамацева (проспект Коста, 18), в Публичной кадастровой карте на сайте pkk.rosreestr.ru. Однако там не оказалось данных о недвижимости по этому адресу.
На сайте «публичная-кадастровая-карта.рф» указано, что участок относится к землям поселений (землям населенных пунктов) и предназначен для строительства реабилитационного центра. Его площадь составила 10 тысяч квадратных метров.