Posted 28 июля 2022, 16:10
Published 28 июля 2022, 16:10
Modified 16 октября 2022, 19:26
Updated 16 октября 2022, 19:26
Трагедия произошла вечером 27 июля на детской площадке в районе дома № 7 по улице Васильева. По официальной информации, восьмилетний мальчик пытался воспользоваться качелями, ударился и скончался на месте.
Оказалось, что качели, на которых умер ребенок, предназначены для детей с ограниченными возможностями здоровья. На таких качелях предусмотрена массивная металлическая платформа для размещения инвалидной коляски. По всему Ставрополю таких снарядов единицы.
Позже СМИ сообщили, что ребенок рос в неблагополучной семье и находился на детской площадке без присмотра. Это обстоятельство стало поводом для критики в адрес родителей. По факту происшествия возбуждено уголовное дело.
На ситуацию обратил внимание губернатор Ставрополья. Он пообещал, что к расследованию подключится детский омбудсмен Светлана Адаменко. Однако мнение уполномоченного пока неизвестно. В офисе омбудсмена корреспонденту NewsTracker объяснили, что Адаменко находится в выездной командировке по восточным районам Ставрополья и не может выйти на связь.
Качели для инвалидов устанавливают в России не меньше десяти лет, и с тех пор не утихают споры о степени их безопасности. В соцсетях и мессенджерах периодически появляются анонимные истории, в которых детей чудом удавалось спасти.
Один из смертельных случаев, по данным СМИ, произошел в 2016 году в Казани. Тогда с качелей для инвалидов упала шестилетняя девочка. На детской площадке она находилась в сопровождении бабушки. Трагедия произошла спустя год после установки новых качелей.
Подобные единичные случаи, к сожалению, повторяются в разных регионах, вспоминает урбанист, член некоммерческой организации «Города за здравый смысл» Андрей Черняков. И единого мнения, как сделать инклюзивные детские площадки безопасными для всех, нет до сих пор.
«Почему произошла трагедия? Оборудование для маломобильных групп населения очень тяжелое, ребенок просто не выдержал. Такое оборудование представляет опасность. Как предотвращать? На мой взгляд, нужно уделять внимание покрытию и дизайну детских площадок, и пристально следить за их состоянием», — объясняет Черняков.
Однако опасность представляют не только инклюзивные аттракционы. По мнению Чернякова, в Ставрополе вообще единицы действительно безопасных детских площадок. Вполне безопасными могут считаться только обновленные объекты на Комсомольском пруду, а также в новых скверах на улицах Чехова и 50 лет ВЛКСМ.
«Там абсолютно новое оборудование, которое соответствует современным стандартам безопасности. И на тех площадках на моей памяти не было несчастных случаев», — отметил Черняков.
Остальные площадки — это либо советское наследие, либо не самое качественное современное оборудование, считает урбанист. Встречаются даже площадки, обустроенные своими руками, отметил собеседник агентства.
Незадолго до трагедии вопросом безопасности детских площадок на Ставрополье заинтересовалось региональное отделение ОНФ. Активисты «Народного фронта» больше месяца мониторят площадки в городах Ставропольского края и обнаружили несколько самых распространенных проблем.
Зачастую нет никаких предупреждений о возможной опасности или инструкций к оборудованию на детских площадках. На информационных щитах должна быть минимальная информация о назначении оборудования (для спорта или для игр), о возрастных и весовых ограничениях, считает эксперт регионального отделения ОНФ Алексей Гридин.
«Это делается не просто так. Это делается для того, чтобы ребята 15-16 лет, условно сломавшие горку, несли за это ответственность по той простой причине, что они не должны находиться на этой площадке», — отметил собеседник агентства.
Также выяснилось, что детские площадки зачастую остаются фактически бесхозными, потому что ни местная администрация, ни управляющие компании многоквартирных домов не готовы брать на себя эту обязанность.
«Всегда очень сложно найти собственника площадки. В администрации нам говорят: „Площадка не наша, она на балансе города не стоит“. Мы понимаем, что администрация лукавит, потому что имеет влияние на управляющую компания и имеет все рычаги влияния, чтобы заставить УК привести площадку в соответствие. Начинаем запрашивать в управляющей компании — нам отвечают: „Это не наше, это коммерсант поставил или депутат“. Получается парадокс, что площадки ничьи, ими никто не занимается. Пока этот бардак будет продолжаться, дети будут продолжать гибнуть», — рассказал Гридин.
Еще одно распространенное нарушение связано с обновленными стандартами. По словам Гридина, с некоторых пор на детских площадках качели можно крепить только на цепи. Устаревшие конструкции с жестким подвесом, вероятно, придется демонтировать полностью, если местные власти вовремя не позаботятся о реконструкции.
В ближайшее время руководство местного отделения ОНФ рассчитывает добиться от властей устранения нарушений. В августе пройдет круглый стол, на котором подведут итоги мониторинга детских площадок по всему краю и передадут отчеты о нарушениях в местные администрации. По расчетам ОНФ, результаты этой работы можно будет увидеть к концу года.