Posted 28 апреля 2022,, 08:00

Published 28 апреля 2022,, 08:00

Modified 16 октября 2022,, 19:20

Updated 16 октября 2022,, 19:20

Платные лекарства и нескорая «скорая»: какие нарушения допустил Минздрав Ставрополья

28 апреля 2022, 08:00
Минздрав и медучреждения Ставропольского края допустили многочисленные нарушения в оказании помощи больным. Newstracker разбирался, в чем именно винят медиков.

В начале апреля прокуратура региона выдала представление на имя министра здравоохранения СК Владимира Колесникова, копия документа оказалась в распоряжении редакции. Надзорники зафиксировали нарушения законодательства об основах охраны здоровья граждан.

Судя по итогам проверки, устранять указанные недоработки придется долго. Ведь перечисление нарушений заняло восемь документных листов. Тогда как на «работу над ошибками» заместитель прокурора края, старший советник юстиции Александр Тыльченко выделил месяц.

Лекарства нет, но вы держитесь

За это время чиновники, к примеру, должны решить вроде как отсутствующую на Ставрополье проблему с нехваткой медикаментов для льготников. Ведь, помнится, еще в марте министр здравоохранения Ставрополья Владимир Колесников во время брифинга в краевом правительстве заявлял, что запаса лекарств в регионе хватит на девять месяцев даже при условии появления новых льготников.

«Нами проведен мониторинг лекарственных препаратов, которые не выпускают на территории РФ. Уверен, что не возникнет ситуации, когда мы не сможем обеспечить наших льготников необходимыми лекарственным средствами. До конца года мы всем обеспечены», — подчеркивал глава ведомства.

Однако прошел всего месяц и… «в ходе проверки в деятельности министерства установлены нарушения требований законодательства при обеспечении граждан медицинскими препаратами, а также факты их длительного необеспечения», — говорится в представлении.

А после в качестве примера приводятся истории семи пациентов с разными диагнозами, взрослых и детей, проживающих в разных регионах края, но столкнувшихся с одним и тем же многомесячным ожиданием жизненно необходимых лекарств. И это при условии, что Кировская районная больница, Шпаковская РБ, ставропольские поликлиники № 1 и № 3 отправляли заявки в региональный Минздрав.

«В частности, в министерство из „Городской клинической поликлиники № 1“ Ставрополя поступила заявка на обеспечение в 2022 году пациентки препаратом „Теветен“, однако в нарушение требований закона женщина лекарством не обеспечена», — описан в документе один из случаев.

И, как отмечают в прокуратуре, на начало апреля в «ГУП СК «Социальная аптека» на отсроченном хранении с нарушением всех сроков находился 421 рецепт. И все потому, что «министерством не обеспечена поставка лекарственных препаратов в необходимом количестве».

Впрочем, как следует из представленной документации, в подведомственных министерству медучреждениях здравоохранения тоже не все гладко. По всей видимости, у кого-то из руководителей есть проблемы с арифметическими расчетами и сведением числа больных с количеством необходимых лекарств.

«По данным, предоставленным министерством, в аптеках и на аптечном складе лежат лекарства, своевременно не востребованные по заявкам медорганизаций на 2018–2020 годы на общую сумму 5,2 млн рублей. Из них препараты на сумму 2,9 млн рублей имеют ограниченный срок хранения до 6 месяцев», — приводит пример ведомство. Прежде чем поднять другую наболевшую проблему Ставрополья — дефицит кадров.

Врачи ушли. Придут не скоро.

На Ставрополье действует региональный проект об обеспечении медицинских организаций кадрами нацпроекта «Здравоохранение». Он призван повысить к 2024 году укомплектованность медучреждений врачами и средним медперсоналом до 95%.

Однако, судя по озвученным прокуратурой данным, до этой отметки Ставрополью еще очень далеко. «На февраль 2022 года укомплектованность медучреждений края узкими специалистами составляет 77,9%, средним и младшим медперсоналом — чуть более 85%», — приводят цифры в прокуратуре. Отмечается, что при этом учитывается сотрудники, которые работают по совместительству.

«Указанное свидетельствует о снижении качества оказания медицинской помощи … и, как следствие, — повышении общего уровня смертности в крае в 2021 году по сравнению с 2020 годом», — говорится в документе.

Настораживает надзорников и катастрофическое положение дел в скорой помощи. Данная служба представлена на Ставрополье 32 отделениями и двумя самостоятельными станциями в Ставрополе и Пятигорске. Всего же в крае перевозят больных 25 бригад скорой помощи, 119 фельдшерских и 34 общеврачебных.

«С учетом численности населения в Ставропольском крае не хватает 37 общеврачебных бригад скорой помощи. Из-за этого нарушается время доезда скорой», — говорится в представлении.

Наиболее серьезные задержки приезда медицинских бригад были зарегистрированы в Пятигорской межрайонной станции СМП, в ГБУЗ СК «Арзгирская РБ», «Изобильненская РБ», «Грачевская РБ», «Шпаковская РБ» и «Труновская РБ».

У семи нянек дитя хулиганит

Равно как и не в жанре фэнтези написана Конституция РФ, гарантирующая оказание медицинской помощи, назначение и применение препаратов за счет программы государственных гарантий, но никак не бюджета простых граждан. О чем, видимо, запамятовали в некоторых больницах и поликлиниках края. В итоге сам зампрокурора напомнил министерству об их непосредственной обязанности следить за тем, что происходит в вверенных им медучреждениях. А происходит же то, что у семи нянек дитя вразнос пошло.

«Факты приобретения лекарственных средств за счет пациентов, необоснованные отказы в выписке льготных рецептов выявлены в районных больницах Апанасенковской, Арзгирской, Ипатовской, Левокумской, Шпаковской, Георгиевской, а также в „Ессентукской городской поликлинике“, „Городской клинической больнице“ Пятигорска, „Городской детской поликлинике № 2“ Ставрополя», — отмечено в документе, где нарушения сыплются словно из рога изобилия.

«Ненадлежащее техническое состояние помещений выявлено в ГБУЗ СК «Краевой центр специализированных видов помощи № 1», «Пятигорская межрайонная станция скорой медпомощи», « Городская клиническая больница» Пятигорска, «Изобильненская районная больница», «Арзгирская районная больница», «Новоселицкая районная больница», «Минераловодская районная больница» и «Минераловодский межрайонный родильный дом».

И это не говоря уже о нарушениях руководством районных и городских больниц условий госзакупок, когда поставщикам приходилось чуть ли не с боем выбивать деньги за товар. Кроме того, медперсоналу пяти учреждений не начислили вовремя положенные им коронавирусные выплаты и страховки при заболевании. Еще несколько больниц и поликлиник нарушали сроки проведения ПЦР — исследований у пациентов, а кислородные станции эксплуатировали с нарушениями. Минздрав же, видя все это, молчал.

Теперь вот говорит прокуратура. И не просто говорит, а требует от министра здравоохранения «безотлагательно рассмотреть настоящее представление, принять конкретные меры» и решить «вопрос об ответственности виновных должных лиц» министерства.

"