Posted 28 февраля 2021, 14:32
Published 28 февраля 2021, 14:32
Modified 16 октября 2022, 18:49
Updated 16 октября 2022, 18:49
Напомним, что на прошлой неделе в Ставрополе случился транспортный коллапс, во время которого общественный транспорт почти не ходил, а службы такси, воспользовавшись ситуацией, взвинтили стоимость своих услуг.
Монополия и завышение цен
В социальных сетях на работников индустрии обрушился град недовольств, в том числе от известных в городе общественников урбанистов. Так, руководитель НКО «Города за здравый смысл» Станислав Киреев опубликовал по горячим следам пост о возможности государства влиять на ценообразование в бизнесе.
«Наша государственная экономическая модель подразумевает создание каких-то монструозных гигантов, когда крупные компании имеют возможность, заняв какую-то нишу, спустя 2-3 года стать в ней монополистами, разорив или купив конкурентов. И произошедшее в Ставрополе с Яндекс.такси — явный пример такого „перекоса“, когда альтернатив на подобную услугу нет», — написал Киреев.
Общественник также привел в пример Москву, где ФАС решила проверить нескольких агрегаторов такси после двух- и трехкратного повышения цен во время снегопада в Москве 13 февраля, чтобы выяснить, насколько обоснованно агрегаторы повысили цены.
Как пишут московские СМИ, агрегаторы повысили стоимость услуг из-за невыхода почти четверти таксистов на работу из-за снегопада. Да и тарифы, якобы не менялись, просто из-за снегопада увеличилась длительность поездки, повлияв на цену.
Однако ни для кого не секрет, что на рынке такси главная рабочая схема — это «чем выше спрос, хуже условия работы, погода, ситуация на дорогах, тем выше стоимость услуги».
«Бизнес-модель Яндекс.Такси — повышение цены за высокий спрос, и предприниматель этим пользуется. Но из-за того, что Яндекс стал практически единственным агрегатором, предлагающим услуги такси, это превратилось в серьезную проблему — они как монополисты диктуют цены. Необходимо, чтобы вмешалась антимонопольная служба и отрегулировала тарифы: установила максимальную цену за километр поездки и при любом спросе, при любой сложности агрегатор не смог поднять цену выше этой планки», — предложил Киреев.
Комфорт против цены
NewsTracker решил пообщаться с руководителем проекта «Городское такси» и юридической службы союза профессиональных водителей Ставрополя Александром Клименко, чтобы узнать из первых уст, как складывалась ситуация в сфере перевозок в те дни.
Собеседник признался, что читал высказывание Киреева и совершенно с ним не согласен.
«Яндекс не является монополистом, я могу навскидку назвать компаний семь, которые занимаются пассажирскими перевозками у нас в городе: „Городское такси“, „Поехали“, „Пчелка“, „Таксолет“, „Максим“, тот же UBER. Да, Яндекс имеет львиную долю, но это вызвано не действиями Яндекса, а скорее действиями самих людей», — заявил Клименко.
Он пояснил, что у Яндекса, в отличии от других компаний-перевозчиков, активно работает политика «Машины есть всегда, в любое время». А например, более дешевый «Максим» не может гарантировать своевременную подачу автомобиля в час пик, он не дает никаких гарантий.
«Политика Яндекса также в том, что машина должна достаться тому, кто готов за нее заплатить. Работает это так, таксист, сотрудничая с Яндексом, всегда устанавливает себе и других операторов. И когда в час пик на тот же „Максим“ ему приходит заказ, пусть будет с Перспективного в центр за 150 рублей, таксист его не возьмет из-за уверенности, что через 15 минут пассажир, не дождавшись „Максим“, вызовет Яндекс за 250 рублей. А это уже бизнес, обвинять таксистов в желании заработать тоже нельзя», — пояснил собеседник.
Такси — это услуга повышенной комфортности, и она не обязательная. То есть, если человек хочет проехать с комфортом и быстро, он должен быть готов и заплатить.
«Во время коллапса оператор видел единственный вариант — освободить машины от мелких дешевых поездок и оставить такси тем, кому оно действительно необходимо и кто готов платить за комфорт. То есть, если бы 24 февраля цены на поездки не поднялись, то все машины были бы заняты, и люди, нуждающиеся в поездке, просто бы не дождались своих машин. Пока таксист едет 40 минут по снежным завалам 60-тирублевый заказ, его не могут вызвать другие люди. А из-за действий операторов в этот день пользовались услугами такси только те, кто в них нуждался. В таких случаях человек готов платить и звонит в Яндекс, зная что через 2-3 минуты машина будет, во всех остальных случаях есть более дешевые агрегаторы или общественный транспорт», — заявил руководитель «Городского такси»,
Сами рыли себе яму
По словам Клименко, он бы понял претензию, если бы горожане заказывали машину по тройному тарифу, а к ним никто не приезжал. Но претензия заключается не в этом, а в том, что ажиотаж был создан из-за отсутствия общественного городского транспорта — это не проблема водителей такси, и не они виноваты в коллапсе. Он подчеркнул, что тут претензии должны быть предъявлены в первую очередь тем, кто организовывает работу общественного транспорта.
Он также отметил, что люди, которые больше всего возмущались в социальных сетях высоким ценам на поездки в такси, зачастую просто в этот день сами поленились выкопать свой личный автомобиль, прогреть его и поехать по этим снежным завалам. Потому что те, кто ежедневно пользуется общественным транспортом, знают, как им пользоваться, когда выходить на остановку и к чему быть готовыми, когда погода подкидывает сюрпризы.
«Этот ажиотаж вызван большим количеством заказов, но если вас не устраивают цены Яндекса, не вызывайте Яндекс. Но люди все равно вызывают его, потому что им удобно, чтобы к ним быстро приехал автомобиль. Вместо того, чтобы вызвать более дешевое „Городское такси“, но которое придется подождать минут 20, потому что у нас еще пока мало машин. Но люди не хотят ждать», — сообщил собеседник.
Вина в вине
Александр Клименко обратил внимание на то, что такие коллапсы вызваны засильем маловместительных маршруток. По его мнению и опыту, городской муниципальный транспорт в виде больших вместительных автобусов и троллейбусов необходимо развивать — они будут выходить на маршруты в любых условиях в отличии от частных маршруток. Тоже самое касается и такси — если муниципалитеты создадут государственное такси, которое будет работать в любую погоду и при любых условиях за зарплату, таких проблем можно избежать.
«Да, такие изменения уменьшат частоту движения общественного транспорта, но при этом сделают ее более стабильной, и тогда такси действительно станет услугой повышенной комфортности. Кроме того, маршрутки угрожают безопасности горожан. Взять для примера перекресток улиц 50 лет ВЛКСМ и Шпаковской — один из самых болезненных в городе. В Ставрополе почему-то часто размещают остановки либо перед перекрестком либо сразу за ним, что сильно усложняет жизнь всем участникам дорожного движения, особенно самим маршрутчикам. И мы, таксисты, очень много времени проводим на дороге и видим это огромное количество нарушений ПДД. Но маршрутки уже настолько стали естественными в глазах горожан, что никто не обращает внимания на них и на их нарушения. Но это не нормально, когда, например, маршрутка едет в левом ряду — они должны ехать по крайней правой, как автобусы», — рассказал собеседник агентства.
Кроме того, Клименко обратил внимание на еще один аспект, повлиявший на коллапс — праздники.
«Давайте вспомним, когда был самый тяжелый в плане транспорта день — 24 февраля. Нельзя забывать, что большинство водителей все-таки мужчины и они могли себе позволить отдохнуть, выпить в этот день после работы. Это нормально. А утром послепраздничное состояние наложилось на погодные условия и многие посчитали нецелесообразным выходить на работу. Поэтому да, таксистов в городе было ощутимо меньше», — пояснил собеседник.
По его мнению, то же самое касается и маршруток — далеко не все отказались от работы из-за летней резины, кто-то решил остаться дома после отмечания праздника. Они ведь работали и 22, и 23, хотя в эти дни снег тоже шел.