Таксисты против общественного транспорта: кто виноват в коллапсе в Ставрополе

Аналитика
Таксисты против общественного транспорта: кто виноват в коллапсе в Ставрополе
Таксисты против общественного транспорта: кто виноват в коллапсе в Ставрополе
28 февраля, 17:32Фото: Медиахолдинг1Mi
Кто повышает тарифы такси, захватил ли Яндекс рынок пассажирских перевозок Ставрополя и что делать в случае очередного транспортного коллапса, в деталях работы в такси во время снегопада разбирался корреспондент NewsTracker.

Напомним, что на прошлой неделе в Ставрополе случился транспортный коллапс, во время которого общественный транспорт почти не ходил, а службы такси, воспользовавшись ситуацией, взвинтили стоимость своих услуг.

Монополия и завышение цен

В социальных сетях на работников индустрии обрушился град недовольств, в том числе от известных в городе общественников урбанистов. Так, руководитель НКО «Города за здравый смысл» Станислав Киреев опубликовал по горячим следам пост о возможности государства влиять на ценообразование в бизнесе.

«Наша государственная экономическая модель подразумевает создание каких-то монструозных гигантов, когда крупные компании имеют возможность, заняв какую-то нишу, спустя 2-3 года стать в ней монополистами, разорив или купив конкурентов. И произошедшее в Ставрополе с Яндекс.такси — явный пример такого „перекоса“, когда альтернатив на подобную услугу нет», — написал Киреев.

Общественник также привел в пример Москву, где ФАС решила проверить нескольких агрегаторов такси после двух- и трехкратного повышения цен во время снегопада в Москве 13 февраля, чтобы выяснить, насколько обоснованно агрегаторы повысили цены.

Как пишут московские СМИ, агрегаторы повысили стоимость услуг из-за невыхода почти четверти таксистов на работу из-за снегопада. Да и тарифы, якобы не менялись, просто из-за снегопада увеличилась длительность поездки, повлияв на цену.

Однако ни для кого не секрет, что на рынке такси главная рабочая схема — это «чем выше спрос, хуже условия работы, погода, ситуация на дорогах, тем выше стоимость услуги».

«Бизнес-модель Яндекс.Такси — повышение цены за высокий спрос, и предприниматель этим пользуется. Но из-за того, что Яндекс стал практически единственным агрегатором, предлагающим услуги такси, это превратилось в серьезную проблему — они как монополисты диктуют цены. Необходимо, чтобы вмешалась антимонопольная служба и отрегулировала тарифы: установила максимальную цену за километр поездки и при любом спросе, при любой сложности агрегатор не смог поднять цену выше этой планки», — предложил Киреев.

Фото:facebook.com

Комфорт против цены

NewsTracker решил пообщаться с руководителем проекта «Городское такси» и юридической службы союза профессиональных водителей Ставрополя Александром Клименко, чтобы узнать из первых уст, как складывалась ситуация в сфере перевозок в те дни.

Собеседник признался, что читал высказывание Киреева и совершенно с ним не согласен.

«Яндекс не является монополистом, я могу навскидку назвать компаний семь, которые занимаются пассажирскими перевозками у нас в городе: „Городское такси“, „Поехали“, „Пчелка“, „Таксолет“, „Максим“, тот же UBER. Да, Яндекс имеет львиную долю, но это вызвано не действиями Яндекса, а скорее действиями самих людей», — заявил Клименко.

Фото:Медиахолдинг1Mi

Он пояснил, что у Яндекса, в отличии от других компаний-перевозчиков, активно работает политика «Машины есть всегда, в любое время». А например, более дешевый «Максим» не может гарантировать своевременную подачу автомобиля в час пик, он не дает никаких гарантий.

«Политика Яндекса также в том, что машина должна достаться тому, кто готов за нее заплатить. Работает это так, таксист, сотрудничая с Яндексом, всегда устанавливает себе и других операторов. И когда в час пик на тот же „Максим“ ему приходит заказ, пусть будет с Перспективного в центр за 150 рублей, таксист его не возьмет из-за уверенности, что через 15 минут пассажир, не дождавшись „Максим“, вызовет Яндекс за 250 рублей. А это уже бизнес, обвинять таксистов в желании заработать тоже нельзя», — пояснил собеседник.

Такси — это услуга повышенной комфортности, и она не обязательная. То есть, если человек хочет проехать с комфортом и быстро, он должен быть готов и заплатить.

«Во время коллапса оператор видел единственный вариант — освободить машины от мелких дешевых поездок и оставить такси тем, кому оно действительно необходимо и кто готов платить за комфорт. То есть, если бы 24 февраля цены на поездки не поднялись, то все машины были бы заняты, и люди, нуждающиеся в поездке, просто бы не дождались своих машин. Пока таксист едет 40 минут по снежным завалам 60-тирублевый заказ, его не могут вызвать другие люди. А из-за действий операторов в этот день пользовались услугами такси только те, кто в них нуждался. В таких случаях человек готов платить и звонит в Яндекс, зная что через 2-3 минуты машина будет, во всех остальных случаях есть более дешевые агрегаторы или общественный транспорт», — заявил руководитель «Городского такси»,

Сами рыли себе яму

По словам Клименко, он бы понял претензию, если бы горожане заказывали машину по тройному тарифу, а к ним никто не приезжал. Но претензия заключается не в этом, а в том, что ажиотаж был создан из-за отсутствия общественного городского транспорта — это не проблема водителей такси, и не они виноваты в коллапсе. Он подчеркнул, что тут претензии должны быть предъявлены в первую очередь тем, кто организовывает работу общественного транспорта.

Он также отметил, что люди, которые больше всего возмущались в социальных сетях высоким ценам на поездки в такси, зачастую просто в этот день сами поленились выкопать свой личный автомобиль, прогреть его и поехать по этим снежным завалам. Потому что те, кто ежедневно пользуется общественным транспортом, знают, как им пользоваться, когда выходить на остановку и к чему быть готовыми, когда погода подкидывает сюрпризы.

Фото:Медиахолдинг1Mi

«Этот ажиотаж вызван большим количеством заказов, но если вас не устраивают цены Яндекса, не вызывайте Яндекс. Но люди все равно вызывают его, потому что им удобно, чтобы к ним быстро приехал автомобиль. Вместо того, чтобы вызвать более дешевое „Городское такси“, но которое придется подождать минут 20, потому что у нас еще пока мало машин. Но люди не хотят ждать», — сообщил собеседник.

Вина в вине

Александр Клименко обратил внимание на то, что такие коллапсы вызваны засильем маловместительных маршруток. По его мнению и опыту, городской муниципальный транспорт в виде больших вместительных автобусов и троллейбусов необходимо развивать — они будут выходить на маршруты в любых условиях в отличии от частных маршруток. Тоже самое касается и такси — если муниципалитеты создадут государственное такси, которое будет работать в любую погоду и при любых условиях за зарплату, таких проблем можно избежать.

«Да, такие изменения уменьшат частоту движения общественного транспорта, но при этом сделают ее более стабильной, и тогда такси действительно станет услугой повышенной комфортности. Кроме того, маршрутки угрожают безопасности горожан. Взять для примера перекресток улиц 50 лет ВЛКСМ и Шпаковской — один из самых болезненных в городе. В Ставрополе почему-то часто размещают остановки либо перед перекрестком либо сразу за ним, что сильно усложняет жизнь всем участникам дорожного движения, особенно самим маршрутчикам. И мы, таксисты, очень много времени проводим на дороге и видим это огромное количество нарушений ПДД. Но маршрутки уже настолько стали естественными в глазах горожан, что никто не обращает внимания на них и на их нарушения. Но это не нормально, когда, например, маршрутка едет в левом ряду — они должны ехать по крайней правой, как автобусы», — рассказал собеседник агентства.

Фото:Медиахолдинг1Mi

Кроме того, Клименко обратил внимание на еще один аспект, повлиявший на коллапс — праздники.

«Давайте вспомним, когда был самый тяжелый в плане транспорта день — 24 февраля. Нельзя забывать, что большинство водителей все-таки мужчины и они могли себе позволить отдохнуть, выпить в этот день после работы. Это нормально. А утром послепраздничное состояние наложилось на погодные условия и многие посчитали нецелесообразным выходить на работу. Поэтому да, таксистов в городе было ощутимо меньше», — пояснил собеседник.

По его мнению, то же самое касается и маршруток — далеко не все отказались от работы из-за летней резины, кто-то решил остаться дома после отмечания праздника. Они ведь работали и 22, и 23, хотя в эти дни снег тоже шел.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter