Posted 28 февраля 2021, 08:05

Published 28 февраля 2021, 08:05

Modified 16 октября 2022, 18:49

Updated 16 октября 2022, 18:49

Детская смертность. Почему ставропольские врачи редко отвечают за результаты родов

Детская смертность. Почему ставропольские врачи редко отвечают за результаты родов

28 февраля 2021, 08:05
Фото: Медиахолдинг1Mi.
На Ставрополье регулярно повторяются истории неудачных родов и медицинских обследований с летальным исходом. Почему в системе здравоохранения бывает так трудно добиться помощи, разбирался корреспондент NewsTracker.

«Не поднимать панику»

Очередной громкий случай произошел в районной больнице города Благодарный в конце января.

Молодая женщина Елена Капустянская, будучи на 40-й неделе беременности, готовилась рожать в больнице. Гинеколог ее осмотрела и разрешила отложить оформление в стационар еще на 3 дня, чтобы не ложиться в больницу накануне выходных. Капустянская вернулась в больницу 26 января. Консилиум врачей определил ее в палату. Оставалось ждать начала схваток.

Проблемы начались на третий день госпитализации. Беременная обратила внимание, что ребенок замер и перестал шевелиться. Врачи посоветовали «не поднимать панику — все дети перед родами затихают».

«Я первородка, не знаю, как на самом деле должно быть. Я же под наблюдение врачей легла, чтобы они меня осмотрели, посоветовали, что как. В пятницу утром просыпаюсь. У меня живот уже начинает каменеть, такой тугой был. Спазмы только идут и все. Шевелений нет», — рассказала Капустянская.

Но реакция врачей не изменилась и на следующий день. Врачи не спешили, обещали, что роды пройдут без кесарева сечения, и просили «не поднимать панику», вспоминает собеседница агентства. Несмотря на уверенность, врачи на всякий случай дали беременной таблетку «Мифепристона» (обычно применяется для прерывания беременности на ранних сроках и вызова родов). Но таблетка не подействовала, к концу дня стало только хуже.

Поздно вечером 29 января по просьбе роженицы медсестра провела кардиотокографию (КТГ). Оказалось, что сердцебиение плода сохраняется. Видимо, для надежности, беременную через полчаса еще раз вызвали на диагностику в родильный зал.

«Поставили еще одно КТГ, только там были сильнее датчики. Шевелений не было. Но стояла врач-акушерка, они утверждали, что „вот шевеление, ты что не чувствуешь?“. Я говорю: нет, не чувствую. Она говорит: у нее схватки идут, она к утру зарожает. Я же не понимаю по датчикам этим. Просто я чувствую, что у меня живот каменный», — вспоминает Капустянская.

«Вскрытие покажет»

Всерьез пациенткой занялись только 30 января, когда сменился дежурный врач. Когда врач узнала, что ребенок третий день не шевелится, беременной тут же назначили диагностику плода, а затем приняли решение делать кесарево сечение.

Ребенок родился около четырех часов по полудню и прожил меньше двух часов. Как выяснилось позже, у младенца не раскрылись легкие, но в остальном он был полностью здоров.

Медики, вероятно, рассчитывали списать смерть на инфекцию или другие выдуманные врожденные патологии, считает Капустянская. «Врачи мне сказали, когда еще вскрытие не было сделано: может, была внутриутробная инфекция, вскрытие покажет», — рассказала собеседница агентства.

Сама женщина абсолютно уверена, что пневмония, которую врачи называли среди возможных причин смерти младенца, тоже исключена. В качестве доказательства Капустянская прошла флюорографию в частной клинике Ставрополя.

Поэтому еще до выписки из больницы муж Елены написал заявление на врачей. По факту смерти младенца возбуждено уголовное дело по статье о причинении смерти по неосторожности.

Единственным объективным исследованием до сих пор остается экспертиза патологоанатома, который и сделал выводы о нормальном состоянии здоровья ребенка.

Минздрав края проводит собственную проверку, которая длится несколько недель. Министерство пока никак не прокомментировало причины трагедии. На жалобу самой роженицы министерство тоже до сих пор не ответило.

Причины трагедии

Капустянская готова довести дело до конца. Если проверка не даст результатов, женщина намерена жаловаться в федеральные органы, чтобы добиться наказания виновных медиков. Свою трагедию она считает симптоматичной для всей системы здравоохранения в крае.

В ее истории сложились основные хронические проблемы отечественной медицины: старые палаты, много лет не видевшие ремонта; халатность акушера-гинеколога, которая ни разу ее не навестила в палате ни до, ни после родов; и самоуверенность врачей.

«Там за врачей все делают акушеры. В первые дни, когда я лежала, еще кто-то заходил ко мне из врачей. Потом приходили анализы брали акушеры, капельницы ставили акушеры, мазки брали после операционной тоже акушеры. У них медсестры и акушеры работают за врачей. Врач заходит только спрашивает „как дела“ и все», — рассказала Капустянская.

Самое страшное, что подобные случаи не редкость, такую же трагедию пережили еще как минимум трое ее знакомых в Благодарном, отмечает собеседница агентства.

«Следователь сказал, что в крае такое очень часто стало происходить. Я сама знаю трех людей, у которых были такие случаи. Одна знакомая два-три года назад родила на седьмом месяце мертвого ребенка. Ее закололи, закапали какими-то капельницами, и ребенок замер. Многим тяжело перенести такую боль, поэтому опускают руки и не добиваются справедливости», — отметила Капустянская.

Сползание демографии

На самом деле официальная статистика показывает снижение младенческой смертности на Ставрополье. За 2012–2019 год количество смертей новорожденных уменьшилось на 58%, по данным Северо-Кавказстата. В 2019 году умерли 129 младенцев, в 2012 году — 310.

Частота случаев, по данным Минздрава, сократилась на 30% за последние 5 лет. Показатель смертности в 2015 году составлял 8 случаев на тысячу родившихся детей, в 2019 году — 5,7 на тысячу младенцев.

Но рождаемость тоже снижается. Количество новорожденных уменьшилось за тот же период почти на четверть (-23%), по данным Северо-Кавказстата. На Ставрополье в 2015 году родилось 36,3 тысячи младенцев, в 2019 году — уже 27,9 тысячи.

Минздрав видит две основные причины снижения рождаемости: демографический провал девяностых и социальная нестабильность.

О первом факторе власти говорят уже давно, объясняя неудачи в демографической политике региона. За последнее десятилетие число женщин в детородном возрасте (15-49 лет) на Ставрополье снизилось на 6,5%. Если в 2010 году в крае было 728 тысяч потенциальных матерей, то к началу 2020 года их число сократилось до 680 тысяч.

На этом фоне прогнозы специалистов пессимистичные. Эксперты прогнозируют отрицательное развитие демографической ситуации в Ставропольском крае. К 2035 году уровень рождаемости снизится еще на 10% — до 26,7 тысячи младенцев в год.

Не только младенцы

Одновременно Минздрав проверяет причины еще одной недавней смерти. В Георгиевске в начале февраля умерла десятилетняя пациентка с признаками диабета.

Мать привела дочь в больницу 2 февраля. По данным источника NewsTracker, у девочки были признаки одышки и побледнения, она с трудом передвигалась.

После осмотра врача, как утверждает источник, девочку направили на анализ крови и не оказали помощи для передвижения по территории больницы. У десятилетней пациентки оказался повышенный сахар в крови, но матери об этом не сообщили. Девочка скончалась спустя два дня после осмотра, 4 февраля.

Похожий случай в Ессентуках изучает Следственный комитет. Десятилетняя девочка поступила в больницу Ессентуков 3 февраля и скончалась, не приходя в сознание. Возбуждено уголовное дело.

Только после губернатора

История повторяется. Год назад из-за целого ряда смертей младенцев и их матерей появилось коллективное письмо с требованием отставки министра здравоохранения и двух его заместителей.

Пострадавшие тогда составили коллективное обращение с описанием всех известных им случаев, когда врачебная ошибка привела к смерти ребенка или роженицы. Таких историй с 2014 года набралось около десяти. Трагедии случались в Ставрополе, Железноводске, в селе Красногвардейском

В большинстве случаев смерть младенцев и рожениц была связана с кесаревым сечением.

Министерство откупилось увольнением замминистра Натальи Козловой, которая курировала вопросы детства и материнства. Козлова лишилась своей должности через месяц после обращения матерей, но официально причины ее отставки Минздрав не комментировал.

Отставка Козловой случилась только после вмешательства губернатора Владимира Владимирова. Встречи с ним добилась одна из членов инициативной группы пострадавших от акушеров Вера Келасова. Она сама потеряла дочь Диану из-за врачебной ошибки. После разговора с Келасовой-старшей губернатор распорядился провести внутреннюю проверку в министерстве, которая закончилась уходом Козловой.

Отставки не единственный способ решения вопроса. Иногда врачей наказывают материально.

Недавно завершились судебные тяжбы с горбольницей Железноводска, где в 2018 году младенец умер после неудачной операции кесарева сечения. Апелляционный суд признал вину больницы и подтвердил вынесенное ранее решение о присуждении компенсации морального вреда родителям в 1 миллионов рублей.

Подпишитесь