Posted 27 декабря 2020,, 17:41

Published 27 декабря 2020,, 17:41

Modified 16 октября 2022,, 19:01

Updated 16 октября 2022,, 19:01

Бизнес без обязательств: как работают на Ставрополье частные дома для стариков

27 декабря 2020, 17:41
Смогут ли выжить старики в случае пожара в доме престарелых, кто ответит за возможное ЧП и из-за чего отложили проверки стардомов на Ставрополье, разбирался корреспондент NewsTracker.

Невозможность проверок

Напомним, что 15 декабря в Башкирии начался пожар в одноэтажном здании с мансардой, зарегистрированном как «Дом милосердия». По сути это дом престарелых, где на постоянной основе находилось более 10 стариков, инвалидов. Согласно открытой информации, персонал покинул горящее здание самостоятельно, а вот 11 неходячих подопечных погибли в огне.

«Чудовищная трагедия в Башкирии. Этой ночью в Доме престарелых в селе Ишбулдино произошел крупный пожар. Источники в экстренных службах сообщают, что пансионат не имел лицензии на постоянное проживание постояльцев», — посетовал в своем телеграмм-канале депутат, член комитета по социальной политике и здравоохранения Думы Ставрополья Николай Новопашин.

После произошедшего по многим регионам России прокатилась волна проверок домов престарелых на предмет нарушения пожарной безопасности. В надзорные органы обращаются родственники пожилых постояльцев, те, кто только думает над размещением своих престарелых родственников в домах престарелых, да и обычные люди, кому не безразлична судьба стариков.

Но проверяющие столкнулись с серьезной проблемой — новая коронавирусная инфекция. Из-за пандемии большинство домов престарелых сейчас работают в закрытом режиме.

Как рассказал NewsTracker источник из социальной сферы, все объекты перешли на вахтовый метод, то есть сотрудники домов практически живут вместе со своими подопечными, не покидая рабочее место неделями, чтобы не пустить инфекцию к старикам, для которых болезнь может оказаться смертельной.

«Закрытое помещение, много пожилых с сопутствующими заболеваниями — дома престарелых просто превращаются в кладбище. С начала пандемии уже несколько раз были случаи вспышек, там инфекция распространяется быстро. Я сам не видел, но информация ходит. Все стараются замять, чтобы не допустить панику. Поэтому дома престарелых и ушли в такой жесткий режим, чтобы не допустить заноса инфекции. Сдерживать слухи вечно невозможно», — рассказал собеседник.

Он пояснил, что вывести на откровенный разговор сотрудников таких домов сложно. Из-за смены графика и повышенной опасности заражения новой коронавирусной инфекцией им серьезно увеличили размеры заработной платы. Теперь работники дорожат своей должностью и вряд ли расскажут, как там обстоят дела на самом деле.

Государственные и частные

На Ставрополье действуют два вида домов престарелых: государственные и частные. И к первым вопросов почти нет.

Во-первых, их деятельность контролирует министерство труда и социальной защиты, и они обязаны выполнять все требования надзорных органов. К ним до пандемии регулярно приходили проверки, специалисты проходили обучения, как действовать в случае чрезвычайных ситуаций. И по бумагам, как минимум, у них все «чисто».

«Нужно понимать, что дома престарелых — это такое место, которое при любой подготовке кадров не справится со спасением всех. Просто представьте из 70 постояльцев, пусть 20 самостоятельно передвигаются, остальные парализованные, лежачие. А теперь представьте, если пожар начнется, особенно ночью. Сколько там сотрудников? Одна ночная сиделка? Может еще 5-6 человек? Скольких постояльцев они смогут вынести? Да, почти никого», — рассказал источник.

В странах Европы, например, развита новая система в подобных учреждениях. Там есть выходы на улицу из каждой комнаты, иногда даже автоматизированные. А значит стариков не надо перекладывать с кровати на кресло и выкатывать по одному из запутанных коридоров на улицу. А если здание двухэтажное, то за жителями второго этажа в случае ЧП просто не останется смысла подниматься — слишком большие затраты времени. Поэтому остается надеяться, что постоянный контроль за состоянием здания и системы пожаротушения не подведут.

С частными же проблем гораздо больше. Член комитета по социальной политике и здравоохранения Думы СК Николай Новопашин обратился к прокурору Ставропольского края с просьбой выявить и проверить деятельность таких организаций социального обслуживания, предназначенных для постоянного проживания престарелых и инвалидов. Однако пока проверку не провели.

«Из тех некоммерческих организаций, которые я нашел в интернете, можно составить целый реестр, но мы совершенно не знаем степени их благонадежности. Очень часто под видом помощи сектанты и мошенники выманивают у престарелых людей денежные средства и имущество, и ни о каком уходе и заботе речи не идет. Часто нет ни лицензий, ни условий, ни пожарной безопасности, что приводит к трагическим последствиям», — рассказал Новопашин.

Не подходите к кормушке

Только через поисковик можно найти десятки домов престарелых, на сайтах которых нет никакой четкой информации об их деятельности кроме красивых рекламных слов.

И уже на этом этапе бросается в глаза разнообразие названий вида деятельности, которые прописывают в документах руководители таких учреждений. Тут и пансионаты, интернаты, дома престарелых, дома пожилого человека, дома сестринского ухода, дома инвалида.

Как признаются сами предприниматели, создать такое заведение не сложно. Так как государство не регулирует эту сферу деятельности, и законодательно закрепленных требований нет. Достаточно лишь открыть ИП на упрощенке и готово — гостиница для престарелых. Никто не будет следить, как там происходит уход за постояльцами и переживать за их будущее.

По сравнению с бюджетными стардомами, у частных множество плюсов. И развлекательная программа, и питание пять раз в день, и благоустроенная территория. Все это показывают на экскурсии. Поэтому и ночь в таком заведении равноценна неплохому отелю.

«Открыть пансионат недорого, создать красивую картинку, разместить на сайте фотографии улыбающихся стариков и расписать ежедневную развлекательную программу с танцами, музыкой и аниматорами — готово. Многие предпочтут это государственным домам, где бедные медсестры не справляются с числом больных, царит атмосфера одиночества и безысходности. Даже если это на самом деле это не так, впечатление складывается именно такое. Плюс в государственный не так просто попасть, надо попадать под критерии, оформлять кучу бумаг, да еще и стоять в очереди придется. Но мало кто задумывается, что происходит внутри», — рассказал источник в социальной сфере.

По его словам, в государственных домах хотя бы есть регламент, по которому надо работать. В частных — кто в лес, кто по дрова. За красивой картинкой сайта часто даже не стоит имени руководителя, официального адреса и данных о предпринимателе. Данные просто не указаны. Кому предъявлять претензии в случае проблем?

Большинство таких частных домиков зарегистрированы в соседних регионах — Ростовской области, Краснодарском крае, а некоторых вообще нет в реестре юридических лиц. Отдельные пансионаты по документам осуществляют «Предоставление социальных услуг БЕЗ обеспечения проживания престарелым и инвалидам».

Адреса, которые указаны на сайтах, вообще не отмечены как предприятия. Просто обычные частные дома. Как пояснил источник, в случае какой-то проверки или рейда, они будут вообще открещиваться от предпринимательства и доказывать, что старики просто по дружбе остановились тут пожить и там нет никакой коммерческой основы отношений. Получается предприниматели арендуют дом, создают сайты и зарабатывают деньги, избегая всех обязанностей юрлиц.

К слову, большинство таких частных домов тоже не одноэтажные и не оборудованы средствами пожаротушения, а значит, в случае пожара выжить в таком пансионате практически невозможно.

А чтобы не привлекать к себе лишнее внимание, они отказываются от любых сторонних взаимодействий. Так, например, волонтеры, решившие поработать с постояльцами домов престарелых, столкнулись с серьезным отпором частников, мол, к кормушке не подходить. Чего испугались частники сказать сложно, но факт остается фактом.

"