Posted 27 апреля 2021,, 12:10

Published 27 апреля 2021,, 12:10

Modified 16 октября 2022,, 18:54

Updated 16 октября 2022,, 18:54

Почтальон в законе: как начальник почтамта на Ставрополье возрождала крепостное право

27 апреля 2021, 12:10
Поборы, взятки, незаконная торговля и «мертвые души». Сотрудники почтамта на Ставрополье впервые откровенно рассказали о нравах, которые царят в крупнейшей российской организации.

«Почта России» – один из старейших и самых известных отечественных брендов. Сегодня почта является не только крупнейшей по количеству отделений российской организацией, ключевым оператором связи, но и важным социальным институтом развития села. Через нее многие сельчане получают пенсию, товары первой необходимости и оплачивают коммунальные услуги.

Однако в последнее время систему «Почты России» в Ставропольском крае сотрясают громкие скандалы. Как уже сообщал NewsTracker, директор макрорегиона «Северный Кавказ» (то есть руководитель всей организации на Ставрополье и регионах СКФО) Сергей Муратов заключал договоры аренды помещений для почты с близкими родственниками или подконтрольными ему лицами. Проверка, которая проводилась в отношении высокопоставленного начальника, ни к чему не привела: Муратов не расторг спорные контракты и продолжает работать, как ни в чем не бывало.

Как выяснили корреспонденты агентства, кумовство, поборы, взятки и приписки действуют на всех уровнях «Почты России». А самая вопиющая история произошла в Благодарненском почтамте.

Страх и ненависть на почте

Несколько сотрудников почтовых отделений, относящихся к Благодарненскому почтамту, решили нарушить негласный обет молчания, который уже много лет царит в организации. Женщины, которые попросили не указывать их личности и должности, рассказали о нравах, царящих в районном филиале АО «Почта Россия». По словам сотрудниц, начальник Благодарненского почтамта Любовь Серова практически превратила государственное предприятие в собственную вотчину.

От начальников и сотрудников почтовых отделений требовали выполнять план по подписке на газеты и журналы, по продаже товаров, по оформлению страховки платежей и т.д. План нужно было выполнять любой ценой. Тех, кто не справлялся, ждали наказания – как материальные, так и моральные. Первые заключались в том, что сотрудников лишали премий и заставляли «делать план» за свой счет, то есть выписывать ненужные газеты и покупать товары. Второй вид наказаний заключался в прилюдных оскорблениях сотрудников.

«Их не волновало, как, хоть за свои деньги, но план выполняй. Это касается и подписки, и продажи товаров. Если план по подписке не выполняешь – выписываешь [газеты и журналы за свой счет]. А если нет – то увольняйся. А она получала хорошие премии за то, что выполнялась подписка. И так было каждый год. Так же было с продукцией. Ее никто не покупает, но надо было навязывать [покупателям]. Как хотите продавайте, но деньги чтобы были», - рассказала одна из сотрудниц.

Работники с ужасом вспоминают смены, когда приходилось отчитываться о выполнении плана. Если добиться поставленных показателей по продажам и подпискам не удавалось – а этого не удавалось почти всегда, поскольку планка ставилась практически недостижимая – то сотрудников ждала «публичная порка».

«Их не волновало, как, хоть за свои деньги, но план выполняй»

«Если ты выполнил план, то ты еще мог получить ее снисхождение. А если не выполнил – то это постоянные оскорбления в твой адрес и адрес твоей семьи. Так работать невозможно – с постоянными унижениями, оскорблениями», - говорит сотрудница.

Дань, ясак или оброк?

По словам сотрудников, Любовь Серова будто пыталась возродить на почте давно забытые крепостные нравы. Она не только распоряжалась деньгами организации и работников как своими, но и облагала их своеобразной данью, рассказывают жительницы Благодарного.

«Они создают какие-то комиссии. Нас, начальников отделений, собирают, заставляют сдавать деньги, чтобы эти комиссии не приезжали и не проверяли. Постоянные поборы в пользу Муратова (директора макрорегиона «Северный Кавказ» АО «Почта России» Сергея Муратова – прим. ред.). У него постоянно праздники какие-то, постоянно конвертики, передаваемые самой Серовой. Но доходили ли они до Муратова – мы не знаем», - рассказала источник NewsTracker.

По словам собеседницы, суммы, которые они должны были регулярно сдавать Серовой, были небольшие – от 1 до 5 тысяч рублей за раз. Но эти поборы осуществлялись регулярно и со всех почтовых отделений округа, утверждает сотрудница почтамта.

«Эдельбай, Александрия (почтовые отделения в селах округа – прим. ред.) рассказывали, что передавали ей суммы от тысячи до 5 тысяч рублей. Деньги сдавались на комиссии, на экзамены. Экзамены мы могли не сдать. А если не сдадите – то улетите с работы», - продолжает сотрудница.

Конечно, не все работники молча терпели унижения и поборы. Но, когда кто-то возвышал голос и требовал от Серовой соблюдения своих прав, та отвечала, что ей ничего не страшно. И не удивительно: сын начальницы почтамта Артем Серов занимает высокую должность в системе МВД, а сама она не раз кичилась перед подчиненными связями «на самом верху», дружбой с начальником макрорегиона Сергеем Муратовым и другими.

«Рассказывали, что передавали ей суммы от тысячи до 5 тысяч рублей. Деньги сдавались на комиссии, на экзамены»

«Одна сотрудница записала на диктофон, как Серова ее унижала и оскорбляла, и обещала написать жалобу. Серова ей ответила, мол, жалуйся куда хочешь, мне все равно. Она позволяла себе такое, потому что ее сын Артем Серов работает в органах. И также у нее близкие отношения с Сергеем Муратовым, чья жена работает в краевом суде. Поэтому она вела себя вольготно и никого не боялась. Когда мы говорили, что будем жаловаться, она говорила: «Всегда пожалуйста. У вас ничего не получится», - говорят сотрудники.

Секонд-хэнд на почте

Несколько лет назад работники почтовых отделений по всему Благодарненскому округу получили странное задание сверху. Им прислали тюки и пакеты с ношеными вещами и потребовали выставить их на продажу в залах почтовых отделений – вместе с продуктами, канцтоварами и бытовой химией, которые обычно продаются на сельских почтах. На резонные вопросы сотрудников им ответили: товары приходят из Ставрополя и нужно их продавать, не задавая лишних вопросов. А выручку сдавать лично начальнице почтамта Серовой.

На почте организовали секонд-хэнд: продавали бытовую технику, предметы утвари, посуду, одежду и даже нижнее белье – все бывшее в употреблении.

«Любовь Петровна предложила продать кое-какие вещи. При этом она говорила, что это вещи нее ее, а неких «крутых» работников ставропольского УФПС Светланы Цупило и Губаревой Элеоноры. Нужно помочь им продать их. В начале это были небольшие сумки и пакеты, потом это было поставлено на поток. Она присылала вещи, написанные своей рукой накладные с суммами, которые мы должны были ей вернуть», - вспоминает начальник одного из отделений.

По ее словам, на почте организовали целый секонд-хэнд: продавали бытовую технику, предметы утвари, посуду, одежду и даже нижнее белье – все бывшее в употреблении.

«Что-то продавалось, а что-то нет. Поставки были частыми. Некоторые вещи были в нормальном состоянии, кое-что можно было вообще выбрасывать в мусор. Вещи продавались от 10 рублей и выше. Если вещи не продавались, то она говорила: «Ну возьми в кассе, потом положишь». Вот так она брала деньги в кассе, а вещи не продавались», - говорит сотрудница почты.

По словам работников, вся выручка от продажи старых вещей сдавалась ими отдельно от остальной кассы. Некоторые почтовые отделения оставались «лавками старьевщика» с 2016 года до последнего времени.

«Мертвые души» не по Гоголю

Возродили на Благодарненском почтамте и еще одну старую русскую традицию, воспетую Николаем Гоголем в его бессмертной поэме. Во многих почтовых отделениях завелись самые настоящие мертвые души.

Как сообщил источник NewsTracker в правоохранительных органах, с 2009 года Любовь Серова устраивала на работу в отделения почтовой связи своих знакомых и местных жителей, которым нужен был трудовой стаж. Люди формально числились сотрудниками. На банковские карты, оформленные на их имена, исправно начислялась зарплата. Следствию известны по меньшей мере 11 человек, фиктивно трудоустроенных в отделениях Благодарненского почтамта. Ущерб государству оценивается примерно в 7 миллионов рублей.

Интересно, что в 2009 году Серова уже попадалась на трудоустройстве мертвых душ. Тогда на нее завели уголовное дело по статье «Служебный подлог» и она была признана виновной. Но, несмотря на судимость, Серова осталась работать и даже сохранила должность.

По словам сотрудников, с которыми удалось поговорить NewsTracker, о мертвых душах на почте знали многие.

«Они были во многих отделениях – 420-м, 421-м, 423-м и других. На этом она заработала, как рассказывают, на две квартиры в Ставрополе, квартиру для дочери, дом обставила на несколько миллионов рублей, купила дорогую машину, помогала сыну и внукам… Когда приехала проверка из Москвы, она впервые почувствовала, что за нее могут взяться. Она испугалась и начала увольнять этих людей [которых фиктивно устроила на работу]. После этого она стала уговаривать их или угрожать им, чтобы они, в случае опросов, говорили, что они действительно работали и получали деньги», - рассказала источник издания.

«Средняя зарплата у начальников отделений – 23 тысячи. Но мы этих денег не видим»

Сейчас сотрудники Благодарненского почтамта требуют одного – провести проверку в отношении руководства и, если данные о злоупотреблениях подтвердятся, привлечь их к ответственности.

«Мы хотим обратиться к правоохранительным органам, чтобы они навели порядок в организации в Ставропольском крае. Чтобы люди могли работать, не боясь погрязнуть в долгах, а работали для себя, для души… Средняя зарплата у начальников отделений – 23 тысячи. Но эти деньги мы почти не видим. Когда не выполняешь план, она заставляет нас вносить в кассу собственные деньги. И при этом мы постоянно терпим унижения и оскорбления», - рассказали сотрудницы почтовых отделений.

Какой будет сельская почта на Ставрополье – современным и нужным предприятием или заповедником крепостного права – сейчас зависит не только от руководства организации, но и от реакции правоохранительных органов. До сих пор местным «князьям» удавалось оставаться безнаказанными.

"