Posted 27 января 2021,, 14:33

Published 27 января 2021,, 14:33

Modified 16 октября 2022,, 18:54

Updated 16 октября 2022,, 18:54

Другие мотивы: почему большинство республик СКФО не поддержало митинги Навального

27 января 2021, 14:33
В Северо-Кавказском федеральном округе митинги в поддержку Алексея Навального прошли только в Ставропольском крае, люди также вышли на площадь в Дагестане. В остальных регионах сообщений об акциях не было. Корреспондент Newstracker попытался выяснить, почему оппозиционер не пользуется популярностью в республиках.

Ничего не произошло

Во многих городах России 23 января проходили митинги в поддержку Алексея Навального. Исключением стали большинство республик Северо-Кавказского федерального округа.

Как сообщил представитель пресс-службы МВД по РСО-Алания, в республике не было сборов людей. «Все было тихо, спокойно. Никаких митингов, никаких нарушений не было», — отметил сотрудник.

Представитель отделения информации и общественных связей МВД по Карачаево-Черкесской Республике также рассказал, что в регионе не было митингов и задержанных. В таком же отделении Ингушетии сообщили, что там акции не проходили.

В пресс-службе МВД по Чеченской республике не удалось уточнить, собирались ли там люди в субботу, однако в открытых источниках нет данных о сборах. При этом известно, что уроженец Чечни устроил драку с полицейскими на митинге в Москве, стычка попала на видео. Депутат Госдумы от Чечни Адам Делимханов предложил молодому человеку помощь, если тот «появится» и откажется от оппозиции.

В пресс-службе МВД по Кабардино-Балкарии в ответ на запрос сообщили, что 23 января на территории республики групповых нарушений общественного порядка не допущено. «Несогласованные протестные акции не проводились», — добавили представители ведомства.

В то же время, по данным пресс-службы, жительница Прохладного, позиционирующая себя как общественный деятель, задержана по статье 27.3 КоАП РФ «Административное задержание» и в отношении нее возбуждено дело об административном правонарушении по части второй статьи 20.2 (призывы к проведению несогласованного публичного мероприятия) КоАП РФ. «Судьей Прохладненского городского суда КБР вынесено постановлении в отношении гражданки в виде административного штрафа в размере 20 тысяч рублей», — сказано в ответе.

Кроме этого, по данным ведомства, в вечернее время 25-летний житель Нальчика, находясь на площади Согласия, выразился нецензурной бранью в отношении лиц, осуществляющих государственную власть Российской Федерации. «В отношении мужчины составлен протокол об административном правонарушении по части третьей статьи 20.1 КоАП РФ (распространение информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации).

Сотрудник отдела информации и общественных связей МВД по республике Дагестан сообщил корреспонденту Newstracker, что у него нет информации по поводу субботних акций. «Без комментариев», — добавил он. Однако СМИ сообщали, что на главной площади Махачкалы 23 января было задержано более 40 человек, в том числе школьники и журналисты. При этом, как утверждает пресса, плакат развернул один человек, остальные люди просто стояли на площади группами.

Митинги прошли в Ставропольском крае: люди собирались в Ставрополе и Пятигорске. В столице региона было задержано около 40 человек, в том числе журналист Newstracker, выполнявший редакционное задание.

Уровень жизни или старые лозунги

На вопрос о том, почему во многих республиках люди не выходили на митинги в поддержку Навального, ответила главный научный сотрудник Института социальной политики НИУ ВШЭ Наталья Зубаревич. «Можно сказать — не знаю, а если копнуть глубже — найдете ли там крупногородское, образованное, модернизированное и при этом относительно не бедное население с современной системой ценностей? Его там очень мало… И проблемы там другие», — сообщила эксперт. Она пояснила, что речь идет о социально-экономических проблемах в широком спектре, от безработицы, низких доходов, трудностей поиска работы без блата и взяток и так далее, а также «самого жесткого в стране прессинга силовиков».

Директор Центра политического анализа Павел Данилин, считает, что Алексея Навального не поддерживали на Северном Кавказе по другой причине. «Напомню, что в ходе митингов 2011 года Навальный выходил на трибуны с криками „Хватит кормить Кавказ“. На Кавказе долгая память, и они этого ему не забудут. Я не думаю, что с тех пор Навальный изменил свое отношение к Кавказу, поэтому, конечно, к нему настроены крайне негативно», — считает он.

Что касается жителя Чечни, который дрался с полицейскими в Москве, то Данилин полагает, что молодого человека могли нанять. Собеседник сообщил, что после митингов заведено уголовное дело в отношении двух ребят из Калмыкии. «И вполне очевидно, что Навальный и его клиентела набирали себе боевиков в регионах с низким уровнем жизни, где можно за деньги нанять провокатора, который готов будет к столкновению с силами правопорядка. Собственно, этим я и объясняю уроженца Чечни и калмыков среди тех, кто устраивал провокации», — сообщил политолог.

Он добавил, что власти решили помочь молодому человеку, «потому что он уроженец Чечни». «Своих не бросают, кланы есть и прочее. И потом, что значит помочь? От него потребовали, чтобы он явился, не скрывался. После того, как он передаст себя в руки правоохранительной, судебной системы, ему окажут поддержку. Это логично, это в рамках закона», — добавил Данилин.

Причем здесь мнение старших

Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев рассказал, что отсутствие митингов во многих республиках связано с большей традиционностью северо-кавказского общества.

«Шествия — это в первую очередь молодежь. Старшее поколение в центральных районах страны, мягко говоря, их не поддержали. И понятно почему: тем, кому сейчас под 60 или 50, прекрасно помнят, как им не нравился Михаил Горбачев и поздний Советский Союз. Все были против, и в результате жить стали гораздо хуже. Молодежь этого не знает, и у нее может появиться искреннее желание улучшить мир за счет смены руководства. Именно поэтому на молодежь давит непарламентская оппозиция», — сообщил Журавлев.

Политолог отметил, что на Северном Кавказе слово старшего — закон для молодого, в отличии от других регионов. «Если я своим племянникам скажу не ходить, они может и не пойдут, но не из уважения ко мне, а потому что сами не захотят. А на Северном Кавказе, я думаю, что старшие сказали „нет“ и „нет“ сказали младшие», — считает эксперт.

Журавлев привел слова одного дагестанского начальника, который сказал: «Мы к вам добровольно не входили, добровольно не уйдем». «В России 90% кавказской экономики — это дотации. Естественно, что [первые] лица Северного Кавказа совершенно спокойно этого не хотят. Они свою позицию транслируют взрослым, а взрослые — молодежи. В центральных районах молодежи плевать, что думает губернатор. А для молодежи Кавказа это традиционно значимая точка зрения», — заключил он.

Дагестан и драка в Москве

Генеральный директор Института региональных проблем предположил, что жители Дагестана вышли на площадь из-за смены руководства. «Причем даже не из-за последней, а предыдущей. С определенного момента там руководители менялись, а это родоплеменные группы. Как я понимаю, осталось много недовольных», — сообщил Журавлев.

Он уточнил, что недовольства начались после ухода с поста главы Дагестана Магомедсалама Магомедова, который сейчас является замглавы администрации президента. До этого, с 90-х годов, долгое время руководил территорией его отец — Магомедали Магомедов. «При этих руководителях старались распределить должности между народами, чтобы не обидно было. Старались назначать взвешенно, именно поэтому так долго просидели, что хватило и на папу и на сына», — рассказал эксперт.

Журавлев предположил, что сторонники тех, кто считает себя обиженным последующими заменами, сказали: «Хотите — выходите». «Если в Чечне есть один Кадыров, и его четкая позиция «Мы за власть», то в Дагестане: «Мы, конечно, за власть, но против соседней группы», — добавил собеседник.

Эксперт заключил, что выход людей на площадь в Махачкале может быть связан с внутриполитической ситуацией. «Социально-экономические проблемы, которые заставляли людей выходить, одинаковые на Северном Кавказе», — считает Журавлев.

Что касается уроженца Чечни, который дрался с полицейскими в Москве, то он делал это не дома, отметил эксперт. «Понимаете, в присутствии своего папы он бы не дрался на митинге с правоохранителями. Ему бы это в голову не пришло, потому что отец бы сказал: „Домой“. И он бы пошел домой. А в Москве, где мама с папой далеко, а друзья, которые против власти, рядом, как себя мужчиной не показать?», — отметил собеседник.

Журавлев сообщил, что не удивился бы, если бы узнал, что молодежь Северного Кавказа разделяет точку зрения своих сверстников из центральных регионов. «Просто они не будут это высказывать, потому что их старшие против. Но, может быть такое, что и не разделяют эту точку зрения, это социологию надо смотреть», — добавил он.

Собеседник отметил, что при нынешней возрастной структуре Кавказа, где молодежи подавляющее большинство, проблема безработицы стоит острее, чем в других регионах страны. «Пенсионерам работа не нужна, а молодежи как раз нужна и очень. Сами понимаете, безработным не нравится то, что происходит вокруг. Но только они не будут ничего говорить, потому что работодатели — это старшины их родов. Как против них выступать? Это ж свои-родные», — рассказал эксперт.

Политолог считает, что такая ситуация на Кавказе не должна приводить власти в благодушное настроение. «Это все-таки специфика национальной культуры, а не позиция по отношению к власти как таковой. То есть, от того, что там молодежь не вышла, не нужно делать вывод, что проблемами молодежи Кавказа можно не заниматься в отличие от проблем молодежи Смоленской области или где там больше вышло народу», — заключил он.

"