Posted 26 июля 2021, 09:55

Published 26 июля 2021, 09:55

Modified 16 октября 2022, 19:06

Updated 16 октября 2022, 19:06

Крах традиций или выгода: почему на Северном Кавказе выросло число разводов

26 июля 2021, 09:55
В нескольких республиках Северного Кавказа многократно выросло число разводов. В число таких регионов попали Ингушетия, Чечня, Дагестан и другие. Корреспондент Newstracker попытался выяснить, как давно увеличивается число разводов и связано ли это с новыми выплатами для матерей-одиночек.

В России с первого июля 2021 года для родителей-одиночек предусмотрены новые выплаты. Они полагаются в том числе, если родители разведены (и один из них имеет право на алименты), ребенку от восьми до 16 лет и доход на одного члена семьи ниже прожиточного минимума в регионе. Размер пособия составляет половину этого минимума.

Параллельно с вводом новых выплат в России произошел скачок числа разводов. Как следует из данных международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza от 21 июля, с января по май в России было аннулировано почти 252 тысячи браков, что является абсолютным максимумом за последние семь лет. По сравнению с таким же периодом 2020 года число разводов увеличилось на 44%.

«Особенно существенно участились разводы среди жителей северокавказских регионов — Ингушетии (рост в 3,5 раза, до 383 расторжений брака), Чечни (в 2,7 раза, 900 разводов), Дагестана (в 2,1 раза, 2,5 тысячи)», — сообщается в опубликованной информации. Отмечается, что в число антилидеров также вошли Карачаево-Черкесия и Северная Осетия (увеличение в два раза, 750 и тысяча разводов соответственно), Кабардино-Балкария (на 80%, до одной тысячи).

При этом некоторые республики также отметились, как регионы, где желающих вступить в брак было значительно больше, чем разводящихся. Лидером по стране в этом стала Чечня, где количество молодоженов в три раза превышает число разведенных пар. «В Дагестане перевес браков над разводами составил 87,7%, в Ингушетии — 63,7%, в Кабардино-Балкарии — 35%», — следует из данных статистики.

Корреспондент Newstracker изучил сведения по республикам, в которых сильнее всего увеличилось число разводов.

На сайте Северо-Кавказстата опубликованы данные по Ингушетии с 2014 по 2019 года. По этой информации, самое большое число пар расторгли брак в 2016 году — 426 семей. Самое маленькое количество пришлось на следующий год — 386 (практически такое же число разводов зафиксировано за пять месяцев 2021). То есть, в целом, цифры в течение пяти лет варьировались на 40 разводов или на 9%, а затем резко выросли.

Чеченстат приводит данные с 2006 по 2020 год. Самое маленькое число разводов в республике было зарегистрировано в самом первом отчетном году — 400, самое большое — в последнем — 1,5 тысячи. При этом рост не был равномерным, с 2009 по 2017 их количество варьировалось в пределах 1,1-1,3 тысяч. В 2018 году упало до отметки в 800 разводов, а потом выросло до рекордного за 14 лет значения: сначала 1,2 тысячи в 2019, потом 1,5 тысячи в 2020.

Дагестанстат сообщил сведения только за 2020 и 2021 года по месяцам. Там также есть информация о процентах по отношению к предыдущему году, однако непонятно, указывается рост или падение.

В Карачаево-Черкесии, по данным Северо-Кавказстата, с 2012 по 2018 год число разводов варьировалось в пределах 1,36 — 1,6 тысячи. Больше всего семей разошлись в 2012 году — 1647. То есть, плавного роста числа разводов в этот период в регионе не наблюдалось.

В Северной Осетии, по информации той же службы, пик расторжений браков пришелся на 2013 год — 1974, минимальное число супружеских пар развелось в 2020 году — 1769. Выходит, здесь всплеск разводов пришёлся вовсе только на 2021 год.

Примерно та же ситуация в Кабардино-Балкарии. В этой республике, как сообщает орган официальной статистики, в период с 2012 по 2020 наибольшее число пар расторгли брак в первый отчетный год — 2,6 тысячи, наименьшее в 2018 — 2 106. Получается, здесь также пик разводов произошел только в 2021 году.

Причем здесь традиции

Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев отметил, что сейчас по стране в целом подавляющее большинство семей живет в гражданском браке. Поэтому социальные последствия возникновения и расторжения брака фактически зафиксировать нельзя.

«На Северном Кавказе общество более традиционалистское. Поэтому здесь как раз можно сделать вывод: увеличение числа разводов означает, что традиционное общество разлагается. В традиционном обществе развод невозможен, потому что родители не дадут на это разрешения. А в данном случае его, скорее всего, никто не просил», — отметил собеседник.

По его мнению, на это есть две причины. «Первая связана с трансляцией других культур. Посмотрите, хоть в одном фильме где-нибудь герои спрашивают своих родителей совета», — рассказал эксперт. Вторую причину он обозначил как экономическую. «Раньше старшие по возрасту решали, как вести семейное хозяйство. Сейчас больших семейных хозяйств практически не осталось, люди зарабатывают сами по себе. И поэтому диктат старших теряет экономическое основание», — пояснил Журавлев.

Он отметил, что рост числа разводов может быть связан с новыми выплатами для матерей-одиночек. «То, что сегодня любые семьи, любые социальные группы стараются максимально выжать из государства — это факт. Правда, процесс взаимный, и государство тоже старается максимально выжать из граждан», — полагает специалист. Собеседник предположил, что семья может не распадаться фактически, но оформить развод по бумагам. «Но в традиционном обществе это бы было тоже невозможно, потому что там развод — это позор, и его никакими деньгами не компенсируешь», — добавил Журавлев.

Эксперт отметил, что самоизоляция могла лишь ускорить или замедлить какие-то процессы. «Сама по себе, как вы понимаете, она семьи не меняет. Понятно, что необходимость сидеть в закрытом помещении создает психологическое неприятие другого. Пять человек в одной комнате, даже если они любят друг друга, через время возненавидят. Но это не причина, а механизм активизации. Если люди любят друг друга и хотят семью сохранить, то они через время успокоятся и не будут разводиться. Если им, в общем-то не очень хочется эту семью сохранять, то взбесившись от нахождения в одной комнате, они пойдут и подпишут бумажки о разводе», — рассказал специалист.

На вопрос о том, почему наибольший рост числа расторжений брака произошел в Ингушетии, Журавлев отметил, что это самая бедная республика с самым быстрорастущим населением. «Следовательно, там есть массовая трудовая миграция и как следствие размывание традиций уже не на уровне „включил телевизор“. Молодые люди живут вне традиции, потом на свадьбу приезжают на родину, а потом уезжают опять», — пояснил эксперт.

Что касается Чечни, то здесь все не так однозначно. «Чечня — это загадка, потому что ее руководство обладает большим авторитетом в республике и жестко стоит на позиции традиционализма. Почему здесь не проявилось влияние власти, я не знаю», — рассказал Журавлев.

Собеседник отметил, что в Дагестане мог повлиять более высокий уровень урбанизации. «Традиции легче всего размываются в городах. Большая семья — это что? Это большое поле, которое все вместе обрабатывают. А горожане все на службе, не обязательно у родных. Таким образом уже начинается сегментация. Даже если живут в одном доме, и в быту сохраняется традиция, то в трудовой жизни она уже отсутствует», — сообщил эксперт.

Журавлев предположил, что число разводов будет возрастать. «Наличие одного черного лебедя уже отменяет правило, что все лебеди — белые. То, что у вас появился рост разводов означает, что традиция как способ защиты от увеличения количества расторжений браков больше не действует», — рассказал он. Собеседник добавил, что нынешнее общество «малых и краткосрочных семей» предполагает, что количество разводов будет расти. «Правда, и количество браков — тоже. Никто не будет мешать разведенным вступать в новые браки. В традиционном обществе это тоже невозможно: зачем брать того, кого уже взяли», — заключил специалист.

Подпишитесь