Posted 26 июля 2020,, 09:37

Published 26 июля 2020,, 09:37

Modified 16 октября 2022,, 18:34

Updated 16 октября 2022,, 18:34

Провальный проект. Зачем Ставрополю новая дорога в оползневой зоне?

Провальный проект. Зачем Ставрополю новая дорога в оползневой зоне?

26 июля 2020, 09:37
Фото: Медиахолдинг1Mi
В Ставрополе планируют строить новую дорогу для выезда из города в районе 204-го квартала. Люди, живущие по соседству с участком будущей автомагистрали, опасаются, что строительство может усугубить проблемы с оползнями, и не могут добиться от властей внятных ответов на свои вопросы.

Новая дорога поверх старой

Какой будет новая дорога, доподлинно не известно ни властям, ни тем более местным жителям. Этот новый выезд из города по улице по Серова обещают построить с 2015 года, но одобренного проекта до сих пор не существует.

Городская администрация неохотно комментирует судьбу проекта. Из редких комментариев мэрии известно, что начало строительства намечено на 2022 год. Но параметры проекта официально не разглашаются. На официальный запрос NewsTracker администрация Ставрополя также пока не ответила.

Из предварительной схемы проекта ясно, что новую дорогу протянут почти по прямой — от улицы Серова до улицы Восточный Обход. Часть будущей автомагистрали окружена одноэтажными жилыми домами. Посередине участка лесной массив, который, вероятно, планируют вырубить, рассказывают местные жители. По их данным, власти собираются проложить четырехполосную дорогу. По приблизительным подсчетам, предстоит укладка около 4 километров асфальта.

Построить здесь дорогу обещали давно. Еще в 2015 году тогдашний мэр Ставрополя Андрей Джатдоев сообщил в СМИ о планах строительства дороги, напрямую соединяющей улицы Серова и Восточный Обход. Тогда проект оценивали в 650 миллионов рублей.

На этом месте уже есть узкая двухполосная асфальтовая дорога протяженностью около 1 километра, которая едва ли не упирается в лес. Этой дорогой пользуются жители дачного товарищества «Станкостроитель» и 214-го квартала частной застройки.

В садовом товариществе живут почти исключительно пенсионеры, напротив — более крупный жилой квартал с частными домами молодых семей. До недавнего времени жильцы почти не общались с соседями по ту сторону дороги. Познакомиться заставили новости, которые всех застали врасплох.

«Тут люди живут?»

О скором строительстве дороги жильцы ДНТ и их соседи напротив узнали в разных обстоятельствах. Но в обоих случаях по чистой случайности.

Весной жители 214-го квартала решили добиться от властей ремонта детской площадки, но получили неожиданный отказ. Причиной стали как раз планы по строительству автомагистрали. Но выяснилось это не сразу. В течение месяца администрация трижды меняла свое решение насчет детской площадки — сначала пообещали заняться ремонтом, потом предупредили, что сроки затягиваются из-за нехватки денег, а затем и вовсе отказались, потому что все равно здесь скоро будет магистраль.

«Приехал первый замглавы Ленинского района Ставрополя Роман Владимирович Масалов. Он сказал: „А что, тут дома есть? И что, тут люди живут? А я не знал. Ну не переживайте, у вас тут трассу построят, мы защитные экраны поставим“. Так мы и узнали», — вспоминает член инициативной группы жильцов улицы Серова.

На последующие вопросы о том, что это за проект такой, где именно будут прокладывать дорожное полотно, ответов у местных властей не нашлось.

«Мы два месяца пишем администрации с тем, чтобы нас ознакомили с проектом. Администрация этого упорно делать не хочет. К нам приезжал главный архитектор и главный дорожник, которые сказали, что ничего не знают, пообещали организовать встречу всех отделов, чтобы разобраться в вопросе. Мы уже месяц ждем, когда с нами встретятся», — сетует собеседница.

В конце июня на встрече с представителями местной власти выяснили еще некоторые подробности проекта. Ширина будущей дороги по планам должна превышать 31 метр, но между сторонами улицы нет столько земли.

«Четырехполосная дорога с шириной полосы по 3,5 метра. Между ними трехметровая разделительная полоса. Плюс, дорожки по 2,5 метра с одной и с другой стороны. Двухметровый газончик. Подъездные дороги: со стороны ДНТ — 4 метра, с нашей стороны — 5,5 метра. По крайней мере, так сказал главный по дорогам», — вспоминает представительница группы.

Проект, согласно ответам из администрации, находится только на стадии формирования земельного участка под строительство. А начала работ можно ожидать не раньше 2021–2022 года, хотя и этом вопросе нет ясности. Старт проекта будет зависеть от финансирования, подчеркивает мэрия.

Несмотря на отсутствие проекта, в мэрии заранее отказываются обеспечить дополнительную шумоизоляцию вдоль домов — не тот масштаб проекта.

Под угрозой сноса

Дачники столкнулись с проектом намного раньше. «Последний проект, из-за которого сейчас сыр-бор, в 2014 году на слушаниях рассматривали. Нас поставили перед фактом. И то мы с мужем случайно об этом узнали — он в Интернете случайно наткнулся», — рассказывает одна из жительниц дачного товарищества.

Последствия слушаний обнаружились позже, в 2017 году. Владельцам дачных участков начали приходить уведомления от администрации о нарушении границы красной линии, за которыми могло последовать «изъятие участков».

«Сначала ко мне прибежал испуганный сосед с письмо из КУМИ (комитет управления муниципальным имуществом) о том, что его участок попадает за красную линию. У него участок будет изъят. Он в шоке — у него там дом и вообще все. Образовательный уровень у него низковат. У него паника. Я забрала письмо, прихожу в КУМИ — объясните мне, на каком основании будет изъят участок. Сначала сказали, что это, видимо, ошибка. Потом сказали, что там наверное нежилое строение. Решили так, что сосед перемежевал свой участок, отдал им эти 1,5 метра. Потом еще одна такая же ситуация вылезла на самом последнем участке ДНТ. Тоже пришлось проводить перемежевание», — вспоминает собеседник агентства.

Уточнение границ участков, по его словам, власти связывали именно с проектом строительства дороги. Однако, как выяснилось теперь, готового проекта тогда еще не существовало, чтобы ровнять по нему дачные участки.

«Хочется задать вопрос: „На основании чего КУМИ присылало письма с угрозами об изъятии участков?“ Тогда говорили, что проект утвержден, а сейчас говорят, он еще даже экспертизу не прошел», — заметил собеседник агентства.

Земля уходит из-под ног

Несмотря на отсутствие проектов, научные исследования на месте будущего строительства все-таки проводились, рассказывают местные жители. По их данным, здесь обнаружены 2 активных оползня.

«Этот участок всегда был оползневым, он уже сползал в районе 1998–1999 годов. Еще в 1998 году вызывали геодезистов, которые проводили обследование склона. Было установлено, что у нас два активных оползня: один там, где дом сползает; второй оползень практически под моим домом (в районе улицы Безье). И под нами незначительный оползень — трещина в плите. Это мы знаем — тоже нужно предпринимать что-то по укреплению», — рассказала жительница дачного товарищества.

По наблюдениям местных жителей, расстояние между дорогой и краем обрыва сокращается пугающими темпами. Однако геологи заверяют, что строить дорогу на этом участке можно, несмотря на оползневой процесс.

«Строить везде все можно. Главное, не нарушать наши жесткие строительные нормы. Строить там можно, как это ни странно, хотя оползень сильный. Большие затраты понадобятся для удержания почвы, очень большие. Но пока прогнозировать очень проблематично, потому что никаких изысканий еще никто не делал. Только когда будет проект, и он пройдет государственную экспертизу, которая от имени государства будет гарантировать его надежность, тогда можно прогнозировать», — поделился мнением доктор геолого-минералогических наук Борис Галай.

По его приблизительным оценкам, только обследование участка может обойтись в 30 миллионов рублей. Не говоря о стоимости работ по укреплению грунта, что пока не поддается прогнозированию.

«Нужно подключать науку, потому что наши оползни не поддаются инженерному расчету. Сенгилеевский склон имеет коэффициент устойчивости 1,3, по данным Гипроводхоза, — он ползет, потому что там грунты слоистые (слои песка, глины). То есть надо учитывать очень много факторов. И только ученые могут этим заниматься», — отметил Галай.

Он признает, что оползневой процесс в этом месте развивается довольно быстро, и необходимо решать вопрос оперативно.

«Оползень там нестабильный, не понятно, что будет через 5-10 лет. Если вдруг там будут утечки, потоки воды, и оползень сразу смоет», — предостерегает эксперт.

Дорога должна быть

Выездная дорога включена в генеральный план Ставрополя. Но даже это еще не гарантия строительства и не предмет для конструктивного обсуждения проекта, считают эксперты.

«Раньше генплан был приложение к пятилеткам — если там рисовали дорогу, то ее и планировали, деньги закладывались. Сейчас генплан носит какой-то концептуальный характер — эти решения еще не подтверждены конкретными проектами», — отметил президент Альянса свободных ставропольских архитекторов, почетный архитектор России Виктор Маркелов.

Он поддерживает планы администрации по строительству новой въездной группы, поскольку это один из способов сократить пробки на городских улицах.

«Это вопрос транспортных нагрузок [на внутригородские дороги]. Такая дорога в принципе необходима, потому что Серова вроде магистральная улица, а на самом деле тупиковая. Единственное актуальное направление Север — Юг по улицам Доваторцев и Кулакова. Да еще и эти улицы связаны между собой хреновенько. Поэтому новые выездные дороги нужны», — считает Маркелов.

Именно этими причинами и объясняет необходимость строительства дороги администрация Ставрополя.

«Автомобильная дорога необходима для развития улично-дорожной сети города Ставрополя и позволит повысить пропускную способность прилегающих районов, обеспечит город новой въездной группой», — сказано в документах администрации.

Однако сроки реализации проекта эксперт ставит под сомнение. Главным образом, в силу масштабов строительства — потребуется финансирование, которого нет в городском бюджете.

«Сам город бюджет на строительство дороги не потянет. А дороги — это уровень, как минимум, краевой, а как максимум, федеральный», — отметил собеседник агентства.

"